Обзор изменений от 04.02.2019 г.

  • Минэкономразвития России переданы функции Минэнерго России по регулированию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности (постановление Правительства РФ от 26.01.2019 № 45).

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2019 № 45 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» определено, что Минэкономразвития России осуществляет:

- методическое обеспечение разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценки их эффективности;

- ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Оно также уполномочено утверждать:

- требования к проведению энергетического обследования, его результатам (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования);

- порядок проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;

- порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и перечень включаемых в него сведений.

Начало действия документа - 07.02.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Обновлены правила проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности (постановление Правительства РФ от 25.01.2019 № 43).

Постановлением Правительства РФ от 25.01.2019 № 43 «О проведении отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций» вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства РФ, которыми, в частности, предусматривается:

- переход с 2019 года к конкурентным отборам мощности на 6 лет (сейчас на 4 года);

- индексация ценовых параметров конкурентного отбора мощности для конкурентных отборов мощности в 2022 - 2024 годах;

- порядок проведения конкурентных отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций и особенности торговли мощностью по договорам купли-продажи мощности модернизированных объектов.

Кроме того, утверждаются правила определения величин предельных (максимальных и минимальных) капитальных затрат на реализацию таких проектов модернизации и правила индексации величин типовых капитальных затрат на эти проекты.

Начало действия документа - 07.02.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Установлены общеобязательные требований к участию генерирующего оборудования в общем первичном регулировании частоты в энергосистеме (приказ Минэнерго России от 09.01.2019 № 2).

Приказом Минэнерго России от 09.01.2019 № 2 «Об утверждении требований к участию генерирующего оборудования в общем первичном регулировании частоты и внесении изменений в Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229» установлены общеобязательные требования к участию генерирующего оборудования в общем первичном регулировании частоты (ОПРЧ) в энергосистеме.

Приказом установлены требования к генерирующему оборудованию, его маневренным и иным техническим характеристикам, системе регулирования, выполнение которых необходимо для обеспечения возможности участия генерирующего оборудования в ОПРЧ и должно соблюдаться в процессе такого участия. Предусмотренные Приказом требования дифференцированы применительно к различным типам генерирующего оборудования (для оборудования тепловых, в том числе ПГУ, ГТУ, атомных, гидро- электростанций, ветряных и солнечных электростанций)  и учитывают их специфику.

Для обеспечения выполнения указанных требований Приказом предусмотрено проведение испытаний в отношении вновь вводимого (реконструированного) генерирующего оборудования и оборудования, в отношении которого выявлены факты неудовлетворительного участия в ОПРЧ,  а также осуществление мониторинга участия генерирующего оборудования в ОПРЧ на регулярной основе.

Установленные Приказом требования направлены на обеспечение надежного функционирования электроэнергетической системы, предусматривают только требования к характеристикам, режимам и параметрам работы генерирующих объектов, функционирующих в составе электроэнергетической системы, необходимые для обеспечения регулирования частоты в энергосистеме, и  не относятся к требованиям безопасности оборудования как продукции.

Ссылка на приказ: Посмотреть

  • 29.01.2019 открыт для публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон».

Проектом постановления предусмотрено совершенствование действующих требований к оцениваемым в соответствии с Правилами субъектам электроэнергетики.

Предлагаемые Минэнерго России изменения предусматривают корректировку области применения Правил в части исключения из контура оценки организаций, не оказывающих существенного влияния на электроэнергетический режим электроэнергетических систем, а также изменения состава условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон в части исключения условий, которые по результатам применения Правил были определены как низкоэффективные и объединения некоторых условий, с целью повышения объективности оценки. Связано это, прежде всего, с полученным опытом практического применения Правил.

Изменения в Правила прорабатывались с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций отрасли.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативно правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/01-19/00088064

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 29.01.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям по вопросам опосредованного технологического присоединения».

Разрабатываемый Проект постановления Правительства РФ направлен на  расширение перечня лиц, которым предоставлена возможность перераспределения мощности.  

Правилами технологического присоединения № 861 не предусматривается осуществление опосредованного технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам владельца энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, после 1 января 2015 г.

В связи с этим, Проектом предлагается предоставить возможность перераспределения мощности для лиц, в отношении которых до 1 января 2011 г. в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/01-19/00088062

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 30.01.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям по вопросам перераспределения максимальной мощности».

Разрабатываемый Проект постановления Правительства РФ направлен на  расширение перечня лиц, которым предоставлена возможность перераспределения мощности.  

Правилами технологического присоединения № 861 предусмотрено ограничение на перераспределение максимальной мощности для лиц, в отношении которых после 1 января 2009 г. в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям. Проектом предполагается предоставить возможность перераспределения максимальной мощности для лиц, в отношении которых в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям после 1 января 2011 г.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/01-19/00088092

Ссылка на проект: Посмотреть

  • Глава ФАС России Игорь Артемьев презентовал законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» в РСПП.

30-01-2019

Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев презентовал законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», подготовленный ФАС России совместно с Министерством экономического развития РФ.

«Это доработанный и согласованный с Минэкономразвития законопроект. В ходе его подготовки мы учли многие замечания и предложения бизнеса, в том числе членов Российского союза промышленников и предпринимателей», – сообщил Игорь Артемьев.

По словам главы ФАС России, «позиции ФАС России и Минэкономразвития с одной стороны, и бизнеса с другой, значительно сблизились».

Вместе с тем И. Артемьев отметил, что доработка законопроекта продолжается.

«После обсуждение законопроекта на Бюро Правления РСПП мы также планируем встретиться с представителями Деловой России и ОПОРы России, чтобы услышать и их точку зрения, учесть их пожелания и замечания и сделать закон более гармоничным и сбалансированным», – заявил И. Артемьев.

Объясняя цель разработки этого законопроекта, И. Артемьев отметил, что назрела необходимость создания единых, четких и понятных правил тарифного регулирования в стране. Сейчас существует более 150 различных нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования: 18 законов, более 40 постановлений Правительства РФ и более 100 ведомственных нормативных актов.

В ФАС отмечают, что разница в тарифах на одни и те же виды услуг может достигать десятков раз, а регуляторы могут принимать практически любые произвольные решения. Исправить ситуацию призван разработанный ФАС России совместно с Минэкономразвития законопроект.

В законопроекте содержится перечень регулируемых сфер деятельности, определены единые цели, принципы, формы и методы государственного регулирования цен (тарифов), введены основные положения об инвестиционной деятельности регулируемых субъектов, отражены основные положения порядка установления регулируемых цен (тарифов), описан порядок осуществления государственного контроля.

Основными принципами государственного регулирования цен (тарифов) станет:

- Приоритет государственного регулирования цен (тарифов) методом сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат)).

- Установление цен (тарифов) исходя из их экономической обоснованности.

- Соблюдение баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей.

- Долгосрочность установления цен (тарифов).

- Прекращение, в том числе поэтапное, либо минимизация объемов перекрестного субсидирования.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

  • Сетевая организация МУП «ТРСК Новокузнецкого района» оштрафована за нарушение антимонопольного законодательства.

Постановлением Кемеровского УФАС от 25.01.2019 МУП «ТРСК Новокузнецкого района» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, и ему назначено наказание в размере 669 553, 13 руб. административного штрафа.

Как следует из постановления, МУП «ТРСК Новокузнецкого района» нарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в искусственном увеличении полезного отпуска электроэнергии, передача которой подлежит оплате ПАО «Кузбассэнергосбыт», и соответственно уменьшении потерь электрической энергии, которые должны приобретаться и оплачиваться сетевой компанией. МУП «ТРСК Новокузнецкого района» производило неверный расчет объема безучетного потребления электроэнергии, что  привело к искусственному увеличению полезного отпуска электроэнергии.

Такими действиями сетевая организация МУП «ТРСК Новокузнецкого района» создала ситуацию, которая привела к неправильному определению объемов потребленной гражданами электроэнергии, некорректным начислениям, и как следствие, создала угрозу введения ограничения (приостановления) предоставления электроэнергии потребителям ввиду наличия задолженности, за что и было оштрафовано Кемеровским УФАС.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

  • Мосэнергосбыт выполнил предупреждение ФАС.

29-01-2019

АО «Мосэнергосбыт» в установленный срок выполнило выданное Московским областным УФАС России предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства, путем выставления счетов за безучетно потреблённую электроэнергию, объёмы которой рассчитаны в соответствии с пунктом 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Об этом говорится в сообщении службы.

Ранее в адрес Московского областного УФАС России поступило заявление ТСЖ «Экспериментальный жилой комплекс «Эдэм» о неправомерном применении в расчетах объема безучетно потребленной электроэнергии пункта 195 Основных положений функционирования розничных рынков.

По результатам рассмотрения указанного заявления в адрес Мосэнергосбыта направлено предупреждение о необходимости прекращения указанных действий.

Справочно: ПАО «Мосэнергосбыт» (ИНН 7736520080) образовано в 2005 году после выделения из состава ПАО «Мосэнерго», реализует жителям Москвы и МО около 8% электроэнергии, вырабатываемой в стране. Компания поставляет электрическую энергию более 265 тыс. предприятий и организаций и 6.6 млн. бытовых потребителей Москвы и Московской области. Уставный капитал Мосэнергосбыта составляет 383.005 млн. руб. и разделён на 38300481881 обыкновенных акций номиналом 0.01 руб. каждая. ПАО «Интер РАО» владеет 95.1736% уставного капитала компании.

Источник: Посмотреть

  • В Воронежской области суд оштрафовал ПАО «МРСК Центра» на 600 тысяч рублей.

31-01-2019

Служители Фемиды оставили в силе постановление о привлечении компании к ответственности.

В Воронежской области в Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) обратилась компания ООО «Агрохолдинг Рамонская индейка». Фирма хотела выяснить, насколько законно ПАО «МРСК Центра» уклонилась от выполнения технологического присоединения к электросетям комплекса по выращиванию и убою индейки.

Антимонопольщики выяснили, что между компаниями был заключен договор об осуществлении технологического присоединения птицеводческого комплекса в срок до 17 ноября 2017 года. Однако «МРСК Центра» сначала направила агрохолдингу письмо о том, что свои обязательства приостанавливает, а затем и вовсе о расторжении договора.

ФАС пришел к выводу, что сетевая компания не выполнила мероприятия по технологическому присоединению. ПАО «МРСК Центра» было привлечено к штрафу в 850 тысяч рублей. Компания его пыталась оспорить в Арбитражном суде Воронежской области, но суд жалобу отклонил.

«Арбитражный суд уменьшил размер штрафа с 850 до 600 тысяч рублей», – резюмировали в УФАС.

Источник: Посмотреть

  • Арбитражный суд Московского округа поддержал решение столичного УФАС в отношении МОЭСК.

31-01-2019

 «Арбитражный суд Московского округа поддержал решение и предписание Московского УФАС России в отношении сетевой организации МОЭСК», – говорится в сообщении.

Уточняется, что ранее антимонопольный орган признал компанию виновной в злоупотреблении доминирующим положением при выявлении бездоговорного потребления электроэнергии столичным торговым центром.

«МОЭСК умышленно затягивала сроки выдачи актов о технологическом присоединении больше полугода. Такими действиями компания препятствовала заключению договора между торговым центром и гарантирующим поставщиком Мосэнергосбытом. При этом «МОЭСК» провела проверку в торговом центре и выявила факты бездоговорного потребления электроэнергии. Компания два месяца тянула с составлением актов о бездоговорном потреблении в целях увеличения его объема и стоимости. В итоге потребитель получил счет на сумму более 10 млн. руб., что в разы превысило стоимость его годового потребления», – пояснили в пресс-службе.

Там также добавили, что сетевая организация не согласилась с решением и предписанием Московского УФАС России и обратилась в суд. Кассационный суд согласился с выводами судов первой и второй инстанции и также подтвердил законность действий антимонопольного органа.

Источник: Посмотреть

  • Арбитражный суд Приморья поддержал ДРСК в споре с Дальнегорским ГОКом.

01-02-2019

Арбитражный суд Приморского края удовлетворил исковое заявление «Дальневосточной распределительной сетевой компании» в отношении ООО «Дальнегорский ГОК» о взыскании задолженности за август 2018 года в размере 5,3 млн. рублей.

В настоящее время в Арбитражном суде Приморья рассматриваются еще четыре исковых заявления сетевой организации о взыскании задолженности с горно-обогатительного комбината с декабря 2017 года. В декабре 2018 года арбитражным судом Приморского края также было удовлетворено исковое заявление компании о взыскании задолженности с Дальнегорского ГОКа за июль 2018 года в размере 18,5 млн. рублей.

Фактически, Дальнегорский ГОК пользуется электроэнергией за счет жителей и других предприятий Дальнегорска и Тернейского района. Дальнегорский ГОК уже несколько лет является одним из самых проблемных должников за электроэнергию в Приморье. Напомним, с декабря 2017 года по договору оказания услуг по передаче электроэнергии между ООО «Дальнегорский ГОК» и АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», комбинат ни разу добровольно не оплатил выставляемые ему счета. На сегодняшний день суммарный долг Дальнегорского ГОК перед ДРСК составляет 263 млн. рублей. Накопленный комбинатом долг сетевая компания вынуждена взыскивать через суд.

С октября 2018 года Дальнегорский ГОК игнорирует уведомление сетевой организации о необходимости введения процедуры самоограничения и продолжает потреблять электроэнергию в полном объеме загрузки производства на полную мощность.

Источник: Посмотреть

  • Верховный Суд РФ согласился с выводами судов нижестоящих инстанций о законности постановления Московского УФАС в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» (определение ВС РФ от 28.01.2019 № 305-АД18-23654).

ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Московской области и представления, вынесенного на основании него.

Решением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования ПАО «ФСК ЕЭС» отказано.

Определением Арбитражного суда Московского округа было прекращено производство по кассационной жалобе общества на решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций, принятые по настоящему делу.

Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просило отменить решение и постановления указанных судов, считая их незаконными и необоснованными.

Определением от 28.01.2019 № 305-АД18-23654 Верховный Суд отказал ПАО «ФСК ЕЭС» в удовлетворении кассационной жалобы на основании нижеследующего.

Как усматривается из судебных актов, оспоренным постановлением ПАО «ФСК ЕЭС»  привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде 100 тыс. рублей административного штрафа.

Основанием для привлечения к ответственности ПАО «ФСК ЕЭС» послужил установленный УФАС в результате проведенного административного расследования факт нарушения ПАО «ФСК ЕЭС» Правил технологического присоединения № 861. Нарушение выразилось в не направлении проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств в адрес заявителей в установленный срок.

По данному факту УФАС в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление. Кроме того, обществу выдано представление, в котором предложено принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и сообщить в управление об исполнении представления в месячный срок со дня его получения.

Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Судами установлено, что поскольку ПАО «ФСК ЕЭС» не направило проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств в установленный срок,  оно нарушило ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, УФАС правомерно определен  в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд поддержал суд округа в споре между Свердловским УФАС и ОАО «МРСК Урала» (определение ВС РФ от 30.01.2019 № 309-АД18-24155).

ОАО «МРСК Урала» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к УФАС по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа 200 тыс. руб. по делу об административном правонарушении по ст. 9.15 КоАП РФ (нарушение стандартов раскрытия информации).

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявленные требования были удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения штрафа, превышающего 100 тыс. рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением арбитражного суда округа указанные судебные акты отменены, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с постановлением окружного суда, антимонопольный орган обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просил постановление суда округа отменить, ссылаясь на допущенные судом существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Определением от 30.01.2019 № 309-АД18-24155 Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы Свердловского УФАС в виду следующего.

Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к ответственности ОАО «МРСК Урала» послужили выводы административного органа о незаконном бездействии общества, не опубликовавшего по состоянию на 11.10.2017 на сайте предусмотренную пп. «в(1)» и «д» п. 11 Стандартов раскрытия информации № 24 информацию о величине резервируемой максимальной мощности в разбивке по уровням напряжения за 3 квартал 2017 года (при наличии размещенной информации за 1 и 2 кварталы 2017 года), и форму типового договора об осуществлении временного технологического присоединения.

Статьей 9.15 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Как указано ВС РФ в рассматриваемом определении, признавая оспариваемое постановление незаконным, суд округа правомерно исходил из того, что при установленных нижестоящими судами обстоятельствах относительно раскрытия обществом информации на официальном сайте о величине резервируемой максимальной мощности в разбивке по уровням напряжения ежеквартально, а также в отсутствие доказательств того, что форма договора о временном технологическом присоединении отличается от общей типовой формы договора о технологическом присоединении, делая невозможным универсальное использование последней, наличие в действиях общества состава правонарушения по ст. 9.15 КоАП РФ антимонопольным органом не доказано.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!