Обзор изменений от 01.07.2019 г.

  • Установлен порядок заключения с коммерческой организацией соглашений о передаче функций гарантирующего поставщика (постановление Правительства РФ от 22.06.2019 № 800).

Постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 № 800 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определены, в частности:

- требования к коммерческой организации, с которой гарантирующим поставщиком, зоны деятельности которого расположены на территории нескольких субъектов РФ, может быть заключено соглашение о передаче функций гарантирующего поставщика;

- порядок уведомления о передаче функций гарантирующего поставщика уполномоченных федеральных органов, уполномоченных органов исполнительной власти субъекта РФ, совета рынка, иных заинтересованных органов;

- обязанности организации, которой переданы функции гарантирующего поставщика;

- порядок, основания и сроки принятия уполномоченным федеральным органом решения о соответствии (несоответствии) организации, с которой заключен договор, требованиям, предъявляемым к гарантирующим поставщикам;

- обязанности организации, которой переданы функции гарантирующего поставщика, возникающие в случае подтверждения уполномоченным федеральным органом власти ее соответствия требованиям, предъявляемым к гарантирующим поставщикам;

- порядок и сроки принятия уполномоченным федеральным органом власти решения о присвоении организации статуса гарантирующего поставщика и требования к такому решению.

Указанное решение о присвоении организации статуса гарантирующего поставщика может быть принято не позднее 31 декабря 2020 года.

Кроме того, установлен порядок осуществления расчетов между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии - гарантирующим поставщиком при получении сетевой организацией уведомления от данного поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с планируемым заключением соглашения о передаче функций гарантирующего поставщика.

Начало действия документа – 04.07.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

  • Установлен перечень форм, содержащих информацию, предназначенную для включения в ГИС ТЭК, предоставляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в обязательном порядке (приказ Минэнерго России от 19.04.2019 № 391).

Приказом Минэнерго России от 19.04.2019 № 391 «Об утверждении перечня форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса» установлен перечень форм, содержащих информацию, предназначенную для включения в ГИС ТЭК, предоставляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в обязательном порядке.

В Перечень включены, в том числе, формы сегмента в области электроэнергетики, теплоэнергетики, возобновляемых источников энергии (63 формы).

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

  • 24.06.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям».

Проект приказа Минэнерго России разрабатывается в связи с необходимостью внесения изменений в Административный регламент предоставления Минэнерго России государственной услуги по утверждению нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденный приказом Минэнерго России от 27.11.2012 № 599.

Приказ будет распространяться на собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/06-19/00092500

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 27.06.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по передаче электрической энергии территориальными сетевыми организациями».

Разрабатываемый нормативный акт направлен на гармонизацию законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, а также обеспечения исполнения положений Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Обеспечение равных условий осуществления хозяйственной деятельности всеми потребителями услуг по передаче электроэнергии в регионе путем установления единых (котловых) тарифов, а также обоснованное распределение котловой (суммированной для всех сетевых организаций региона) выручки между соответствующими организациями, является важнейшим условием для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/06-19/00092649

Ссылка на проект: Посмотреть

  • Александр Новак провел годовое общее собрание акционеров ПАО «Россети».

27-06-2019

Министр энергетики Российской Федерации, Председатель Совета директоров ПАО «Россети» Александр Новак провел годовое общее собрание акционеров ПАО «Россети».

В ходе своего выступления Александр Новак отметил, что компания «Россети» является системообразующей в российской электроэнергетике.

«Это одна из крупнейших компаний в мире, и Правительство РФ уделяет особое внимание, чтобы компания «Россети» развивалась, повышала свою эффективность», – сказал Председатель Совета директоров.

По словам Александра Новака, задачи, которые ставятся перед компанией, сформулированы в Стратегии развития электросетевого комплекса страны и в Стратегии развития компании, и сейчас идет работа над обновлением этого документа.

«В Министерстве энергетики и в Правительстве Российской Федерации рассматривается новый проект Стратегии развития компании «Россети» на период до 2035 года. Эта Стратегия в высокой степени готовности, она будет внесена на рассмотрение осенью, до конца года мы должны будем ее рассмотреть и утвердить на Совете директоров», – добавил Председатель Совета директоров.

Александр Новак считает, компания должна и дальше повышать свою эффективность, уровень корпоративного управления, инвестиционную привлекательность, снижать издержки, что в конечном итоге позволит увеличить капитализацию и нарастить выплаты дивидендов.

Председатель Совета директоров подчеркнул, что «Россети» уделяют особое внимание внедрению современных технологий. Так, утверждена стратегия цифрового развития компании, в рамках которой будет расширяться применение интеллектуальных приборов учета. Условия для развития компании создает и государство.

«Стимулирование отказа потребителей от лишней мощности, снижение перекрестного субсидирования, переход на долгосрочное тарифообразование –  это все те направления, которые Правительство одобрило, и в ближайшее время будет принята необходимая нормативно-правовая база», – сообщил Председатель Совета директоров.

Источник: Посмотреть

  • Энергетики разыграли оплату непотребления. Прошел пилотный отбор агрегаторов спроса.

27-06-2019

Пилотный отбор агрегаторов спроса, управляющих снижением нагрузки множества мелких розничных потребителей, привлек крупнейших игроков сектора. В частности, участвовать в тестовой обкатке нового механизма, будут финский Fortum, «Россети», «Росатом» и энергосбытовые структуры «Интер РАО». Объемы этого рынка пока символические – менее 50 МВт, но при его росте возможно уже более существенное влияние на снижение цен на электроэнергию, прогнозируют аналитики.

«Системный оператор» (СО; диспетчер энергосистемы) провел первый отбор агрегаторов, управляющих режимом потребления множества розничных потребителей. Они будут по команде СО снижать потребление, тем самым давая возможность не вводить дополнительную генерацию или электросети для покрытия пиковых нагрузок, а за это и агрегатор, и его потребители будут получать плату. Аналогичный механизм ценозависимого снижения потребления (demand response) для оптового энергорынка был запущен в 2016 году.

СО будет разгружать розничных потребителей не более пяти раз в месяц на два или четыре часа. Пилотный отбор краткосрочный – с июля по сентябрь 2019 года. Из протоколов СО следует, что в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) количество заявок значительно превышало квоту – при ее объеме 39 МВт было подано 56 МВт заявок, во второй ценовой зоне (Сибирь) из квоты в 11 МВт выбрано лишь 8,5 МВт.

Несмотря на малые объемы, агрегацией спроса в первой ценовой зоне решили заняться крупные генкомпании – «Фортум» (подконтролен финскому Fortum) и «Росэнергоатом», а также крупные энергосбыты – «РН-Энерго» (активы «Интер РАО», работающие с промпотребителями, в том числе с «Роснефтью»), «Газпром энергосбыт», «Атомэнергосбыт» и «Русэнергосбыт» (РЭС; основной поставщик ОАО РЖД, принадлежит итальянской Enel и ЕСН Григория Березкина). Максимальный объем снижения потребления с самой высокой ценой на конкурс заявил РЭС, выставивший 19 МВт за 600 тыс. руб. на 1 МВт в месяц, минимум по объему и цене – 0,01 МВт за 100 тыс. руб. на 1 МВт в месяц – заявил подконтрольный «Россетям» «Псковэнергосбыт». Также отбор прошли «Россети Северный Кавказ» и «Россети Юг» (бывшие МРСК Северного Кавказа и МРСК Юга). В Сибири основные объемы забрал энергосбыт МАРЭМ+ (подконтролен «Евросибэнерго»).

В РЭА отметили, что отбор «пилотный для всех участников процесса», после него компания определится, продолжит ли и дальше принимать в них участие. Для РЭА конкурсы интересны возможностью выравнивания графика нагрузки для базовой генерации и получения «прямого дополнительного дохода». В РЭС говорят, что механизм позволяет предлагать услугу по дополнительному снижению затрат на приобретение электроэнергии (для КамАЗа, как следует из протокола). «Также управление спросом уже на этапе реализации пилотных проектов позволит разгрузить энергосистему, а в будущем – обеспечить рациональную загрузку электростанций», –  полагают в компании. В «Россетях» считают, что экономический эффект от участия в пилотном отборе будет положительным, но не столь значительным. При этом компания рассчитывает на рост рынка, поскольку это позволит госхолдингу нарастить нетарифную выручку и повысить привлекательность для акционеров.

Источник: Посмотреть

  • ФАС России: электросети нацеливают на эталон.

24-06-2019

ФАС готова уже с 2020 года установить унифицированные тарифы в распределительных электросетях, где сейчас они могут отличаться в несколько раз в зависимости от региона. В частности, территориальным сетевым организациям (ТСО) по желанию предлагается снизить их завышенные операционные затраты до «эталонного» уровня. При этом переход на «эталон», по оценкам ФАС, потребует роста затрат потребителей на 52 млрд. руб. в год. В Минэкономики предлагают уточнить методику расчета, чтобы избежать такого роста, а в Минэнерго – учесть в «эталоне» также получение сетями прибыли.

ФАС разработала проект постановления о введении нового вида долгосрочного регулирования тарифов в электросетях – метода сравнения аналогов («эталонов» затрат). В пилотных регионах он может начать действовать с 2020 года. Его назначение – установить бенчмарк на операционные затраты (OPEX) с его ежегодной индексацией на уровень «инфляция минус» для МРСК и ТСО (управляют распредсетями, находящимися в региональной, муниципальной или частной собственности). Поручение подготовить проект постановления о введении «эталонного» OPEX до 17 июня, «имея в виду, что они являются предельными и могут быть снижены при принятии тарифных решений регуляторами», дал вице-премьер Дмитрий Козак.

Сейчас местные сети могут получать тариф в несколько раз выше на единицу обслуживания, чем государственные МРСК, а тарифы на передачу в различных регионах могут отличаться в несколько раз. ФАС предлагает устанавливать «эталонный» OPEX минимум на пять лет. Как следует из проекта постановления службы, экономия OPEX останется в компании, а его превышение не будет учитываться в тарифе. В ФАС заявили, что подход сделает тарифное регулирование «прозрачным и понятным», а у ТСО появятся стимулы повышать эффективность и оптимизировать затраты. На совещаниях ФАС приводила расчеты для 153 крупнейших ТСО: доведение их OPEX до «эталонного» уровня потребует 52 млрд. руб. дополнительных платежей потребителей в год.

ФАС пока не удалось согласовать свой проект с другими регуляторами. Минэнерго, в частности, считает, что «эталонный» OPEX нужно установить для всех ТСО, введя трехлетний переходный период в 2020–2022 годах. При определении OPEX также нужно установить требования об учете в необходимой валовой выручке сетей предпринимательской прибыли в размере не более 5%, считают в Минэнерго. Кроме того, ФАС до сих пор не раскрыла саму методику расчета бенчмарка и не в полной мере учла региональные и климатические особенности обслуживания электросетей, считают в Минэнерго.

Минэкономики в целом поддерживает идею с «эталонами», но не одобряет подходов ФАС. По расчетам министерства, при реализации предложений ФАС рост OPEX электросетей может достигать 25%. «Необходимо разобраться с методологией, по которой «эталонные» тарифы были посчитаны, прежде чем утверждать их значения», – отмечают в ведомстве, добавляя, что опыт с «эталонами» в энергосбытах (введены с середины 2018 года для «усреднения» маржи гарантирующих поставщиков) показал, что без этого этапа рост может быть «непредсказуемо высоким». В ФАС неудачу с введением «эталонов» в энергосбытовых компаниях не признают, отмечая, что итогом стало снижение надбавок для трети ГП, а десятикратная разница в уровне сбытовых надбавок по регионам «существенно снизилась».

Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев отмечает, что, исходя из оценки последствий введения «эталонов», вместо оптимизации сетевых расходов последует их существенный рост. «Это сделает высокорентабельные сети вроде МОЭСК и «Россети Центр» (ранее – МРСК Центра, прим. ред.) еще богаче», – замечает он. В «Россетях» отмечают, что переход на «эталонный» OPEX сделает сетевой тариф «прозрачным и понятным без дополнительной нагрузки на потребителя». Но в проекте ФАС нужно доработать численные значения «эталонов», считают в компании.

Применение метода сравнения аналогов, причем в долгосрочном варианте, взамен метода ежегодно рассчитываемых обоснованных затрат само по себе является существенным шагом к более рыночному и справедливому регулированию сетевых организаций, считает глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов. Однако, отмечает он, остаются вопросы о том, насколько корректно будут рассчитаны «эталоны», в какой степени они будут унифицированы, учитывая региональные особенности, и как широко они будут внедряться.

Источник: Посмотреть

  • Московское УФАС России вновь уличило ОЭК в нарушении сроков.

24-06-2019

Московское УФАС России вновь оштрафовало АО «Объединенная энергетическая компания» – одну из крупнейших электросетевых компаний Москвы за нарушение Правил технологического присоединения к электрическим сетям.

АО «ОЭК» должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств хозяйствующего субъекта к электросетям, но существенно нарушило установленные сроки.

На момент привлечения к административной ответственности срок был нарушен на 9 месяцев, более того, монополист не приступил к выполнению мероприятий, ссылаясь на возникшие проблемы с закупочными процедурами.

«Внутренние проблемы сетевой организации не являются основанием для нарушения императивных сроков, установленных для технологического присоединения. Данный случай не первый за последний год, когда ОЭК нарушает сроки, ссылаясь на проблемы внутриорганизационного характера. Рецидив – повод для увеличения штрафа для сетевой организации», – отметил заместитель руководителя Московского УФАС России Никита Полещук.

Столичный антимонопольный орган принял решение о привлечении АО «ОЭК» к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.21 КоАП. Учитывая, что компания привлекается не впервые, регулятор назначил наказание в размере 600 тысяч рублей.

Источник: Посмотреть

  • ПАО «МРСК Центра и Приволжья» назначен штраф за повторное нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

25.06.2019 должностным лицом Рязанского УФАС России рассмотрено дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по факту нарушения порядка подключения к электрическим сетям.

Установлено, что к ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Рязаньэнерго») обратилось физическое лицо с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома.

По результатам рассмотрения заявки между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения и выданы технические условия, являющиеся его неотъемлемой частью.

Однако в технических условиях сетевая организация не указала полный перечень своих мероприятий, которые она должна выполнить в процессе технологического присоединения, и при этом включила в обязанности заявителя излишние мероприятия по организации учета электрической энергии, необходимость в которых у заявителя отсутствовала.

Так, например, сетевая организация обязала заявителя осуществить монтаж ВРУ объекта с устройствами защиты, контроля величины максимальной мощности и прибором учета электрической энергии (мощности). При этом сетевая организация не учла факт наличия у заявителя установленного в надлежащем порядке и введенного в эксплуатацию расчетного прибора учета электрической энергии, в связи с имевшим ранее подключением дома к электрическим сетям иного лица.

Прямым следствием такого нарушения стало заключение гражданином с ПАО «МРСК Центра и Приволжья» дополнительного договора на замену приборов учета и выполнение иных услуг, что привело к существенному увеличению затрат на подключение.

По указанной причине ПАО «МРСК Центра и Приволжья» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ; размер административного штрафа составил 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

В настоящее время постановление по делу об административном правонарушении не вступило в законную силу и может быть обжаловано сторонами в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Источник: Посмотреть

  • АО «Янтарьэнерго» в очередной раз оштрафовано за нарушение правил технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

27 июня 2019 постановлениями Калининградского УФАС России по 4 административным делам сетевая организация АО «Янтарьэнерго» оштрафована на 3,2 млн. руб. за нарушение  сроков технологического присоединения, установленных п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Калининградским УФАС отмечено, что роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействии как с обратившимся к нему лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.

Как указано административным органом в постановлениях, АО «Янтарьэнерго» не представило доказательств, подтверждающих, что им предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей в предусмотренные законом сроки.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям установлена ст. 9.21 КоАП РФ.

Ответственность за повторное совершение административного правонарушения предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Калининградским УФАС установлено, что АО «Янтарьэнерго»неоднократно привлекалось к ответственности за нарушение ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ и назначаемые по делам об административном правонарушении наказания, предусмотренные ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, не достигают своих целей предупреждения совершения правонарушений в будущем, вследствие чего АО «Янтарьэнерго»  назначен административный штраф по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в размере 800 тыс. рублей по каждому из четырех административных дел.

Источник: Посмотреть

  • Верховный Суд разбирался, кто из сторон договора на технологическое присоединение обладает правом на односторонний отказ от договора (определение ВС РФ от 24.06.2019 № № 305-ЭС19-1106).

Основной вывод: если договор технологического присоединения заключен между тремя сторонами (заказчиком, исполнителем (сетевой организацией) и плательщиком), то право на односторонний отказ от договора, предусмотренный п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ, по общему правилу предоставлено исключительно заказчику по договору.

Ключевые тезисы:

- в соответствии с п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике, п. 6 Правил технологического присоединения № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным;

- на правовую квалификацию договора технологического присоединения как договора возмездного оказания услуг и, как следствие, на право заказчика в соответствии с п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов указано в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от  24.03.2017 № 304-ЭС16-16246, от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195, пункте 23 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 28.03.2018;

- участие коммерческой организации в качестве стороны в договоре определяется ее экономическим интересом, выражающимся в конечном итоге в извлечении прибыли (ст. 1, 50 Гражданского кодекса РФ). При этом такой интерес должен быть законным, основанным на юридических и финансовых возможностях этого лица;

- объем полномочий плательщика по договору, его право расторгнуть договор в целом или настаивать на прекращении его обязательств по внесению платежей в судебном или одностороннем порядке, определяется его интересом в осуществлении платежей по договору техприсоединения и заключении договора, принадлежностью объектов, подлежащих технологическому присоединению к сетям сетевой организации, и тем, кто (заказчик или плательщик) извлекает полезный результат из исполнения договора.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!