- Утвержден порядок проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений электроэнергетики (приказ Минэнерго России от 14.05.2019 № 465).
Приказом Минэнерго России от 14.05.2019 № 465 «Об утверждении Правил проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики» утверждены настоящие Правила, которыми устанавливаются требования к организации, содержанию, объему работ при техническом освидетельствовании и порядок его проведения для оборудования, зданий и сооружений в части линий электропередачи объектов электроэнергетики (за исключением атомных электростанций) по истечении установленного нормативного срока службы (срока эксплуатации для зданий и сооружений) сверх определенного документацией организаций – изготовителей оборудования либо проектной документацией (для зданий и сооружений).
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие на праве собственности или на ином законном основании входящими в состав энергосистем объектами электроэнергетики, обязаны обеспечить проведение технического освидетельствования объектов технического освидетельствования в соответствии с утвержденными Правилами, если иное не предусмотрено требованиями документации организации – изготовителя оборудования либо проектной документации.
В случае утраты документации организации - изготовителя оборудования либо проектной документации владелец объекта электроэнергетики при проведении технического освидетельствования должен руководствоваться настоящими Правилами.
Правилами, помимо прочего, определяется:
- перечень объектов технического освидетельствования;
- цели, задачи и сроки проведения технического освидетельствования;
- перечень работ, проводимых в рамках технического освидетельствования;
- порядок анализа и оформления результатов технического освидетельствования.
Начало действия документа – 17.01.2020.
Ссылка на документ: Посмотреть
- Некоторые акты Федеральной службы по тарифам по вопросу определения регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике приведены в соответствие с действующим законодательством РФ (приказ ФАС России от 29.05.2019 № 685/19).
В связи с переходом к ФАС России полномочий по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования, приказом ФАС России от 29.05.2019 № 685/19 «О внесении изменений в приказы Федеральной службы по тарифам и признании утратившими силу некоторых актов Федеральной энергетической комиссии и Федеральной службы по тарифам по вопросу определения регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в ряде актов Федеральной службы по тарифам наименование регулирующего органа заменено с «Федеральной службы по тарифам» на «Федеральной антимонопольной службы».
Кроме этого, признаны утратившими силу следующие акты Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ) по вопросу определения регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике:
- постановление ФЭК от 21.11.2002 № 80-э/4 «Об утверждении временных Методических указаний по формированию тарифов на электрическую мощность и электрическую энергию, поставляемую ФГУП «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (концерн «Росэнергоатом») на ФОРЭМ»;
- приказ ФСТ от 05.07.2005 № 275-э/4 «Об утверждении Методических указаний по индексации предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность»;
- приказ ФСТ от 24.10.2006 № 227-э/4 «О внесении дополнений во Временные методические указания по формированию тарифов на электрическую мощность и электрическую энергию, поставляемую ФГУП «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (концерн «Росэнергоатом») на ФОРЭМ, утвержденные Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 21.11.2002 № 80-э/4»;
- приказ ФСТ от 31.07.2007 № 136-э/4 «О внесении изменений в Методические указания по индексации предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, утвержденные Приказом ФСТ России от 05.07.2005 № 275-э/4»;
- приказ ФСТ от 13.10.2010 № 483-э «Об утверждении Методики определения цены на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности, с учетом прогнозной прибыли (убытков) от продажи электрической энергии, включающей порядок представления материалов, необходимых для определения указанной цены»;
- приказ ФСТ от 24.06.2011 № 159-э/1 «Об утверждении Методических указаний о порядке оценки влияния отказа от передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям на уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в субъектах Российской Федерации»;
- приказ ФСТ от 13.09.2012 № 623-э «О внесении изменений в Методические указания о порядке оценки влияния отказа от передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям на уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказом ФСТ России от 24.06.2011 № 159-э/1».
Ссылка на документ: Посмотреть
- Утвержден порядок расчета регулируемых цен (тарифов) на электроэнергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных энергетических системах и на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России (приказ ФАС России от 29.05.2019 № 686/19).
В приказе ФАС России от 29.05.2019 № 686/19 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах» приводятся, в частности:
- формулы расчета трехставочной цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям (покупателям) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;
- формулы расчета одноставочной цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям (покупателям) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;
- правила расчета цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, методом экономически обоснованных расходов (затрат);
- порядок расчет цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Кроме того, установлено, что Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, не применяются при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
Начало действия документа – 26.07.2019.
Ссылка на документ: Посмотреть
- ФАС России внесены изменения в методические указания по тарифообразованию в части наименования группы потребителей (приказ ФАС России от 25.06.2019 № 824/19).
Приказом ФАС России от 25.06.2019 № 824/19 «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденные приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э» наименования группы потребителей «Граждане – потребители, ведущие садоводство и огородничество для собственных нужд» изменено на наименование «Садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества», в связи с определением Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1622 организационно-правовых форм некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства или огородничества, как садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
Ссылка на документ: Посмотреть
- ОАО «МРСК Урала» продлен статус гарантирующего поставщика на территории Свердловской области (приказ Минэнерго России от 16.07.2019 № 724).
В связи с истечением срока, на который территориальной сетевой организации присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Свердловской области, Минэнерго России приказом от 16.07.2019 № 724 продлило статус гарантирующего поставщика ОАО «МРСК Урала» на указанной территории с 1 августа 2019 и до даты вступления в силу решения о присвоении статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса, но не более чем на 12 месяцев.
Ссылка на документ: Посмотреть
- Государственной Думой в третьем чтении принят закон об установлении дополнительных объектов, на которые не распространяются требования по обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов (законопроект № 332926-7).
Проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено установление дополнительных объектов, на которые не распространяются требования по обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов.
Законом к таким объектам отнесены многоквартирные дома, физический износ которых превышает 70 % и которые не включены в региональную программу капитального ремонта.
Кроме этого, Закон исключается срок (до 01.01.2013), ограничивающий применение статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, которая предусматривает, что требования по оснащению приборами учета не распространяются на ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту многоквартирные дома.
Ссылка на законопроект: Скачать
- На стадию публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям».
Проектом приказа предусматривается утверждение Административного регламента, который будет определять процедуры предоставления государственной услуги по утверждению нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, сроки и последовательность действий (административных процедур) предоставления государственной услуги.
В Проекте указано, что заявителем в рамках предоставления государственной услуги является организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть в отношении указанных объектов.
Государственная услуга предоставляется Минэнерго России. Обеспечение предоставления государственной услуги осуществляет Департамент.
Конечным результатом предоставления государственной услуги является решение об утверждении нормативов. Проектом предусмотрено, что срок предоставления государственной услуги не может превышать 60 календарных дней со дня поступления в Минэнерго России необходимых документов.
Предоставление государственной услуги осуществляется Минэнерго России на безвозмездной основе.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта
ID проекта: 01/02/06-19/00092500
Ссылка на проект: Посмотреть
- 15.07.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «Об утверждении форм раскрытия субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах, правил заполнения указанных форм и требований к форматам электронных документов, содержащих информацию об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах».
Проектом приказа Минэнерго России планируется предусмотреть формы раскрытия субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике информации об отчетах о реализации инвестиционных программ и обосновывающих их материалах в соответствии с пп. «е» п. 30 Стандартов раскрытия информации (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24), правила заполнения указанных форм и требования к форматам электронных документов, содержащих информацию об отчете, включая: отчет о реализации инвестиционной программы, сформированный с распределением по перечням инвестиционных проектов, с указанием фактических характеристик объектов инвестиционной деятельности, а также дат ввода (вывода) соответствующих объектов; объемов финансирования и освоения капитальных вложений, а также источников финансирования инвестиционных проектов инвестиционной программы; объемов ввода объектов основных средств в натуральном и стоимостном выражении по инвестиционным проектам инвестиционной программы.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта
ID проекта: 01/02/07-19/00093150
Ссылка на проект: Посмотреть
- 18.07.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».
Проект постановления Правительства РФ предполагает внесение корректировок, направленных на приведение в соответствие отдельных положений Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ и постановления Правительства РФ «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» от 01.12.2009 № 977, в части отмены проведения проверок за реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, сформированных по результатам торговли мощностью, а также инвестиционных программ, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих выдачу мощности генерирующих объектов, определенных по результатам торговли мощностью.
Также в рамках предполагаемых изменений будут уточняться процедуры, связанные с формированием и корректировкой ежегодного плана-графика проведения проверок, формированием приказов о проведении проверок, актов проверок и направлением таковых актов проверенным субъектам электроэнергетики.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта
ID проекта: 02/07/07-19/00093244
Ссылка на проект: Посмотреть
- Перекрестное субсидирование поживет без бюджета. Минэкономики отказалось от разработки радикальной реформы.
18-07-2019
Минэкономики отказалось от дальнейшей разработки проекта указа президента о полной ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике с 2020 года. Министерство, в частности, предлагало переложить тарифную нагрузку в размере 402 млрд. руб. в год на федеральный бюджет. Исходно проект был размещен на regulation.gov.ru 17 июля, но уже на следующий день удален с портала нормативных правовых активов. Такое случается редко – обычно даже конфликтный и противоречивый проект все же проходит общественное обсуждение, и его судьба решается уже в ходе дальнейших обсуждений между ведомствами.
Причиной, по словам источников «Ъ», стало недовольство первого вице-премьера Антона Силуанова, который также возглавляет Минфин.
Собеседники «Ъ» уточняют, что позиция Минфина по этому вопросу была бы изначально отрицательной. Хотя бюджет 2019 года, как ожидается, будет иметь профицит 1,8 трлн. руб., эти средства нельзя направить на расходы из-за бюджетного правила, которое запрещает использовать дополнительные нефтегазовые доходы (то есть доходы сверх цены отсечения – $41,6 за баррель). Эти дополнительные доходы зачисляются в Фонд национального благосостояния, пока тот не достигнет размера 7% ВВП. Это должно случиться уже в конце года, после чего средства ФНБ сверх 7% можно будет тратить, однако пока неясно, на какие именно цели. Бюджетное правило в нынешнем виде — самое строгое в истории РФ и считается главным достижением Антона Силуанова, который неоднократно называл его основой поддержания макроэкономической стабильности.
Участники энергорынка считали предложение Минэкономики по расшивке перекрестного субсидирования в электроэнергетике «единственно верным предложением», которое в отличие от многих других не привело бы к росту нагрузки на бизнес, но заранее называли его непроходным из-за политической конъюнктуры.
В Минэкономики не пояснили, почему был удален проект указа. В Минфине 17 июля говорили, что «рассмотрят предложения, подготовленные Минэкономразвития России». Там отмечали, что все вопросы выделения средств из бюджета рассматриваются в рамках бюджетного процесса, а бюджет на 2020–2022 годы будет сформирован осенью этого года.
Вопрос снижения перекрестного субсидирования в электроэнергетике возобновляется правительством регулярно, но решений, которые существенным образом повлияли бы на решение проблемы, до сих пор не принималось. Еще реформа электроэнергетики предполагала, что перекрестное субсидирование, когда тарифы для населения занижаются за счет повышения цен для промпотребителей, будет со временем ликвидировано. Предполагалось, что постепенно тарифы для граждан и промышленности должны будут сблизиться. Но до сих пор тарифы для населения гораздо ниже, чем у бизнеса.
При новом круге обсуждения в правительстве Минэкономики предлагало ввести социальную норму энергопотребления для населения, когда при превышении лимита резко вырастают тарифы для граждан и частных домовладений. Но вице-премьер Дмитрий Козак от такого подхода отказался, по сути, из-за негативного политического фона. В правительстве остановились в итоге на более нейтральных вариантах отказа от льготного техприсоединения, введении дифференциации тарифов ФСК и оплате неиспользуемой сетевой мощности. Они должны снизить объем перекрестного субсидирования примерно на 100 млрд. руб. в год, говорил вице-премьер Дмитрий Козак. При этом масштаб проблемы гораздо шире: перекрестное субсидирование только в электросетях превышает 230 млрд. руб., Минэнерго оценивало его объем в 2017 году в 368 млрд. руб., прогноз на 2022-й – 417 млрд. руб.
Минэкономики 17 июля предлагало переложить на бюджет хотя бы поддержку конкретных энергопроектов, за которые сейчас платит оптовый рынок: снижение энерготарифов на Дальнем Востоке (около 32 млрд. руб. в год), платежи за регионы, перешедшие со свободного энергорынка на тариф (до 20 млрд. руб.), строительство новых ТЭС в Калининградской области (до 15 млрд. руб.), строительство мусоросжигающих ТЭС и станций с большими экспериментальными российскими газовыми турбинами.
Позже, 18 июля, комментируя удаление документа, глава Минэкономики Максим Орешкин сообщил, что в бюджете сейчас отсутствуют источники ликвидации перекрестного субсидирования. «Есть проблема, связанная с перекрестным субсидированием, ее как-то надо решать. Это (ликвидация перекрестного субсидирования – «Ъ») то, к чему нужно стремиться, а дальше – надо искать источники, за счет чего этого делать. Источников (сейчас – «Ъ») нет», – заявил господин Орешкин (цитата по «РИА Новости»).
Источник: Посмотреть
- Минэнерго России нацелено на своевременный ввод ГИС ТЭК в эксплуатацию.
19-07-2019
Министерство энергетики Российской Федерации ведет планомерную работу по подготовке к запуску в эксплуатацию Государственной информационной системы ТЭК (ГИС ТЭК).
В соответствии с федеральным законом¹ о ГИС ТЭК система должна быть введена в эксплуатацию не позднее 1 января 2020 г. Целевой срок ввода первой очереди ГИС ТЭК в эксплуатацию определен началом октября 2019 года, при этом Минэнерго России совместно с Российским энергетическим агентством уже был проведен комплекс подготовительных мер для ввода ГИС ТЭК. В Минэнерго России курировать работу по подготовке к вводу ГИС ТЭК в эксплуатацию поручено заместителю Министра энергетики Российской Федерации Анатолию Яновскому, осуществляющему контроль в ежедневном режиме за подготовкой системы.
С мая 2019 года Российским энергетическим агентством совместно с рядом уже зарегистрировавшихся компаний высокими темпами ведется опытная эксплуатация системы. Министерство возложило на Российское энергетическое агентство функции оператора ГИС ТЭК. На сегодня в системе зарегистрировано 630 юридических лиц, входящих в 43 холдинговых компании из всех отраслей ТЭК. Для работы с компаниями в Российском энергетическом агентстве создан и в оперативном режиме работает Call-центр. Запущен и функционирует портал ГИС ТЭК.
Кроме того, практически завершена актуализация нормативно-правовой базы в сфере создания, эксплуатации и совершенствования ГИС ТЭК, предусмотренная принятым в 2018 г. Федеральным законом № 194-ФЗ о внесении изменений Федеральный закон о ГИС ТЭК, а также доработка программно-аппаратного комплекса самой системы. Участвующими в работе ГИС ТЭК компаниями, в свою очередь, ведется адаптация информационных систем к требованиям законодательства о ГИС ТЭК, в то время как все больше компаний продолжает присоединяться к работе системы.
Замечания к работе системы, поступающие от компаний, оперативно дорабатываются специалистами РЭА. Все актуальные вопросы и нюансы работы в системе, в том числе порядок предоставления данных от компаний, своевременно и в рабочем порядке обсуждаются РЭА с компаниями ТЭК в ходе совещаний и встреч на базе Минэнерго России. В частности, предварительные итоги опытной эксплуатации ГИС ТЭК были подробно разобраны на совещании с участием компаний под председательством главы Минэнерго России Александра Новака 16 июля. По словам Министра, система станет основой для единого информационного поля, в котором будет содержаться официальная и взаимоувязанная информация о состоянии и развитии отраслей ТЭК, необходимая для реализации задач государственной энергетической политики.
Вместе с тем, для перехода к полноценной эксплуатации системы необходимо провести комплекс различных мероприятий со стороны компаний ТЭК, такие как обучение персонала, а также доработку информационных систем компаний с целью автоматизации информационного обмена с ГИС ТЭК.
¹Справочно: ГИС ТЭК – федеральная государственная информационная система, содержащая информацию о состоянии и прогнозе развития ТЭК. Она предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки информации в целях включения в ГИС ТЭК, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией о состоянии и прогнозе развития ТЭК.
Ключевые положения о ГИС ТЭК закреплены Федеральным законом от 03.12.2011 № 382-ФЗ. Федеральным законом от 05.07.2018 № 194-ФЗ в него внесены изменения, направленные, в том числе на уточнение состава субъектов ГИС ТЭК, обязанных предоставлять информацию в ГИС ТЭК, упорядочение процесса подготовки аналитических материалов в рамках ГИС ТЭК, а также закрепление возможности предоставления в ГИС ТЭК сведений ограниченного доступа и информации, составляющей государственную тайну.
В соответствии с Федеральным законом № 194-ФЗ ввод ГИС ТЭК в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее 1 января 2020 г.
Источник: Посмотреть
- «Россети» и ФАС России предупреждают картельный сговор в закупках.
17-07-2019
Компанией «Россети» обеспечено эффективное сотрудничество с Федеральной антимонопольной службой РФ в целях выявления и пресечения случаев картельного сговора между компаниями – участниками закупочных процедур холдинга.
Цель – повышение экономической эффективности операционной деятельности электросетевого комплекса.
Так, блоком безопасности компании «Россети» в ходе проверочных мероприятий ряда закупочных процедур было выявлено участие в них только двух компаний, при этом снижение в рамках указанных закупок составило не более 2% от начальной максимальной цены. Результаты проведенной проверки указывали на наличие в действиях данных компаний признаков картельного сговора.
В связи с этим «Россетями» было направлено обращение в Федеральную антимонопольную службу РФ о рассмотрении имеющейся информации на предмет нарушения п. 2 ч. 1 ст.11 Закона о защите конкуренции (в части заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен в период проведения закупочных процедур).
По итогам совместной работы работников блока безопасности компании «Россети» и сотрудников контрольно-надзорного ведомства инициатива группы впервые была поддержана Федеральной антимонопольной службой РФ. В результате эффективного взаимодействия недобросовестные действия в отношении предприятий «Россетей» были пресечены.
По результатам проведенной ФАС России проверки информации о наличии признаков сговора между компаниями-участниками закупочных процедур с целью поддержания цен на торгах и создания видимости конкуренции принято решение о признания наличия в действиях недобросовестных контрагентов компаний группы «Россети» нарушений п. 2 ч. 1 ст.11 Закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (в части заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен в период проведения закупочных процедур).
В настоящее время «Россети» прорабатывают вопрос защиты своих интересов в части взыскания убытков, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Источник: Посмотреть
- Верховный Суд РФ оценил возможность применения повышающего коэффициента к нормативу потребления энергии (за отсутствие приборов учета электроэнергии в жилых помещениях многоквартирного дома) к лицам, не являющимся собственниками жилых помещений в доме (определение ВС РФ от 18.07.2019 № 307-ЭС19-6279).
Основной вывод: начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов (за отсутствие приборов учета электроэнергии) к нормативу потребления допускается только в отношении собственников жилых помещений в многоквартирном доме и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета электроэнергии.
Ключевые тезисы:
- применительно к многоквартирному дому (МКД) обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений МКД приборами учета электроэнергии возлагается на собственников этих помещений. При этом действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета электроэнергии независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам;
- в соответствии с действующим законодательством при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета, размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением повышающего коэффициента. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
- применение повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги по электроснабжению обусловлено: во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемой электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки. Поскольку законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в МКД на его собственника, а учреждение, как представитель собственника спорных жилых помещений, не ссылалось на отсутствие технической возможности установки ИПУ электроснабжения в этих помещениях, у судов отсутствовали основания для освобождения собственника от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием ИПУ в принадлежащих ему помещениях;
- судебная коллегия разделяет толкование действующих норм жилищного законодательства, как исключающих возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за не совершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не являющихся собственниками помещений, и, не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета, и, не несущих в силу закона обязанности по их установке.
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть
- Верховный Суд указал, что в случае отсутствия заключенного между сбытовой компанией и собственником нежилого помещения договора энергоснабжения, обязанность по оплате поставленной в это помещение электроэнергии не может быть возложена на арендатора помещения (определение ВС РФ от 18.07.2019 № 307-ЭС19-10869).
Основной вывод: ответственность за бездоговорное потребление электроэнергии лежит на арендодателе (собственнике) нежилого помещения, а не на арендаторе.
Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:
- Гражданский кодекс РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения у арендатора перед оказывающим коммунальные услуги третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией) обязанности по внесению платы за эти услуги. Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды;
- в отсутствие между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией) договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения;
- Основные положения № 442 содержат перечень требований к составлению актов о неучтенном потреблении электроэнергии. При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должно присутствовать лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии. Отказ лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц. В рассматриваемом случае акт надлежало составить в присутствии арендодателя, либо в случае его отказа - в присутствии двух незаинтересованных лиц.
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть
- ПАО «Челябэнергосбыт» признано банкротом.
15 июля Арбитражный суд Челябинской области признал ПАО «Челябэнергосбыт» банкротом. Открыто конкурсное производство сроком до 15 января 2020 года.
Напомним, что в октябре 2018 года ОАО «МРСК Урала» обратилось с заявлением о признании ПАО «Челябэнергосбыт» несостоятельным (банкротом) в связи с возникновением у должника признаков банкротства, установленных п.2 ст.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Как следует из материалов дела о банкротстве ПАО «Челябэнергосбыт», судом были приняты к рассмотрению требования кредиторов компании на сумму более 24 млрд. руб. основного долга. По состоянию на 15 июля 2019 года размер требований кредиторов, включенных в реестр, составил 2,8 млрд. рублей.
Необходимо уточнить, что признание «Челябэнергосбыта» банкротом стало единственно оставшимся способом защиты прав крупнейшего кредитора ОАО «МРСК Урала». К моменту лишения статуса гарантирующего поставщика в 2018 году ПАО «Челябэнергосбыт» накопило колоссальные долги на оптовом и розничном рынке электроэнергии.
Как неоднократно отмечали эксперты рынка, ПАО «Челябэнергосбыт» сформировало задолженность из-за того, что собственники компании направляли средства, полученные от потребителей электроэнергии, на нужды, не связанные со сбытовой деятельностью компании.
В финансовом анализе сделан вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства энергосбытовой компании. При этом из отчета временного управляющего следует, что в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства установлен факт причинения крупного ущерба в размере более 10 млрд. рублей, что является основанием для направления подготовленного заключения в органы предварительного расследования.
В ходе проведения анализа финансового состояния ПАО «Челябэнергосбыт» временным управляющим выявлено множество сделок по выводу активов ПАО «Челябэнергосбыт» в преддверии процедуры банкротства, подлежащих оспариванию по основаниям, предусмотренным ст. 61.3 Закона о банкротстве, в целях возвращения в конкурсную массу должника имущества, отчужденного по сомнительным сделкам.
12 июля 2019 года состоялось первое собрание кредиторов ПАО «Челябэнергосбыт». В ходе собрания все принявшие участие кредиторы имели возможность задать свои вопросы должнику и арбитражному управляющему. После обсуждения кредиторы единогласно проголосовали за введение конкурсного производства.
Ссылка на решение суда: Посмотреть
- Суды трех инстанций оставили в силе решение ФАС о штрафе в 2,4 млн. руб. для ФСК ЕЭС.
17-07-2019
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил в силе решения судов нижестоящих инстанций и регионального управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ростовской области о штрафе в размере 2,406 млн. рублей, наложенном на ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС), говорится в сообщении антимонопольной службы.
Суть нарушения заключалась в безосновательном отказе ФСК ЕЭС от согласования модернизации автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии ОАО «Энергопром – НЭЗ», а также понуждении демонтировать существующие измерительные приборы. Таким образом, сетевая компания злоупотребила своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии и ущемила законные интересы ОАО «Энергопром – НЭЗ».
Как сообщалось, антимонопольная служба признала ФСК ЕЭС нарушителем ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Не согласившись с этим решением, компания попыталась оспорить его в суде, однако суды трех инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали.
Ссылка на постановление суда: Посмотреть