Обзор изменений от 04.03.2019 г.

  • Директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Павел Сниккарс: «К середине марта мы планируем внести проект постановления о введении платы за сетевые резервы в Правительство Российской Федерации».

01-03-2019

Директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Павел Сниккарс в интервью «Переток.ру» рассказал о позиции ведомства по вопросу сетевых резервов.

Павел Сниккарс пояснил, что введение платы за резервируемую мощность предполагает перераспределение между потребителями уже имеющихся затрат сетевых организаций на содержание сетевой инфраструктуры пропорционально тем величинам максимальной мощности, которые потребители заявили при техприсоединении.

По его словам, если у потребителя отсутствует неиспользуемая резервируемая мощность, от введения данного механизма такой потребитель станет платить меньше за услуги по передаче электроэнергии. «Президент еще в 2010 и 2011 годах поручал ускорить введение механизма take-or-pay¹ в сетях. Сейчас мы пытаемся взвешенно, осторожно ввести этот механизм регулирования в России», сказал Павел Сниккарс. Отвечая на вопрос журналиста о том, на каком этапе согласования находится проект, директор Департамента отметил, что документ обсудили с коллегами из Минстроя РФ, их мнение было учтено: «Принято решение выделить предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность в регионах, в отдельную категорию и установить для них понижающий коэффициент для максимальной мощности при расчёте платы за резерв. Значение понижающего коэффициента сейчас как раз обсуждается с заинтересованными ведомствами». 

Павел Сниккарс отметил, что предложения Минэнерго будут направлены на рассмотрение уже в ближайшее время «К середине марта мы планируем внести проект постановления в Правительство, чтобы уже на этом уровне снять последние разногласия и окончательно доработать текст документа», сказал он.

«Бери или плати» (англ. Take-or-Pay; ToP) — распространённая норма построения договоров о поставках некоторых видов товаров крупным покупателям. Тогда как поставщик берёт на себя обязательство предоставить товар вплоть до зафиксированных в договоре максимальных объёмов, покупатель обязуется в любом случае оплатить определённую часть этих объёмов, вне зависимости от того, сколько он закупил на самом деле в рассматриваемый период.

Источник: Посмотреть

 

  • ФАС России разъяснила порядок определения выпадающих доходов территориальных сетевых организаций за счет перераспределения необходимой валовой выручки по годам с учетом фактического исполнения инвестиционных программ (письмо ФАС России от 20.04.2018 № ИА/28440/18).

В Письме ФАС России от 20.04.2018 № ИА/28440/18 «О разъяснении норм действующего законодательства» разъясняется в числе прочего:

- перечень расходов, учитываемых при определении объемов сглаживания;

- порядок осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;

- основания пересмотра регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики до окончания срока их действия;

- порядок проведения анализа фактического исполнения инвестиционных программ территориальных сетевых организаций;

- последствия обнаружения фактов финансирования мероприятий, не включенных в утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы территориальной сетевой организации;

- требования к отчету о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики;

- требования к содержанию инвестиционных программ;

- порядок определения величины сглаживания.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по обслуживанию дизельных электрических станций и источников бесперебойного электроснабжения в муниципальных электрических сетях (приказ Минтруда России от 29.01.2019 № 47н).

Приказом Минтруда России от 29.01.2019 № 47н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по обслуживанию дизельных электрических станций и источников бесперебойного электроснабжения в муниципальных электрических сетях» утвержден профессиональный стандарт для специалистов в указанной сфере.

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение и контроль технического обслуживания дизельных электрических станций и источников бесперебойного электроснабжения в муниципальных электрических сетях для повышения их эксплуатационной надежности и безопасной эксплуатации.

В функции данных специалистов входит:

- техническое сопровождение технологических процессов дизельных электрических станций и источников бесперебойного электроснабжения;

- организация и контроль работы дизельных электрических станций и источников бесперебойного электроснабжения;

- организация безопасной работы, работ по ремонту и реконструкции дизельных электрических станций и источников бесперебойного электроснабжения.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 25.02.2019 за № 53883.

Начало действия документа – 09.03.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Минэнерго России проводит конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Республике Хакасия (приказ Минэнерго России от 25.02.2019 № 145).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, Минэнерго России проводит конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия.

В приказе от 25.02.2019 № 145 Минэнерго России указало, что основным критерием выбора нового гарантирующего поставщика является погашение всей либо части задолженности предыдущей организации, утратившей статус гарантирующего поставщика, перед поставщиками оптового рынка в размере 296 177 744,36 руб.

Прием заявок по конкурсу будет осуществляться с 27 февраля 2019 г. по 6 марта 2019 г., в Минэнерго организован единый центр приема заявок на участие в конкурсе.

Ссылка на приказ: Посмотреть

  • Минэнерго России проводит конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика в Челябинской области (приказ Минэнерго России от 28.02.2019 № 177).

Приказом от 28.02.2019 № 177 Минэнерго России уведомило о проведении конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Челябинской области

Основным критерием выбора нового гарантирующего поставщика является погашение всей либо части задолженности предыдущей организации, утратившей статус гарантирующего поставщика, перед поставщиками оптового рынка. В данном случае речь идет о сумме в 4 780 359 687,99 руб.

Прием заявок по конкурсу будет осуществляться с 4 марта 2019 г. по 11 марта 2019 г., в Минэнерго организован единый центр приема заявок на участие в конкурсе.

Ссылка на приказ: Посмотреть

  • 26.02.2019 вступил в силу Административный регламент осуществления ФАС России проверок соблюдения законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (приказ ФАС России от 19.10.2018 № 1443/18).

Приказом ФАС России от 19.10.2018 № 1443/18 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля (надзора) при проведении проверок соблюдения требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов)» определены полномочия должностных лиц при проведении проверок, а также права и обязанности субъектов контроля.

Установлено, что предметом контроля является соблюдение установленных требований в сферах деятельности субъектов естественных монополий, в области газоснабжения, в электроэнергетике, в области регулирования цен (тарифов), в сфере теплоснабжения, в области регулирования тарифов, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Срок проведения проверки, в общем случае, не может превышать 20 рабочих дней.

Результатами проверки могут быть, в том числе, следующие меры:

- вынесение предписания об устранении нарушения;

- отмена решения региональных органов в области госрегулирования цен (тарифов), а также решений органов местного самоуправления, принятых с превышением полномочий или противоречащих законодательству;

- возбуждение дела об административном правонарушении;

- передача материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности.

В приказе приводятся формы документов, используемых в процессе проведения проверок.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • 27.02.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ о требованиях к объектам ТЭК для целей отнесения инвесторов, заказчиков их строительства и застройщиков к субъектам ГИС ТЭК (постановление Правительства РФ от 16.02.2019 № 154).

Требования установлены к характеристикам 27 видов объектов, в частности, объектам по передаче и распределению электрической энергии, различным объектам по производству тепловой энергии, объектам по производству и переработке угля, иным объектам.

Требования предъявляются к проектным объемам функционирования указанных объектов, а также к объемам капитальных вложений на строительство (реконструкцию) указанных объектов ТЭК.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Вводятся требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок (приказ Минэнерго России от 03.08.2018 № 630).

28.02.2019 вступил в силу  приказ Минэнерго России от 03.08.2018 № 630 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Методические указания по устойчивости энергосистем».

Приказом определены требования к устойчивости ЕЭС РФ и технологически изолированных территориальных энергетических систем, параметрам электроэнергетического режима и их значениям, обеспечивающим выполнение требований к устойчивости энергетических систем, составу нормативных возмущений, подлежащих учету при определении устойчивости электроэнергетической системы, а также требования к определению максимально допустимых и аварийно допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях (допустимой нагрузки электростанций).

Устанавливаются, в частности:

- учитываемые при проведении расчетов устойчивости нормативные возмущения;

- требования к устойчивости энергосистем в различных режимах;

- порядок определения максимально допустимого перетока активной мощности в контролируемом сечении.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Вступили в силу новые национальные стандарты по переключениям в электроустановках и автоматическому ограничению снижения частоты.

1 марта введены в действие два национальных стандарта Российской Федерации в группе «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы» – ГОСТ Р 55608-2018 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Переключения в электроустановках. Общие требования» и ГОСТ Р 58335-2018 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Автоматическое ограничение снижения частоты при аварийном дефиците активной мощности. Нормы и требования».

Новые национальные стандарты разработаны АО «СО ЕЭС» по Программе национальной стандартизации в рамках деятельности подкомитета ПК-1 «Электроэнергетические системы» технического комитета по стандартизации ТК 016 «Электроэнергетика» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

ГОСТ Р 55608-2018 и ГОСТ Р 58335-2018 утверждены приказами Росстандарта соответственно в октябре и декабре 2018 года.

ГОСТ Р 55608-2018, вступивший в силу вместо ГОСТ Р 55608-2013, устанавливает порядок и последовательность выполнения переключений в электроустановках, входящих в состав ЕЭС России, а также технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, расположенных на территории Российской Федерации. Положения стандарта актуализированы в связи с вступлением в силу изменений в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 19.02.2016 № 74н. Новый стандарт также уточняет требования к производству переключений на подстанциях нового поколения. ГОСТ Р 55608-2018 предназначен для диспетчерского и оперативного персонала, а также административно-технического персонала, участвующего в разработке, согласовании и утверждении инструкций по производству переключений в электроустановках, разработке программ (типовых программ) и бланков (типовых бланков) переключений, и персонала, осуществляющего переключения в электроустановках.

ГОСТ Р 58335-2018 устанавливает требования к составу и структуре системы автоматического ограничение снижения частоты (АОСЧ), логике действия и настройке устройств, реализующих функции АОСЧ, определению видов, объемов и мест реализации управляющих воздействий этих устройств, а также требования к подготовке, выдаче и контролю выполнения заданий на настройку устройств, реализующих функции АОСЧ. Этот национальный стандарт предназначен для применения проектными и другими организациями, осуществляющими разработку проектной документации на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов электроэнергетики, энергопринимающих установок потребителей электрической энергии и их технологическое присоединение к электрическим сетям, а также создание (модернизацию) устройств и комплексов противоаварийной автоматики. Требования ГОСТ Р 58335–2018 будут применяться вместе с требованиями ссылочных стандартов ГОСТ Р 55105-2012 «Оперативно-диспетчерское управление. Автоматическое противоаварийное управление режимами энергосистем. Противоаварийная автоматика энергосистем. Нормы и требования» и ГОСТ Р 55438-2013 «Оперативно-диспетчерское управление. Релейная защита и автоматика. Взаимодействие субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при создании (модернизации) и эксплуатации. Общие требования».

Ссылка на ГОСТы: Посмотреть ГОСТ Р 55608-2018;  Посмотреть ГОСТ Р 58335-2018

  • 26.02.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля (надзора) при проведении систематического наблюдения и мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а также за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности субъектов электроэнергетики и при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)».

Проект приказа разрабатывается для систематизации последовательности административных процедур (действий), предпринимаемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора) при проведении систематического наблюдения и мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а также за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности субъектов электроэнергетики и при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Проектом приказа планируется установить порядок взаимодействия между структурными подразделениями органов государственного контроля (надзора) и их должностными лицами, между органами государственного контроля (надзора) и физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателя, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления государственного контроля (надзора) в указанной сфере.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

  • 26.02.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178» и проекта приказа ФАС России «Об утверждении порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и порядка определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей».

Проекты разрабатываются в целях систематизации при расчете регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», для:

- удовлетворение спроса потребителей электрической (тепловой) энергии и мощности;

- обеспечение надежного энергоснабжения потребителей;

- минимизация затрат на производство и поставку электрической (тепловой) энергии (мощности);

- обеспечение сбалансированности суммарной стоимости электрической энергии и суммарной стоимости мощности, поставляемых на ОРЭМ по регулируемым ценам (тарифам) и отпускаемой с него на основании регулируемых договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в ценовых зонах ОРЭМ и договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в неценовых зонах ОРЭМ.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проектов: 01/01/02-19/00088886; 01/02/02-19/00088884

Ссылка на проекты: Посмотреть информацию по проекту постановления Правительства РФ

  • 28.02.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 21.03.2006 № 56-э/1».

Проект приказа разрабатывается в целях приведения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС в соответствие с постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 1178, в редакции Постановления № 458, ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, устанавливается по субъекту Российской Федерации, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности, в виде формулы и рассчитывается коммерческим оператором оптового рынка для расчетного периода по субъекту Российской Федерации, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/02-19/00088974

Ссылка на проект: Посмотреть

  • Минэнерго России оценило выполнение условий готовности к отопительному сезону субъектов электроэнергетики.

28-02-2019

Минэнерго России в рамках проводимой работы по мониторингу готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон 2018-2019 годов на своем официальном сайте в соответствующем разделе ежемесячно публикует информацию об уровне готовности субъектов электроэнергетики Российской Федерации к работе в отопительный сезон 2018-2019 годов.

Уровень готовности субъектов электроэнергетики определяется в соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, в зависимости от значения индекса готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон, рассчитанного в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 17.12.2017 № 1233:

−        «Не готов» индекс готовности меньше 0,95.

−        «Готов с условиями» индекс готовности меньше 1 и больше либо равен 0,95.

−        «Готов» если индекс готовности равен 1.

По состоянию на 28 февраля 2019 года по результатам мониторинга более 70 % объектов электроэнергетики имеют статус «готов» или «готов с условиями».

При этом среди оставшихся объектов со статусом «не готов» у 19,5 % объектов электроэнергетики индекс готовности был снижен по причине предоставления неполного объема отраслевой отчетности, требуемой для проведения расчета.

Невыполнение условий готовности к работе в отопительный сезон существенно повышает риски нарушения электроснабжения, что является недопустимым в условиях повышенных нагрузок и низких температур.

По результатам Мониторинга в число объектов электроэнергетики, имеющих уровень готовности ниже допустимого, попали как небольшие, так и крупные генерирующие и электросетевые объекты, в том числе, входящие в состав следующих организаций:

−      ПАО «Фортум» (8 из 9 объектов);

−      ПАО «РусГидро» (15 из 83 объектов);

−      ПАО «Т Плюс» (7 из 40 объектов);

−      ПАО «Квадра» (4 из 18 объектов);

−      АО «Дальневосточная генерирующая компания» (4 из 16 объектов);

−      АО «Интер РАО – Электрогенерация» (3 из 20 объектов);

−      ОАО «РЖД» (13 из 15 объектов);

−      ПАО «Россети» (6 из 103 объектов).

(с более подробной информацией о результатах Мониторинга можно ознакомиться, перейдя по ссылке)

Руководству организаций, объектам которых присвоен статус «не готов» необходимо обеспечить выполнение условий готовности с целью минимизации рисков нарушения электроснабжения потребителей в условиях отопительного сезона, а также обеспечить представление полной и достоверной отчетной информации в соответствии с перечнем предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, утвержденным приказом Минэнерго России от 23.07.2012 № 340.

Источник: Посмотреть

  • В сфере электроэнергетики создается отраслевой центр компетенций цифровой трансформации.

01-03-2019

Группа «Интер РАО», Госкорпорация «Росатом» и Системный оператор ЕЭС России учредят Ассоциацию организаций цифрового развития электроэнергетики «Цифровая энергетика». Некоммерческое партнёрство станет отраслевым центром компетенций цифровой трансформации отрасли. Соответствующее решение было одобрено на совещании под председательством первого заместителя Министра энергетики РФ Алексея Текслера.

Ассоциация «Цифровая энергетика» создаётся с целью объединения усилий органов государственной власти и отраслевого бизнес-сообщества, научно-исследовательских и образовательных организаций в сфере электроэнергетики, а также иных участников цифровой трансформации для формирования консолидированной позиции по цифровому развитию отрасли. Кроме того, предполагается, что в рамках Ассоциации будут созданы лаборатории по изучению и апробации новых цифровых технологий, оборудования и программного обеспечения, комплексных и платформенных решений для проектов цифровизации электроэнергетики, последующего промышленного внедрения в России и за её пределами.

Формат некоммерческой организации, в котором создана Ассоциация, допускает свободное вступление в неё на принципах открытости других заинтересованных регуляторов и новых организаций – как инфраструктурных участников электроэнергетической отрасли, включая холдинг «Россети», сетевые и сбытовые организации, так других генерирующих компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений и организаций.

Источник: Посмотреть

  • Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев: ФАС проводит работу по стимулированию энергокомпаний к снижению уровня потерь.

01-03-2019

В прошлом году Правительством РФ были приняты изменения в нормативные правовые акты, направленные на совершенствование особенностей функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии на отдельных территориях¹.

Новые поправки, по мнению ФАС, должны решить существующие проблемы на данных территориях: крайне высокий уровень потерь электроэнергии, слабая платежная дисциплина и экономическая разбалансированность финансового состояния энергопредприятий.

О последовательных действиях антимонопольной службы и дальнейших шагах говорилось на рабочей группе по тарифному регулированию при Экспертном совете в сферах электроэнергетике и ЖКХ ФАС России.

«Вслед за поправками, принятыми Правительством, были внесены изменения в Закон об электроэнергетике, в результате чего была перенесена либерализация на соответствующих территориях на период с 2023-2027 гг. Такой законодательный пакет позволил создать условия для планомерного улучшений экономической ситуации в энергетическом комплексе для предприятий и потребителей», отметил Дмитрий Васильев.

В соответствии с поручениями Правительства РФ первоочередными шагами со стороны ФАС России стали пересмотр Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии в рамках ЕЭС России и пересмотр предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территорий¹.

«Стоит отметить, что все регионы, перечисленные в постановлении Правительства РФ, утвердили единые тарифы на услуги по передаче электроэнергии в рамках предельного уровня, установленного ФАС России. Также ведомство согласовало долгосрочные параметры для сетевых компаний с обязательным условием по снижению потерь электрической энергии в течение их долгосрочного периода регулирования», сказал начальник отдела антимонопольного контроля оптового рынка Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Максим Пальянов.

Новыми правилами оптового рынка для территорий¹ предусмотрены механизмы стимулирования сетевых компаний к достижению установленных параметров потерь. ФАС России, в свою очередь, обеспечивает сбор данных показателей и в случае их отсутствия привлекает организации к административной ответственности.

«В настоящее время мы подвели итоги анализа собранных показателей по потерям в регионах и констатируем, что в большинстве из них долгосрочные параметры были выполнены. Вместе с тем, отмечается необходимость привлечения ряда компаний к административной ответственности за неисполнение обязанности направить соответствующую информацию», заключил Дмитрий Васильев.

Также участниками рабочей группы обсуждались законодательные инициативы по гармонизации тарифного регулирования в субъектах Российской Федерации в условиях становления новых правил оптового рынка для территорий¹.

¹Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва

Источник: Посмотреть

  • ФАС России отменила постановление РСТ Республики Северная Осетия-Алания об установлении тарифов на электроэнергию населению на 2019 год (приказ ФАС России от 22.02.2019 № 206/19).

Приказом от 22.02.2019 № 206/19 ФАС России отменила постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 26.12.2018 № 48 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по Республике Северная Осетия-Алания, на 2019 год» с 1 апреля 2019 года.

Причиной отмены послужило несоответствие постановления РСТ п. 11 (1) Основ ценообразования № 1178, в редакции постановления Правительства РФ от 19.10.2018 № 1246, в соответствии с которым предусмотрено не превышение регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства РФ.

Пунктом 9 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утверждённых приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э, предусмотрено равенство одноставочных тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, без учета применения понижающих коэффициентов согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1178, без учета ставки налога на добавленную стоимость в первом полугодии периода регулирования и во втором полугодии предыдущего периода регулирования.

РСТ Республики Северная Осетия-Алания при утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установлен в 1 полугодии 2019 года тариф в размере 3,95 руб./кВт*ч с НДС равный тарифу, действовавшему во втором полугодии 2018 года. При этом, как отмечено ФАС в приказе от 22.02.2019 № 206/19, исходя из изменения ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, одноставочный тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, без учета применения понижающих коэффициентов, согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1178, должен был составлять 4,02 руб./кВт*ч.

Ссылка на приказ: Скачать

  • Верховный Суд поддержал суды нижестоящих инстанций и ФАС России в деле об отмене приказов Департамента тарифного регулирования Томской области по утверждению сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ОАО «Городские электрические сети» (определение ВС РФ от 27.02.2019 № 305-ЭС19-71).

В Арбитражный суд города Москвы обратился Департамент тарифного регулирования Томской области с заявлением о признании недействительным приказа ФАС России от 15.11.2017 №1512/17, которым были отменены приказы Департамента тарифного регулирования Томской области об утверждении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электроэнергии ОАО «Городские электрические сети» на 2017 год, о тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО «Городские электрические сети», о тарифе для сетевых организаций, покупающих электрическую энергию для компенсации потерь электроэнергии у данного гарантирующего поставщика.

Решением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, Департамент тарифного регулирования Томской области  обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просил указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное требование Департамента.

Определением от 27.02.2019 № 305-ЭС19-71 Верховный Суд отказал Департаменту в удовлетворении жалобы и подтвердил законность судебных актов судов нижестоящих инстанций.

Как указано Верховным Судом, основанием для принятия оспоренного приказа послужил вывод ФАС о превышении Департаментом полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики, что выразилось в установлении регулируемых цен (тарифов) и сбытовой надбавки с нарушением законодательства, а именно, лицу, которому необоснованно присвоен статус гарантирующего поставщика ОАО «Городские электрические сети».

Судебные инстанции исходили из того, что на территории закрытого административно-территориального образования Северск Томской области осуществляет деятельность территориальная сетевая организация – ООО «Электросети», а ОАО «Городские электрические сети» выполняет функции поставщика электрической энергии для потребителей, подключенных к электрическим сетям ООО «Электросети». Учитывая наличие технологической связи энергосистемы закрытого административно-территориального образования Северск Томской области с Единой энергосистемой Российской Федерации, ОАО «Городские электрические сети» не может быть присвоен статус гарантирующего поставщика, в связи с чем действия Департамента по установлению данному лицу соответствующих тарифов совершены за пределами предоставленных законодательством полномочий.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Письма-уведомления РЭК Приморского края об отказе сетевой организации в установлении индивидуального тарифа признаны недействительными (определение ВС РФ от 27.02.2019 № 309-КГ18-26320).

Общество «Энергоэффект» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными писем-уведомлений РЭК Пермского края, признании незаконным бездействия РЭК Пермского края, выразившегося в непринятии в установленный срок решения об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии  общества «Энергоэффект» на 2018-2022 гг. и обязании устранить допущенное нарушение путем установления для общества индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 годы с 01 января 2018 года.

Решением суда первой инстанции от 07.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.07.2018 и постановлением суда округа от 24.10.2018, оспариваемые письма регулятора признаны недействительными; на уполномоченный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, регулятор обратился в Верховный Суд и просил отменить их, дело направить на новое рассмотрение.

Верховный Суд жалобу РЭК Пермского края не удовлетворил (определение ВС РФ от 27.02.2019 № 309-КГ18-26320) на основании нижеследующего.

Решением регулирующего органа, оформленным письмами-уведомлениями обществу «Энергоэффект» отказано в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2018 2022 годы.

Как установили судебные инстанции, мотивом для отказа в установлении тарифа послужил вывод регулирующего органа о несоответствии общества одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, установленным п. 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 (далее – Критерии).

При рассмотрении судами данного спора, суды отметили, что для отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям имеет значение суммарная установленная мощность силовых трансформаторов, находящихся в собственности или на основании договоров аренды на долгосрочный период регулирования, которые используются для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, в данном случае, на территории Пермского края.

В соответствии с п. 1 Критериев, сетевая организация должна владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.

Исходя из представленных по данному делу доказательств, суды пришли к выводу, что суммарная установленная мощность силовых трансформаторов составляет не менее 10 МВА, соответствующие объекты находятся в собственности или в аренде у общества «Энергоэффект»  на заявленный долгосрочный период регулирования. Обратного сторонами по делу доказано не было.

Также судами установлено соответствие общества «Энергоэффект» п. 2 Критериев для отнесения к территориальным сетевым организациям о протяженности линий электропередач и номинальных классов напряжения.

С учетом изложенного, суды пришли к выводу о том, что заключение РЭК Пермского края о несоответствии общества «Энергоэффект»  п. 1, 2 Критериев является необоснованным, при том, что такой заключение имело место в оспариваемых письмах-уведомлениях, которые явились препятствием для установления индивидуальных тарифов на долгосрочный период, что нарушает права и законные интересы общества «Энергоэффект» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Арбитражный суд подтвердил позицию УФАС о злоупотреблении рыночной властью со стороны «Рязанской энергетической сбытовой компании».

25-02-2019

Арбитражный суд Рязанской области поддержал решение УФАС о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ПАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания».

Спор «РЭСК» и УФАС продолжался больше двух лет, однако теперь Арбитражный суд поддержал позицию антимонопольного ведомства.

Началось всё летом 2017 года. Тогда по инициативе ПАО «РЭСК» было полностью отключено подъездное освещение в четырёх многоквартирных домах в рабочем поселке Сапожок. Решением Рязанского УФАС России от 17.08.2018 ПАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» было признано нарушившим Закон о защите конкуренции. Компания обжаловала это решение. Кроме того, 4 дома были, так сказать, «предупредительным выстрелом». Вслед за этим «РЭСК» угрожала отключить свет в подъездах ещё трёх десятков домов до тех пор, пока должники по коммунальным платежам не расплатятся. Как уточнила замруководителя регионального УФАС Ирина Кошелева это уже нарушение конституционных прав граждан:

- Рязанское УФАС России пришло к выводу, что значительное число жителей многоквартирных домов долгов по оплате коммунальных услуг электроснабжения не имели. Следовательно, отключение света в подъездах ущемляет их конституционные права на жилище и получение коммунальных услуг надлежащего качества. Согласно требованиям законодательства гарантирующий поставщик электрической энергии до инициирования процедуры прекращения энергоснабжения обязан убедиться, приведет ли это к ущемлению интересов добросовестных плательщиков, и предпринять меры по недопущению такой ситуации, – заявила Кошелева.

Таким образом, у Арбитражного суда Рязанской области имелись все основания признать ПАО «РЭСК» виновным в злоупотреблении своей рыночной властью и пренебрежении возложенными на него обязанностями.

Ссылка на решение суда: Посмотреть

 






Ваше сообщение было успешно отправлено!