Обзор изменений от 11.02.2019 г.

  • Установлены укрупненные нормативы цены типовых технологических решений капстроительства объектов электросетевого хозяйства (приказ Минэнерго России от 17.01.2019 № 10).

Приказом Минэнерго России от 17.01.2019 № 10 «Об утверждении укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства» установлены укрупненные нормативы цены типовых технологических решений капстроительства объектов электросетевого хозяйства (далее – УНЦ).

Они предназначены для определения объема финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных программ сетевых организаций.

УНЦ рассчитаны в ценах по состоянию на 01.01.2018 и приведены без учета НДС, уплаты земельного налога и налога на имущество организации.

Также признан утратившим силу приказ Минэнерго России от 08.02.2016 № 75, которым были утверждены ранее действовавшие укрупненные нормативы цены на капстроительство объектов электросетевого хозяйства.

Приказ Минэнерго России от 17.01.2019 № 10 зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2019 за № 53709.

Ссылка на приказ: Посмотреть

  • Определены минимальные объемы работ с энергоресурсами для целей отнесения к субъектам ГИС топливно-энергетического комплекса (постановление Правительства РФ от 02.02.2019 № 76).

Постановлением Правительства РФ от 02.02.2019 № 76 «Об утверждении минимальных объемов добычи, производства, переработки, сжижения, обогащения, преобразования, хранения, передачи, распределения, транспортировки, поставок, перевалки, перегрузки, отгрузки, реализации энергетических ресурсов, продуктов их переработки, снабжения ими, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для их отнесения к субъектам государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса» определены минимальные объемы работ с энергоресурсами для целей отнесения к субъектам ГИС топливно-энергетического комплекса

В общей сложности уровни минимального объема добычи, производства, переработки, сжижения, обогащения, преобразования, хранения, передачи, распределения, транспортировки, поставки, перевалки, перегрузки, отгрузки, реализации энергетических ресурсов, продуктов их переработки, снабжения ими, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для их отнесения к субъектам ГИС топливно-энергетического комплекса установлены для 27 видов деятельности, в том числе для таких как поставка и (или) реализация электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии и мощности, и (или) на розничных рынках электрической энергии, производство электрической энергии.

Так, например, для передачи и распределения электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства проектного номинального класса напряжения 0,38 – 1150 кВ установлен минимальный объем для отнесения к ГИС ТЭК в размере 1 кВт*ч в год и выше.

Начало действия документа – 13.02.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • В изолированных энергорайонах России установят долгосрочные тарифы на электроэнергию (постановление Правительства РФ от 30.01.2019 № 64).

Постановление Правительства РФ от 30.01.2019 № 64 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» предусматривает переход к долгосрочному регулированию тарифов на электроэнергию и услуги, оказываемые на розничных рынках электроэнергии, в изолированных энергорайонах.

Постановлением Правительства от 28.07.2017 № 895 «О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)» был предусмотрен переход к долгосрочному регулированию цен (тарифов) на электроэнергию и услуги, оказываемые на розничных рынках электроэнергии, в изолированных энергорайонах.

Изолированные энергорайоны – это территории, не присоединённые к ЕЭС России, в которых энергоснабжение потребителей происходит от децентрализованных источников, тарифы устанавливаются региональными властями исходя из фактической себестоимости. Из-за высокой стоимости доставки топлива (в основном дизельное топливо) и сезонных ограничений на его доставку производство электроэнергии в таких районах характеризуется высокой себестоимостью и низкой энергетической эффективностью. К ним, в первую очередь, относятся территории Дальнего Востока, а также изолированные энергорайоны республик Алтай, Карелия, Коми, Красноярского края, Архангельской, Иркутской, Мурманской, Томской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов.

Переход к долгосрочному регулированию тарифов на электроэнергию в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах будет способствовать повышению эффективности производства электроэнергии и снижению её стоимости за счёт модернизации генерирующих мощностей, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии в комбинации с традиционной дизельной генерацией. Ранее такая возможность была предусмотрена исключительно для генерирующих источников, работающих на возобновляемых источниках энергии, к которым электроустановки, работающие на дизельном топливе, не относятся.

С целью формирования экономических стимулов развития таких комбинированных источников энергии и повышения их инвестиционной привлекательности подписанным постановлением от 30.01.2019 № 64 внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства России.

Указанным постановлением вводится возможность сохранения у энергоснабжающих организаций экономии, возникающей в результате перехода на другие виды топлива или на использование возобновляемых источников энергии. Устанавливается, что в распоряжении производителя электроэнергии будет сохраняться экономия от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на срок их окупаемости и на два года после его окончания.

Кроме того, вводится обязанность производителей электроэнергии в изолированных энергосистемах снижать удельный расход условного топлива до 2025 года не менее чем на 1% ежегодно.

Органам исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов предоставлено право дифференциации тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электроэнергетическим системам.

В целях повышения прозрачности процесса формирования стоимости электрической энергии в изолированных энергорайонах расширен список информации, которую энергоснабжающие организации обязаны будут размещать в открытом доступе (в том числе в интернете). Установлено, что владельцы децентрализованных источников генерации должны будут раскрывать информацию об основных показателях работы таких объектов. В частности, будет подлежать раскрытию информация об удельном расходе топлива по генерирующим объектам, работающим в изолированных энергосистемах. Раскрытие такой информации, с одной стороны, позволит потребителям сравнивать издержки различных энергокомпаний в сходных условиях, а с другой стороны, станет дополнительным фактором, способствующим привлечению инвесторов в эту сферу.

Внесённые изменения будут стимулировать повышение эффективности изолированной электроэнергетики и в перспективе позволят снизить ценовую нагрузку на потребителей.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • 06.02.2019 Госдума приняла в первом чтении законопроект о производстве электроэнергии на объектах микрогенерации (законопроект № 581324-7).

Депутаты Государственной Думы единогласно приняли в первом чтении законопроект, разработанный Минэнерго России «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации. Документ представляла статс-секретарь – заместитель Министра энергетики Российской Федерации Анастасия Бондаренко.  В своем докладе Анастасия Бондаренко отметила, что законопроект разработан в соответствии с Планом мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

Принятие законопроекта упростит процедуру размещения объектов микрогенерации, предоставит их владельцам возможность продавать излишки вырабатываемой электроэнергии на розничных рынках. «Объект микрогенерации - это объект по производству электроэнергии, функционирующий, в том числе на основании возобновляемых источников энергии, к которым относятся солнечная, ветровая, водная энергия с максимальной мощностью до 15 кВт. Примерами могут служить солнечные панели, устанавливаемые на крышах домов», - отметила Анастасия Бондаренко. Она пояснила, что законопроект будет способствовать развитию распределенной генерации в стране, отвечать целям, поставленным майским указом Президента Российской Федерации, работать на повышение надежности энергосистем, а также позволит сгладить пиковые часы потребления и сократить затраты на энергопотребление.

Статс-секретарь подчеркнула, что для обеспечения безопасного функционирования внутридомовых инженерных систем законопроект не предполагает возможности установки систем микрогенерации в многоквартирных жилых домах.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

  • 07.02.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Проект постановления Правительства РФ разрабатывается в целях восполнения законодательного пробела и определения порядка расчета величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями.

Проект постановления Правительства РФ также будет определять порядок учета перекрестного субсидирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, и распределения его по уровням напряжения (как правило, четыре уровня напряжения: ВН, СН-1, СН-2, НН).

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/02-19/00088291

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 07.02.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «Об утверждении цен на электрическую энергию, производимую с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2019 год».

Проект приказа ФАС России предусматривает утверждение на 2019 год цен на электрическую энергию, производимую с использованием генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей.

Расчет цен на электрическую энергию, производимую с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, был произведен в соответствии с Порядком определения цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего электрическую энергию и мощность в вынужденном режиме, утвержденным приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 484-э, а также согласно нормам постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен тарифов в электроэнергетике».

Проект приказа также направлен на признание утратившими силу следующих приказов ФАС России:

- приказа от 27.11.2018 № 1641/18 «Об утверждении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2019 год»;

- приказа от 14.12.2018 № 1781/18 «Об утверждении цен на мощность генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей, Симферопольской МГТЭС, Севастопольской МГТЭС, Западно-Крымской МГТЭС АО «Мобильные ГТЭС» на 2019 год»;

- приказа ФАС России от 28.12.2018 № 1913/18 «Об утверждении цен на мощность генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей, на 2019 год».

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/02-19/00088280

Ссылка на проект: Посмотреть

  • Минпромторг поддержал отмену поверки счетчиков.

08-02-2019

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров прокомментировал позицию министерства по изменению порядка поверки бытовых приборов учета, предложенному Росстандартом.

Мы поддерживаем внесение поправок в законодательство, которые должны избавить граждан от так называемого «поверочного рабства», сообщили в министерстве.

Смысл инициативы состоит в том, чтобы корректность работы приборов учета коммунальных ресурсов стала заботой поставщиков ресурсов, а не собственников квартир.

Нынешнюю ситуацию со счетчиками в ведомстве назвали несправедливой.

«Человек сначала приобретает прибор учета, устанавливает его в своей квартире и подтверждает его «легитимность» в управляющей компании. А после этого должен еще и следить за соблюдением правил его эксплуатации в части межповерочных интервалов», отметили в Минпромторге.

Предложения по отмене поверок приборов учета за счет собственников будут проработаны вместе с другими министерствами и ведомствами.

В Минпромторге отметили, что должны быть предусмотрены сроки перехода на новые правила работы и вопросы внедрения интеллектуальных приборов учета с возможностью их дистанционной поверки.

Источник: Посмотреть

  • ПАО «МОЭСК» оштрафовано Московским УФАС на 2,6 млн. руб.

Постановлением Московского УФАС России от 24.01.2019 ПАО «МОЭСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в соответствии с данной нормой в размере 2 607 281,25 руб.

Постановление размещено на сайте ФАС России 08.02.2019.

Из постановления следует, что ПАО «МОЭСК» нарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем не соблюдения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии и расчета стоимости безучетного потребления электроэнергии объектом потребителя ООО «Эми Центр».

Комиссией Московского УФАС было установлено, что действия ПАО «МОЭСК» по составлению акта о безучетном потреблении электрической энергии объектом ООО «Эми Центр» в нарушение п. 192 Основных положений № 442, а также по нарушению порядка определения периода и объема безучетного потребления электрической энергии объектом привели к ущемлению интересов ООО «Эми Центр».

Ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Ссылка на постановление УФАС: Скачать

  • АО «НЭСК-электросети» оплатило штраф, назначенный ФАС России.

04-02-2019

Служба оштрафовала компанию на 600 тысяч рублей за неисполнение обязательств по техприсоединению жилого комплекса в установленные сроки.

В ФАС России поступила жалоба ООО «Региональная строительная компания» на электросетевую компанию. По результатам её рассмотрения антимонопольная служба выявила нарушение сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого комплекса 9-ти этажных домов.

Такие действия АО «НЭСК-электросети» привели к затягиванию срока сдачи домов и ущемляли интересы граждан.

Кроме того, в течение года электросетевая компания уже неоднократно привлекалась к административной ответственности за совершение подобного правонарушения. Это является отягчающим обстоятельством и влечет за собой наложение штрафа от 600 тысяч до 1 миллиона рублей.

Антимонопольный орган назначил АО «НЭСК-электросети» штраф в размере 600 тысяч рублей за это правонарушение. 25 января 2019 года компания перечислила назначенный штраф в федеральный бюджет.

«Наша практика показала, что с принятием «четвертого антимонопольного пакета», где были приняты поправки, которые предусматривают за подобные нарушения возбуждение административного дела, а не антимонопольного, значительно ускорило решение проблем граждан, интересы которых были нарушены», отметил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.

Источник: Посмотреть

  • В Ленобласти ФАС выдала предупреждение энергокомпании.

07-02-2019

Ленинградское УФАС предупредило «ФСК ЕЭС» о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства из-за отказа заключать договор со смежной сетевой организацией «ЛОЭСК». Об этом сообщили в пресс-службе регионального управления ФАС.

Ранее в адрес Северо-Западного филиала «ФСК ЕЭС» была направлена заявка на техприсоединение. Однако заявителю пришел отказ из-за отсутствия электрических сетей в районе планируемого присоединения. Также «ФСК  ЕЭС» пояснила, что строительство объектов инфраструктуры по инвестиционному проекту на 20162020 годы не предусмотрено.

На повторное направление заявки и контраргументы заявителя компания предложила заключить договор по индивидуальному проекту. Третий раз отправив заявку на техприсоединение, «ЛОЭСК» так и не получило проект договора.

ФАС не согласилась с позицией «ФСК ЕЭС» и потребовала прекратить неправомерные действия до 28 февраля.

Источник: Посмотреть

  • Павловское МУПП «Энергетик» оштрафовано за незаконное завышение платы за техприсоединение к сетям.

10-02-2019

Воронежское УФАС привлекло Павловское муниципальное унитарное производственное предприятие «Энергетик» и его директора к административной ответственности.

Ранее в Управление ФАС по Воронежской области поступило обращение от индивидуального предпринимателя по вопросу правомерности действий Павловское МУПП «Энергетик». В частности, унитарное производственное предприятие уклонялось от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Кроме того, вопрос у заявителя вызвала и правомерность установленного размера платы за технологическое присоединение к ним.

Индивидуальный предприниматель обратился в Павловское МУПП «Энергетик» с заявкой на технологическое присоединение в связи с увеличением мощности нежилого здания.

В ходе разбирательства УФАС установило, что Павловское МУПП «Энергетик» нарушило установленный порядок ценообразования на услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям путем необоснованного завышения платы.

Ответственность за подобное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела Павловское МУПП «Энергетик» и его директор привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

При назначении административного наказания Павловское МУПП «Энергетик» должностным лицом было учтено неудовлетворительное финансовое положение последнего, а также добровольное устранение правонарушения, в связи с чем размер штрафа был снижен (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Источник: Посмотреть

  • Вступило в силу решение о штрафе «Янтарьэнерго» на 20 млн. руб.

06-02-2019

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение калининградского арбитража о наложении штрафа на «Янтарьэнерго» в размере 20,2 млн. руб. за «злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке». Соответствующее постановление опубликовано в картотеке суда. Таким образом, решение о штрафе вступило в законную силу.

Штраф будет зачислен в федеральный бюджет.

Истцом выступило управление Федеральной антимонопольной службы.

УФАС привлек энергетиков к ответственности за то, что они начали необоснованно требовать с калининградцев, накопивших долг в среднем 1-2 тыс. руб., по 17,5 тыс. руб. за отключение и последующее включение электричества.

Арбитражный суд признал, что энергетики действовали незаконно. Всего от незаконных действий пострадали 2,7 тыс. абонентов. Им должны произвести перерасчет на 28,5 млн. руб.

Проблема возникла летом 2017 года, когда калининградские энергетики решили, что мало берут за операцию принудительного отключения электроэнергии и последующего включения, и увеличили ее стоимость в 4 раза.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть

  • Сетевая компания подала иск на 323,3 млн. рублей к сети гипермаркетов «Лента».

Арбитражный суд Самарской области принял к производству многомиллионный иск «Сетевой компании» к ООО «Лента» юрлицу одноименной сети гипермаркетов. Спор касается долгов за электроэнергию.

Заявление поступило в суд 31 января, и судья уже назначил предварительное заседание по делу оно состоится 21 февраля. Кроме того, судья предоставила истцу отсрочку по уплате госпошлины.

Исковые требования «Сетевой компании» на 323,3 млн. руб. касаются бездоговорного потребления электроэнергии «Лентой».

Ссылка на определение суда: Посмотреть

  • Верховный Суд России признал законным акты нижестоящих судов, которыми удовлетворен встречный иск сетевой организации ОАО «МРСК Урала» к гарантирующему поставщику ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» на 1 210 950,10 руб. (определение ВС РФ от 04.02.2019 № 309-ЭС18-23973).

Как следует из судебных решений, гарантирующий поставщик ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с сетевой организации ОАО «МРСК Урала» 1 438 603,81 руб. стоимости технологических потерь в объеме поставленной электроэнергии обществу «КХЗ» после уведомления об ограничения режима потребления электроэнергии.

В свою очередь, ОАО «МРСК Урала», посчитав объем отпущенной электроэнергии заводу после уведомления об ограничении режима потребления полезным отпуском электроэнергии, подало встречный иск к  ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о взыскании с 1 210 950,10 руб. стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных по договору в интересах общества «КХЗ» в период с июня 2016 года по сентябрь 2016 года. Встречный иск был принят арбитражным судом.

Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда и суда округа, в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск ОАО «МРСК Урала» удовлетворен.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просило отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении первоначального иска и отказе  в удовлетворении встречных требований.

Определением от 04.02.2019 № 309-ЭС18-23973 Верховный Суд отказал гарантирующему поставщику в удовлетворении его кассационной жалобы и признал законными судебные акты нижестоящих инстанций.

Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае общество «ЭнергосбыТ Плюс» не вправе было формально использовать предоставленное ему право на ограничение режима потребления по спорной точке поставки, достоверно зная о безусловном наступлении в этом случае неблагоприятных последствий для потребителей электрической энергии, надлежащим образом технологически присоединенных транзитом к сетям третьего лица.

В отношении встречного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что поставляемые истцом объемы электрической энергии фактически обществом «КХЗ» потреблялись и являлись полезным отпуском, в связи с чем услуги по передаче энергии подлежат оплате со стороны гарантирующего поставщика.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона, с чем согласился также суд кассационной инстанции.

Верховный Суд в рассматриваемом определении отметил, что суды, разрешая спор, руководствовались требованиями действующего законодательства РФ в данной сфере, и пришли к выводу об отсутствии у гарантирующего поставщика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» оснований для квалификации спорного объема электроэнергии, поставленной обществу «КХЗ» после уведомления об ограничения режима потребления в качестве технологических потерь, признав фактическое потребление заводом этой энергии в спорном периоде и обязав истца оплатить сетевой организации ОАО «МРСК Урала» стоимость услуг по ее передаче.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд РФ в очередной раз подчеркнул, что законная неустойка не подлежит начислению на авансовые платежи по договору (определение ВС РФ от 07.02.2019 № 361-ПЭК18).

Основной вывод: законная неустойка не подлежит начислению за просрочку  внесения авансовых платежей, предусмотренных договором оказания услуг по передаче электроэнергии. Воля сторон на установление договорного условия о начислении неустойки на авансовые платежи должна четко следовать из содержания этого условия.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- правоотношения по передаче электроэнергии опосредуются публичным договором о возмездном оказании услуг, по условиям которого сетевая организация (исполнитель) осуществляет комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в точке поставки потребителя, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным нормативным требованиям, а потребитель оплачивает эти услуги (п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 781 ГК РФ; п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; п. 4, 9, 12, 15, 34, 36 Правил недискриминационного доступа  № 861);

- из пп. «б» п. 13, п. 15(1) Правил недискриминационного доступа № 861 следует, что обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг, рассчитываемой как произведение тарифа на эти услуги и их объема. Объем услуг определяется за расчетный период, который для целей оплаты услуг составляет, как правило, один календарный месяц;

- законодательством предусмотрено, что исполнение обязательства может обеспечиваться законной или договорной неустойкой (п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 ГК РФ). При этом законной неустойкой обеспечивается исполнение не всякого обязательства потребителя, возникшего из договора возмездного оказаний услуг по передаче электроэнергии, а лишь обязательства по оплате фактически оказанных услуг, которое окончательно формируется, как правило, по окончании расчетного периода;

- в силу принципа свободы договора обеспечение неустойкой своевременного внесения авансовых (промежуточных) платежей само по себе не противоречит законодательству. Однако такое условие должно быть согласовано сторонами в договоре (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ, п. 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3(2016)). Поскольку данное условие касается в том числе ответственности, оно не должно допускать двоякого или расширительного толкования. При неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон спорное условие подлежит толкованию в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия (п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»).

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

 






Ваше сообщение было успешно отправлено!