Обзор изменений от 20.05.2019 г.

  • Верховный Суд поддержал позицию нижестоящих судов о том, что истечение срока межповерочного интервала прибора учета свидетельствует о безучетном потреблении электроэнергии (определение ВС РФ от 13.05.2019 № 306-ЭС19-3810).

Основной вывод: потребление электроэнергии с использованием прибора учета, у которого истек срок межповерочного интервала, является безучетным потреблением электроэнергии, несмотря на то, что потребителем не осуществлялось вмешательство в работу измерительного прибора.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- на потребителе лежит обязанность по осуществлению контроля за состоянием прибора учета и по уведомлению энергосбытовой организации при обнаружении неисправности в работе, выходе из строя прибора учета;

- достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации;

- по истечении срока поверки прибора учета его показания о количестве поставленного энергоресурса не могут считаться достоверными, что фактически означает отсутствие прибора учета;

- исходя из пункта 2 Основных положений №442 состав безучётного потребления электроэнергии образуют не только активные действия потребителя, направленные на нарушение учёта электроэнергии путём вмешательства в работу прибора учёта, но и бездействие, выражающееся в отсутствии надлежащей технической эксплуатации со стороны потребителя, в том числе осмотров прибора учёта с целью своевременного выявления недостатков учёта и сообщения об этом энергоснабжающей организации (определение Верховного Суда РФ от 27.09.2017 № 301-ЭС17-8833);

-последующее признание измерительного комплекса пригодным в целях коммерческого учета не имеет значения для квалификации потребления электрической энергии в период, когда срок поверки истек, как безучетного, так как с момента истечения срока поверки и до признания прибора учета пригодным в целях коммерческого учета потребление осуществлялось без надлежащего учета;

- субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований Основных положений № 442, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии (п. 167 Основных положений № 442);

- результатом поверки является подтверждение пригодности средств измерений к применению или признание средств измерений непригодными к применению.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • 16 мая Верховный Суд отменил судебные акты судов нижестоящих инстанций по вопросу безучетного потребления электроэнергии (определение ВС РФ от 16.05.2019 №305-ЭС18-26293).

Потребитель электроэнергии ООО «ГАЛЛА корп» обратился в арбитражный суд с иском к гарантирующему поставщику ПАО «Мосэнергосбыт» о взыскании 690 715,77 руб. неосновательного обогащения, возникшего в результате списания указанных средств в пользу гарантирующего поставщика со счета потребителя в безакцептном порядке на основании актов о неучтенном потреблении электроэнергии.

Судами трех инстанций в удовлетворении иска потребителю отказано. Суды исходили из неисполнения ООО «ГАЛЛА корп» обязанности по сохранности пломб на трансформаторах тока, входящих в состав измерительного комплекса, и признали акты о неучтенном потреблении допустимым доказательством, составленным в соответствии с требованиями действующего законодательства. Установив обоснованность применения расчетного способа определения объема потребленной обществом электроэнергии, суды отказали в удовлетворении иска.

Потребитель не согласился с вышеуказанными актами судов и обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просил их отменить как незаконные.

В жалобе на судебные акты потребитель ссылался на неприменение судами п. 154 Основных положений № 442 и указывал на то, что пломбы на трансформаторах тока не устанавливались при вводе измерительного комплекса в эксплуатацию, а доказывать маркировку (опломбировку) спорных трансформаторов должен был именно гарантирующий поставщик, а не потребитель, в связи с чем, по мнению заявителя, судами неправильно распределено бремя доказывания. Кроме того, потребитель, ссылаясь на положения ст. 10 Гражданского кодекса РФ, указал, что ненадлежащее опломбирование средств учета с последующим предъявлением требования потребителю о взыскании безучетного потребления за отсутствие средств маркировки на трансформаторах тока свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны энергоснабжающей организации.

Верховный Суд определением от 16.05.2019 № 305-ЭС18-26293 отменил решение арбитражного суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и направил делона новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Определение Верховного Суда на данный момент изготовлено только в резолютивной части.

Ссылка на определение ВС РФ (резолютивная часть): Посмотреть

  • Верховный Суд счел правильным определять период безучетного потребления электроэнергии с даты, не позднее которой сетевая компания должна была произвести следующую проверку, по дату выявления факта неучтенного потребления (определение ВС РФ от 16.05.2019 № 309-ЭС18-24456).

Гарантирующий поставщик ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ДНТ «Монетный двор» (потребитель) стоимости безучетного потребления электрической энергии по акту неучтенного потребления электрической энергии за период с 26.08.2016 по 25.08.2017. Период рассчитан как календарный год до даты обнаружения безучетного потребления.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ОАО «МРСК Урала» (сетевая компания).

Суд первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск частично, указав, что период безучетного потребления электроэнергии необходимо определять не как период с 26.08.2016 по 25.08.2017 (один год до даты обнаружения безучетного потребления), а как период с 14.03.2017 по 25.08.2017. При этом, установив дату предыдущей проверки, указанную в акте (14.03.2016), и принимая во внимание содержание п. 172 и 195 Основных положений № 442, суды пришли к выводу, что расчет необходимо производить с 14.03.2017 (дата, не позднее которой сетевая компания должна была произвести следующую проверку) по 25.08.2017 (дата выявления факта неучтенного потребления).

Постановлением суда округа от 26.10.2018 была удовлетворена жалоба третьего лица – сетевой организации ПАО «МРСК Урала» об исключении из мотивировочной части решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда выводов о неправильном определении периода безучетного потребления электроэнергии с даты, не позднее которой сетевая компания должна провести последующую проверку. Суд округа, изменяя мотивировочную часть решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, признал ошибочным толкование судами положений п. 172, 195 Основных положений № 442 и, соответственно, выводы о порядке определения периода безучетного потребления.

Гарантирующий поставщик, не согласившись с постановлением суда округа, обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, счел ошибочным изменение мотивировочной части судебных актов первой и апелляционной инстанций.

Гарантирующий поставщик, выражая несогласие с выводами суда округа, ссылался на неверное применение судом округа общих положений об исчислении сроков, установленных главой 11 Гражданского кодекса РФ, и ошибочное толкование норм Основных положений № 442 о порядке определения периода неучтенного потребления.

Кроме того, заявитель указывал, что изменение мотивировочной части судебных актов в части порядка исчисления спорного периода без принятия нового судебного акта по существу привело к нарушению прав и законных интересов гарантирующего поставщика на судебную защиту.

По мнению гарантирующего поставщика, постановление суда округа лишает его возможности взыскать с сетевой компании стоимость объема электрической энергии для целей компенсации технологического расхода (потерь) за период с 25.08.2016 по 13.03.2017 (период за пределами удовлетворенных требований).

Верховный Суд определением от 16.05.2019 № 309-ЭС18-24456 счел доводы гарантирующего поставщика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обоснованными иотменил постановление Арбитражного суда Уральского округа. Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по указанному делу оставил в силе.

Ссылка на определение ВС РФ (резолютивная часть): Посмотреть

  • Определены цели и задачи стратегического планирования в сфере обеспечения энергетической безопасности страны (указ Президента РФ от 13.05.2019 № 216).

Указом Президента РФ от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» принята Доктрина энергетической безопасности, которая направлена на поддержание защищенности экономики и населения страны от угроз энергетической безопасности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ.

В Доктрине приводятся также внутренние угрозы энергетической безопасности:

- несоответствие возможностей топливно-энергетического комплекса потребностям социально-экономического развития РФ;

- снижение качества минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса (истощение действующих месторождений, уменьшение размеров и снижение качества открываемых месторождений);

- недостаточная обеспеченность организаций топливно-энергетического комплекса трудовыми ресурсами, в особенности высококвалифицированными кадрами;

- рост количества преступлений и правонарушений в сфере энергетики (хищения, коррупция, производство и продажа контрафактной продукции, неплатежи);

- рост количества нарушений в сфере трудовых отношений в организациях топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, в том числе нарушений требований охраны труда, а также случаев проведения незаконных забастовок.

Последствиями реализации угроз энергетической безопасности являются в числе прочего:

- нарушение нормального функционирования организаций, в том числе организаций топливно-энергетического комплекса и отраслей экономики РФ;

- рост цен (тарифов) на продукцию организаций топливно-энергетического комплекса и услуги в сфере энергетики;

- снижение финансовой устойчивости и прекращение деятельности организаций топливно-энергетического комплекса;

- уменьшение налоговых, таможенных и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации со стороны организаций топливно-энергетического комплекса.

В целях минимизации последствий заявленных угроз и вызовов Доктриной определены следующие основные направления деятельности по обеспечению энергетической безопасности:

- совершенствование государственного управления в области обеспечения энергетической безопасности (в частности, создание системы управления рисками в области энергетической безопасности, обеспечение стабильности налоговой политики и нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, долгосрочное и сбалансированное регулирование цен (тарифов) на товары и услуги субъектов естественных монополий, внедрение новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий);

- поддержание минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса и основных производственных фондов организаций топливно-энергетического комплекса на уровне, необходимом для обеспечения энергетической безопасности;

- совершенствование территориально-производственной структуры топливно-энергетического комплекса;

- обеспечение международно-правовой защиты интересов российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения, поддержка экспорта их продукции, технологий и услуг;

- обеспечение технологической независимости топливно-энергетического комплекса и повышение его конкурентоспособности.

Предусматривается, что обеспечение энергетической безопасности осуществляется в мирное время, в условиях чрезвычайных ситуаций, в период мобилизации и в военное время.

Реализация настоящей Доктрины осуществляется субъектами энергетической безопасности в рамках государственной энергетической политики РФ.

Начало действия документа – 13.05.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • 14.05.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Проект разрабатывается ввиду отсутствия закрепленного на законодательном уровне алгоритма распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Проект постановления будет вносить изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, в следующей части:

- наделения ФАС России полномочиями по утверждению методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями и учитываемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям;

- утверждения ставки перекрестного субсидирования в двух вариантах и ее учете в величине ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) и величине одноставочной цены (тарифе) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;

- введения ответственности для субъектов Российской Федерации в случае учета ставки перекрестного субсидирования в размере, отличном от величины, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/05-19/00091293

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 16.05.2019 на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» разработан в целях уточнения механизмов определения экономии подконтрольных расходов, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненных к нему категориям потребителей.

Проект предусматривает внесение следующих изменений:

- в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, - уточнение механизмов определения экономии подконтрольных расходов, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненных к нему категориям потребителей;

- в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, – указание сроков представления регулируемыми организациями дополнительных материалов к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе. В Проекте указано, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования;

- в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, – определение даты начала исполнения договора между смежными сетевыми организациями. В Проекте указано, что исполнение договора между смежными сетевыми организациями осуществляется с даты вступления в силу установленных индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между данными смежными сетевыми организациями;

- в Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, – предоставление возможности раскрытия гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями информации на официальных сайтах в сети Интернет.

Разработчик – ФАС России

Процедура – повторные публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/03-19/00089718

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 16.05.2019 ФАС России разместила проект приказа «О пересмотре на второе полугодие 2019 года предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемые АО «Системный оператор Единой энергетической системы», в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, утвержденных приказом ФАС России № 1853/18 от 25.12.2018 «Об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «Системный оператор Единой энергетической системы».

ФАС России предлагает к утверждению тариф на услуги по ОДУ в части обеспечения надежности, оказываемые АО «СО ЕЭС», на 2-ое полугодие 2019 года в размере 1,417 руб./МВт*ч. (остался прежним), при этом ФАС России учтено внедрение нового механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии, обеспечивающего участие потребителей розничного рынка электроэнергии в ценозависимом снижении потребления и, в связи с этим, введение новой услуги по управлению спросом, оказываемой системным оператором в рамках оказания услуг по обеспечению системной надежности (введен постановлением Правительства РФ от 20.03.2019 № 287) и выпадающие/излишние доходы (расходы) прошлых лет.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/05-19/00091359

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 16.05.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по тарифам от 12.12.2011 № 796-э «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по формированию и ведению Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности».

Проект разрабатывается ФАС России для устранения имеющихся правовых коллизий в данной сфере регулируемых правоотношений, посколькуп. 233 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 установлено, что Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов ведет федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности в соответствии с утверждаемым Федеральной антимонопольной службой порядком рассмотрения документов, представляемых в Федеральную антимонопольную службу для формирования и ведения федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативногоправового акта

ID проекта: 01/02/05-19/00091360

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 17.05.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, возможности возмещения расходов, понесенных им в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации».

Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 № 19-П, которым признан не соответствующим Конституции РФ п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, Правительство РФ разрабатывает рассматриваемый Проект постановления.

Проект будет направлен на установление механизма для собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, возмещения расходов, понесенных им в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/05-19/00091371

Ссылка на проект: Посмотреть

  • Александр Новак провел заседание Комиссии по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК.

14-05-2019

Под председательством Министра энергетики РФ Александра Новака состоялось заседание Комиссии по созданию и вводу в эксплуатацию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК), в рамках которого участники мероприятия обсудили ход реализации принятого в 2018 году Федерального закона № 194-ФЗ, уточняющего ряд положений Федерального закона № 382-ФЗ о ГИС ТЭК.

В частности, было отмечено, что к настоящему моменту во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и компаниями ТЭК проведена актуализация нормативной правовой базы в сфере создания, эксплуатации и совершенствования ГИС ТЭК, а также доработка программно-аппаратного комплекса системы. Ключевым в данной работе для Минэнерго России всегда оставалось обеспечение баланса между потребностями государственного управления и реальными возможностями органов власти и организаций по предоставлению информации.

В настоящее время ведется подготовка к проведению опытной эксплуатации ГИС ТЭК с последующим проведением приемочных испытаний системы.

Согласно Федеральному закону № 194-ФЗ ввод ГИС ТЭК в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее 1 января 2020 года.

Справочно: Федеральным законом от 05.07.2018 № 194-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 03.12.2011 № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», направленные в том числе на уточнение состава субъектов ГИС ТЭК, обязанных предоставлять информацию в ГИС ТЭК, упорядочение процесса подготовки аналитических материалов в рамках ГИС ТЭК, а также закрепление возможности предоставления в ГИС ТЭК сведений ограниченного доступа и информации, составляющей государственную тайну.

Источник: Посмотреть

  • ФАС России опубликовала график проведения согласительных совещаний по вопросу обсуждения параметров сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России.

14-05-2019

Опубликован график проведения согласительных совещаний по вопросу обсуждения параметров сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2020 год.

С документом можно ознакомиться здесь.

Источник: Посмотреть

  • Замруководителя ФАС России Сергей Пузыревский: экономике страны не хватает базового закона, который бы определял общие принципы тарифного регулирования.

17-05-2019

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский представил позицию ведомства по развитию законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

17 мая 2019 в рамках Петербургского международного юридического форума – 2019 состоялась сессия «Тарифное регулирование в России». В ходе мероприятия участники обсудили стратегические вопросы тарифного регулирования на ближайшие годы. В частности, ключевое внимание было уделено проблематике текущего регулирования цен, вопросам, связанным с созданием механизмов, стимулирующих регулируемые организации к повышению эффективности их деятельности, и совершенствованием контрольно-надзорной деятельности в сфере тарифного регулирования, а также синергии с антимонопольным законодательством. Модератором сессии выступила начальник Управления тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина.

«После передачи ведомству полномочий в сфере тарифного регулирования мы провели анализ нормативной базы и установили, что сегодня это направление регулируется более чем 150 НПА. В числе основных проблем: тарифная дискриминация, необоснованное завышение тарифов, непрозрачность существующего регулирования. Во исполнение поручения Президента и Правительства России мы активно занялись нормотворческой деятельностью и подготовили законопроект об основах государственного регулирования цен (тарифов)», – сообщил Сергей Пузыревский.

В законопроекте закреплен перечень регулируемых сфер деятельности, определены единые цели, принципы, формы и методы государственного регулирования цен (тарифов), введены основные положения об инвестиционной деятельности регулируемых субъектов, отражены основные положения порядка установления регулируемых цен (тарифов).

В числе основных принципов государственного регулирования тарифов, безусловно, метод сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат), установление цен (тарифов) исходя из их экономической обоснованности, соблюдение баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей и долгосрочность установления цен (тарифов).

«Сейчас горизонт планирования зачастую не превышает 1 года, ежегодно мы возвращаемся к пересмотру тарифа, но нужна стабильность. Законопроектом предлагается предусмотреть долгосрочность установления тарифа без дополнительных пересмотров, чтобы потребитель мог понимать, сколько он будет платить», – подчеркнул Сергей Пузыревский.

Документ также содержит норму, согласно которой потребители смогут участвовать в обсуждении принимаемого тарифа.

«Субъект, оплачивающий услугу, должен иметь возможность влиять на принимаемые тарифные решения. Мы полагаем, что потребитель вправе высказать свое мнение, а регулятор его учесть при принятии решения. Формат и порядок такого взаимодействия будет определен Правительством», – сообщил он.

Завершая выступление, заместитель руководителя ФАС России отметил, что изменений требует и система контроля в сфере тарифного регулирования. Для этого будут пересмотрены компетенции и полномочия всех уровней власти.

«Нам важно не только обеспечить контроль за регулированием, но и обеспечить защиту прав потребителей и организаций, чтобы все стороны могли отстаивать свои интересы, – подчеркнул Сергей Пузыревский. – Мы живем в условиях рыночной экономики, которая предполагает в определенных сферах государственное ценовое регулирование, и нам не хватает закона, который бы определял общие принципы такого регулирования в сфере тарифов. Законопроект станет основой, базой тарифного регулирования».

Ссылка на проект закона: Посмотреть

  • Суд впервые расторг договор о предоставлении мощности.

15-05-2019

Арбитражный суд города Москвы удовлетворил иск Саяногорского алюминиевого завода к «Юнипро», «Системному оператору», «Совету рынка» и принадлежащему ему «Администратору торговой системы» о расторжении договора о предоставлении мощности (ДПМ) и выплате 91 млн. руб. неосновательного обогащения.

Поводом для иска стала авария на третьем энергоблоке Березовской ГРЭС, которая принадлежит «Юнипро» – структуре немецкого холдинга Uniper. Как сообщают «Ведомости», энергоблок мощностью 800 МВт был построен по ДПМ, введен в эксплуатацию в 2015 году, а год спустя вышел из строя из-за пожара. Оборудование передали в ремонт, и с февраля по ноябрь 2016 года «Юнипро» получала уменьшенные платежи за мощность – около 1 млрд. руб.

В январе 2018 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала «Юнипро» и «Системного оператора» (диспетчера единой энергосистемы) виновными в нарушении законодательства, а также в затягивании аттестации и тестирования сгоревшего оборудования. Оспаривая штраф в 650 000 руб., «Юнипро» заключила мировое соглашение с ФАС. Служба признала, что пожар не был причиной утраты основного оборудования и изменения мощности третьего блока, «Юнипро» имела право собирать с потребителей плату за мощность, а нарушение не повлияло на условия ДПМ.

Структуры UC Rusal не согласились с этими выводами и предъявили ряд исков в общей сложности на 386 млн. руб. Суть ДПМ заключается в гарантиях возврата инвестиций через повышенные платежи. Согласно договору по Березовской ГРЭС период поставки мощности составляет 10 лет и является его существенным условием. По мнению истцов, в результате аварии до 60% оборудования было утрачено, а стоимость восстановления сопоставима с затратами на строительство.

Претензии Братского алюминиевого завода были отклонены в апреле (дело №А 40-307364/2018).

Нынешнее решение может стать прецедентом (дело № А40-12454/2019, мотивировочной части пока нет). По словам экспертов, ДПМ и отраслевые нормы не предусматривают возможности расторгнуть договор потребителем в одностороннем порядке. Решение создает системные риски для электроэнергетики и инвестклимата, заявили в «Юнипро». Компания намерена подать апелляционную жалобу.

Ссылка на решение суда (резолютивная часть): Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!