ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ОТ 11.05.2020 Г.

  • Верховный Суд поддержал нижестоящие инстанции в споре о взыскании фактических расходов сетевой организации по договору тех. присоединения (определение ВС РФ от 08.05.2020 № 310-ЭС19-20700).

Основной вывод: отказ от договора оказания услуг по технологическому присоединению не освобождает заказчика услуг от оплаты исполнителю (сетевой организации) фактически понесенных расходов, связанных с выполнением условий договора и мероприятий, предусмотренных техническими условиями, до получения одностороннего отказа от договора.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ«Об электроэнергетике», п. 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861);

- по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами  принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики);

- договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения гл. 39 ГК РФ, а также общие положения об обязательствах и о договоре;

- в соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Отсутствие в специальных нормативных актах указания на возможность немотивированного одностороннего отказа от исполнения договора не означает, что такого права у заказчика не имеется;

- при доказанности факта причинения убытков размер возмещения должен быть установлен судом с разумной степенью достоверности (определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.03.2017 № 304-ЭС16-16246, п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25);

- доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить в суд сетевая компания (ст. 65 АПК РФ);

- ставка тарифа не может корректно отражать издержки сетевой организации по оказанию услуг конкретному лицу, так как она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение на период регулирования, что неравнозначно фактическим затратам. В то же время расходы сетевых организаций на технологическое присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин, поэтому расходы, подлежащие возмещению сетевой организации, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд счел заслуживающими внимания доводы кооператива о недоказанности факта безучетного потребления электроэнергии (определение ВС РФ от 08.05.2020 № 310-ЭС19-27004).

Гаражный потребительский кооператив обратился в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании энергосбытовой организации АО «ТНС энерго Тула» произвести перерасчет за потребленную электрическую энергию в сумме 137 192 руб. Три судебные инстанции отказали кооперативу в удовлетворении заявленных требований. Кооператив обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, счел ошибочными выводы судебных инстанций. Как установлено судами, между кооперативом (потребителем) и энергосбытовой организацией заключен договор энергоснабжения. Кооперативом и сетевой организацией подписан акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности, в котором определены балансовые и эксплуатационные границы сторон на контактном соединении изоляторов опоры. В акте указаны сведения об измерительных трансформаторах тока в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителя.

13.04.2018 сотрудниками сетевой организации проведена инструментальная проверка измерительного комплекса кооператива, по результатам которой составлен акт безучетного потребления. В ходе проверки выявлено истечение межповерочного интервала трансформаторов напряжения и тока (срок поверки истек в 2017 году), потребителю указано на необходимость поверить (заменить) измерительные трансформаторы напряжения. Данный акт подписан представителем потребителя без замечаний. Потребителем проведена поверка спорных трансформаторов (на месте их установки). Согласно свидетельствам о поверке от 21.06.2018, выданным федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области», спорные трансформаторы признаны пригодными к применению, соответствующими требованиям метрологической поверки.

Актом от 11.07.2018 измерительный комплекс кооператива был признан расчетным, соответствующим предъявляемым требованиям. Отказ сбытовой организации в перерасчете кооперативу платы за нарушение срока поверки (безучетное потребление) явился основанием для обращения кооператива в арбитражный суд. Кооператив настаивал на освобождении от обязанности оплатить начисленный расчетным способом объем электрической энергии, указывая на проведенную поверку, признавшую пригодными спорные трансформаторы. Также кооператив отметил отсутствие каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что несвоевременная поверка трансформаторов привела к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

Кроме того, кооператив, ссылаясь на условия договора о совместном пользовании электросетью, указал, что измерительный комплекс, в котором выявлено истечение межповерочного интервала трансформаторов, является общим (межкооперативным) прибором учета потребления электрической энергии нескольких кооперативов и садоводческих товариществ, каждое из которых имеет свой отдельный (самостоятельный) прибор учета.

Изучив доводы кассационной жалобы, судья решил передать кассационную жалобу гаражного кооператива для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ. Рассмотрение назначено на 22.06.2020.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Правительство РФ одобрило проект федерального закона об установлении особенностей регулирования труда работников, в том числе в сфере электроэнергетики (законопроект № 953586-7).

30 апреля 2020 года Правительством РФ одобренпроект федерального закона «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения».

Законопроект направлен на сохранение в сфере электроэнергетики отраслевой системы работы с персоналом и ее совершенствование посредством исключения распространения на отношения по аттестации и в целом по проведению работы с персоналом организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и (или) в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения, запрета на применение иного порядка проведения оценки квалификации работников, отличного от порядка, установленного Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее - Закон № 238-Ф3).

При подготовке законопроекта учтено, что в соответствии со статьей 11 Закона № 238-Ф3, начиная с 1 июля 2019 г. применение иного (кроме независимой оценки квалификации) порядка проведения оценки квалификации работников, установленного другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, по общему правилу не допускается.

Применение иного порядка оценки квалификации работников возможно только в случае если Трудовым кодексом РФ установлены особенности регулирования их труда.

В отношении работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и (или) в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения, какие-либо особенности регулирования труда Трудовым кодексом в настоящее время не предусмотрены. Соответственно, исходя из норм Закона № 238-Ф3, электроэнергетическая отрасль наряду с иными отраслями вынуждена будет перейти к новой форме подтверждения соответствия знаний, навыков и умений работников квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами и иными нормативными правовыми актами, - независимой оценке квалификации (далее - НОК).

Перспективы внедрения в электроэнергетической отрасли института НОК сопряжены со значительными рисками и проблемами в связи с повышенной сложностью и опасностью технологических процессов и обусловленными ими повышенными требованиями к квалификации работников.

В сфере электроэнергетики сложилась и десятки лет эффективно функционирует система работы с технологическим персоналом, учитывающая технологические особенности деятельности и обеспечивающая необходимую подготовку работников к выполнению возложенных на них трудовых функций с соблюдением требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, требований по охране труда.

В силу указанных обстоятельств отраслевая система работы с технологическим персоналом базируется на принципе обязательности ее проведения как для работников, так и для организаций-работодателей.

Отказ от обязательности реализации организациями электроэнергетики и их работниками соответствующих мероприятий по подготовке, поддержанию и оценке квалификации и передача указанного вопроса на добровольное усмотрение работников и работодателей, что фактически лежит в основе НОК, недопустимы. Указанное подтверждается и положениями Федерального закона от 29.07.2018 № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики», установившего на законодательном уровне обязанность работников проходить регулярную подготовку и аттестацию в соответствующих сферах.

Также отсутствуют объективные причины для изменения отраслевого порядка оценки квалификации персонала, осуществляющего профессиональную деятельность в сфере электроэнергетики. НОК не должна и не может заменить собой существующий отраслевой порядок подтверждения квалификации работников.

Безусловный переход электроэнергетической отрасли на НОК также поставит под вопрос легитимность процедуры аттестации работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики по вопросам безопасности в указанных сферах, введенной Федеральным законом № 271-ФЗ. Каких-либо изъятий (исключений), позволяющих сохранить такую аттестацию как форму оценкиквалификации работников, Закон № 238-ФЗ не предусматривает.

НОК должна не заменять отраслевую систему работы с персоналом и обязательные требования к подготовке работников и оценке их квалификации, установленные отраслевым законодательством в области электроэнергетики, промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, а дополнять их и применяться на добровольной основе по решению работников и работодателей наряду с указанными обязательными формами.

Для реализации указанного подхода и применения НОК одновременно с сохранением отраслевой системы работы с персоналом законопроектом предлагается установить для соответствующих работников особенности регулирования их труда в Трудовом кодексе. В целях этого законопроектом предусмотрено включение в Трудовой кодекс новой статьи 351.6 «Некоторые особенности регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения».

Законопроект также предусматривает оптимизацию и гармонизацию требований по подготовке (обучению), проверке знаний и аттестации одних и тех же работников, предъявляемых разными нормативными правовыми актами. Для этого законопроектом предусмотрено исключение прохождения работниками повторного обучения и проверки знаний общих требований охраны труда, в случае если они прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда в рамках форм работы с персоналом в сфере электроэнергетики. Также предусмотрена возможность совмещения процедур аттестации и проверки знаний, проводимых в комиссиях организаций, и совмещения различных аттестаций по вопросам безопасности, проводимых в комиссиях органов федерального государственного энергетического надзора.

08 мая 2020 года законопроект внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

  • 05 мая вступил в силу Федеральный закон, вводящий в понятие «зона безопасности объекта топливно-энергетического комплекса» (Федеральный закон от 24.04.2020 № 139-ФЗ).
Федеральным законом от 24.04.2020 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» расширяются полномочия Правительства РФ в сфере безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Вводится понятие «зона безопасности объекта топливно-энергетического комплекса», под которым понимается территория или акватория вокруг определяемого Правительством РФ отдельного объекта ТЭК, в границах которой реализуются меры, направленные на обеспечение особого режима защиты такого объекта от актов незаконного вмешательства.

Правительство РФ наделено полномочиями по определению:

- отдельных объектов ТЭК, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности;

- мер по обеспечению особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зоне безопасности объекта ТЭК, включая порядок реализации этих мер.

Начало действия документа - 05.05.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Актуализирован Регламент установления цен (тарифов) и их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) (приказ ФАС России от 23.03.2020 № 306/20).

Приказом ФАС России от 23.03.2020 № 306/20 «О внесении изменений в Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденный Приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18» реализованы положения постановлений Правительства РФ от 27.12.2019 № 1892 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен (тарифов)» и от 31.12.2019 № 1947 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В частности, предусмотрены положения, касающиеся установления предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, произведенную на генерирующих объектах, расположенных на территориях указанных технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии по заявкам потребителей.

Приказ ФАС России зарегистрирован в Минюсте России 06.05.2020 за № 58267.

Начало действия документа - 17.05.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!