Обзор изменений от 18.03.2019 г.

  • КС решит, ограничивает ли законодательство собственников объектов электросетевого хозяйства (дело № 11608/15-01/2018).

14 марта  Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг № 861 (дело № 11608/15-01/2018).

Согласно оспариваемой норме, собственники объектов электросетевого хозяйства, не являющиеся территориальной сетевой организацией, не вправе препятствовать передаче через их объекты электроэнергии для потребителя и требовать за это оплату.

АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» является собственником объектов электросетевого хозяйства, а ранее имело статус территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электроэнергии сторонним организациям. Четыре года назад из-за несоответствия нововведенным критериям по решению региональной службы по тарифам компания лишилась этого статуса, а затем и своих ключевых контрагентов. Так, гарантирующий поставщик и территориальная сетевая организация в одностороннем порядке расторгли заключенные с заявителем договоры поставки электроэнергии и оказания услуг по ее передаче.

Впоследствии компания предъявила иск на 2 млн. руб. к бывшему контрагенту в лице гарантирующего поставщика электроэнергии о взыскании неосновательного обогащения. Суды отказались взыскать с ответчика расходы истца, связанные с оказанием услуг по передаче электроэнергии потребителям, ссылаясь на п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг № 861 (дело № А43-31392/2016 дошло до Верховного Суда РФ). В связи с этим и последовала жалоба в Конституционный Суд.

По мнению заявителя АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН», спорная норма неконституционна в силу ограничения права собственности в отношении объектов электросетевого хозяйства. Будучи собственником этих объектов, компания не может отказаться от них и не имеет права оказывать услуги по передаче электроэнергии. Таким образом, собственник такого имущества несет необоснованные некомпенсируемые расходы, в то время как гарантирующий поставщик получает прибыль, без затрат используя чужие объекты электросетевого хозяйства.

Представитель Правительства РФ Леонид Акимов отметил, что изложенные заявителем обстоятельства касаются его конкретных хозяйственно-экономических отношений и фактически направлены на выбор им форм защиты его прав. По его словам, текущее законодательство предусматривает три субъекта на рынке электроэнергетики, среди них, в частности, производители электроэнергии и сетевые организации, которые отвечают за ее передачу. Каждый из субъектов электроэнергетики, несмотря на статусную специфику, имеет электросетевые активы.

Ввиду многочисленных ошибок в жалобе заявителя Леонид Акимов подчеркнул, что именно гарантирующий поставщик поставляет электроэнергию как потребителям, так и опосредованно присоединенным абонентам. Он также перечислил несколько принципов, на которых строится российская и мировая энергосистема, среди них – недискриминационный доступ к монопольным услугам, запрет на препятствие перетоку электроэнергии и госконтроль за энергетическим комплексом.

Леонид Акимов отметил наличие у заявителя возможности компенсировать расходы по перетоку электроэнергии за счет субабонентов, несмотря на то, что его деятельность не подпадает под тарифы, установленные для территориальных сетевых организаций. В связи с этим он высказался за соответствие оспариваемой нормы Конституции РФ.

В своем выступлении член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирина Рукавишникова напомнила конституционные принципы, согласно которым на территории РФ гарантируется единство экономического пространства, а отдельные гражданские права могут быть ограничены федеральным законом в публичных интересах.

Со ссылкой на ч. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике Ирина Рукавишникова отметила, что территориальная сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которому технологически присоединены объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электроэнергии на данные объекты. Вместе с тем оспариваемая норма, по сути, обязывает владельца объекта электроэнергетики, не соответствующего критериям территориальных сетевых организаций, осуществлять обязанности по ее передаче сторонним организациям в отсутствие установленного тарифа. Она также полагает, что заявителю не была предоставлена возможность приведения своих технических возможностей в соответствие с новыми критериями в переходный период после принятия Правительством РФ соответствующего постановления от 28.02.2015 № 184.

В связи с этим она сочла, что спорная норма фактически обязывает собственников электросетевого хозяйства оказывать услуги по перетоку энергии для сторонних организаций бесплатно и не позволяет таким провайдерам компенсировать понесенные ими расходы, что порождает неравное положение субъектов энергетики. С учетом изложенного Ирина Рукавишникова отметила неконституционность п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг № 861, поскольку он ограничивает права собственников объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, и налагает на них вещное обременение. Кроме того, оспариваемая норма препятствует извлечению прибыли вышеуказанными субъектами, так как действующее законодательство не предусматривает тарифы на такие услуги по передаче электроэнергии, что влечет невозможность компенсации расходов.

Полномочный представитель Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева, напротив, высказалась за соответствие оспариваемой нормы Конституции. В обоснование своей позиции она сослалась на ряд определений КС РФ, отметив, что так называемый «сервитут перетока» защищает права потребителей электроэнергии на недискриминационный доступ к ней. Такое нормативное регулирование направлено на консолидацию территориальных сетевых организаций, упомянутую в соответствующей Стратегии развития электросетевого комплекса РФ (утв. распоряжением Правительства РФ № 511-р от 03.04.2013), и не может рассматриваться как ограничение прав владельцев электросетевого хозяйства.

При этом полномочный представитель Генпрокурора пояснила, что действующее законодательство не препятствует заявителю в получении статуса сетевой организации путем дополнительного приобретения объектов электросетевого хозяйства для соответствия установленным критериям. Она также отметила, что заявитель может свободно распоряжаться принадлежащими ему объектами электроэнергетики, например, продать или сдать их в аренду сетевым организациям.

В свою очередь полпред Минюста России Мария Мельникова высказалась за необходимость совершенствования оспариваемой нормы в связи с пересечением гражданско-правовых отношений и публичных интересов.

Заместитель директора Департамента экономической безопасности в топливно-энергетическом комплексе Министерства энергетики Антон Семейкин отметил, что существование спорной нормы продиктовано требованиями безопасности и экономическими интересами, целью которых являлась доступность электроэнергии ее конечным потребителям. Он признал отсутствие механизма компенсации потерь владельцам объектов электроэнергетики, не являющихся территориальными сетевыми организациями, однако отметил, что указанные лица могут компенсировать свои издержки в гражданско-правовом порядке. По его мнению, заявитель оспаривал факт лишения его статуса сетевой организации, и оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ.

Заместитель директора департамента – начальник перспективного развития электроэнергетики Департамента развития электроэнергии Министерства энергетики Дмитрий Михеев поддержал мнение большинства о конституционности нормы. В то же время он уточнил, что ранее заявитель, будучи территориально сетевой организацией, получал деньги не за переток электроэнергии, а за оказание услуг по ее передаче, которые образуют сложный технологический комплекс. После потери указанного статуса единственная обязанность компании заключается в невоспрепятствовании перетоку электроэнергии, что не порождает каких-либо существенных расходов для нее. Во избежание несения дополнительных убытков заявителю следовало заключить соответствующие соглашения о компенсации своих издержек со своими субабонентами, что не было сделано им, исходя из материалов дела.

Председатель КС РФ Валерий Зорькин сообщил, что решение будет принято позже в закрытом заседании, о дате провозглашения решения будет объявлено дополнительно.

Ссылка на видеозапись заседания КС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд поддержал суды в вопросе о необходимости для сетевой организации восстановить передачу электроэнергии, качество и параметры которой соответствуют техническим регламентам в отношении потребителей электроэнергии (определение ВС РФ от 13.03.2019 № 304-ЭС19-1777).

АО «Новосибирскэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к АО «Региональные электрические сети» (АО «РЭС») о требовании исполнить обязательства, установленные договором оказания услуг по передаче электроэнергии, а именно, обеспечить передачу принятой в сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки с соблюдением параметров качества передаваемой электроэнергии в соответствии с требованиями технических регламентов (ГОСТ).

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, исковые требования удовлетворены в части обязания восстановить передачу электроэнергии, качество и параметры которой соответствуют техническим регламентам в отношении спорных точек поставки, и взыскания денежных средств на случай неисполнения судебного акта с момента вступления решения в законную силу в отношении указанных точек поставки: за первую неделю – 5 000 руб., за вторую и последующие недели – 10 000 руб.

Не согласившись с позицией вышеуказанных судов, АО «РЭС» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

АО «РЭС» ссылалось на то, что качество электроэнергии в его сетях соответствует ГОСТ, а качество электроэнергии, поставляемой в точки поставки, отклоняется от указанных требований в силу ненадлежащего состояния сетей иных лиц, через которые потребители АО «Новосибирскэнергосбыт» опосредованно присоединены к сетям АО «РЭС», за что АО «РЭС» не должно отвечать.

Однако Верховный Суд в своем определении от 13.03.2019 № 304-ЭС19-1777 не согласился с доводами кассатора и отказал ему в удовлетворении кассационной жалобы. Верховный Суд указал, что довод АО «РЭС» о ненадлежащем состоянии сетей иных лиц, через которые потребители АО «Новосибирскэнергосбыт»  опосредованно присоединены к сетям АО «РЭС», не может служить основанием для освобождения АО «РЭС» от принятых им на себя обязанностей по договору, при заключении которого он, как профессиональный участник рынка услуг по передаче электрической энергии, знал или должен был знать о вышеперечисленных обстоятельствах, которые не стали препятствием для заключения договора и получения оплаты за оказываемые услуги.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд указал на недопустимость ограничения социально-значимых потребителей ниже уровня технологической и (или) аварийной брони (определение ВС РФ от 14.03.2019 № 301-ЭС19-828).

В отношении АО «Чувашская энергосбытовая компания» УФАС по Чувашской Республике принято решение о признании гарантирующего поставщика нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ввиду введения ограничения режима потребления электроэнергии в котельные № 1 – 9 МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» Порецкого района.

Не согласившись с принятым антимонопольным органом решением, гарантирующий поставщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного решения УФАС по Чувашской Республике.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда и постановлением суда округа, в удовлетворении требований компании отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, АО «Чувашская энергосбытовая компания» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой ссылалось на неправильное применение норм материального права, ненадлежащее исследование представленных в материалы дела доказательств.

Определением от 14.03.2019 №  301-ЭС19-828 ВС РФ отказал в удовлетворении кассационной жалобы гарантирующего поставщика, указав, что спорные точки поставки МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» Порецкого района (ресурсоснабжающей организации) являются объектами производства тепловой энергии (котельные), посредством которых предприятие производит иной коммунальный ресурс (тепловую энергию и горячую воду). Введение режима ограничения в отношении данных объектов ниже уровня аварийной и технологической брони создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, что может привести к неблагоприятным экономическим, экологическим и социальным последствиям, а также создает угрозу нарушения прав добросовестных абонентов предприятия (граждан-потребителей и социально значимых категорий абонентов) на получение коммунальных услуг. Вопреки доводам АО «Чувашская энергосбытовая компания», действия (инициирование) по введению ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов потребителя, относящегося к категориям потребителей, указанным в Приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии № 442, ограничение режима потребления которых электрической энергии может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, в отсутствие согласования сторонами акта технологической и (или) аварийной брони, правильно квалифицировано УФАС и судами как злоупотребление доминирующим положением.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Утверждены Правила перехода энергосистемы на работу в вынужденном режиме (приказ Минэнерго России от 13.02.2019 № 99).

Приказ Минэнерго России от 13.02.2019 № 99 «Об утверждении Правил перехода энергосистемы на работу в вынужденном режиме и условий работы в вынужденном режиме и о внесении изменений в требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правила предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем и объектов электроэнергетики», утвержденные приказом Минэнерго России от 12 июля 2018 г. № 548», устанавливает условия работы энергосистемы в вынужденном режиме, порядок оформления перехода энергосистемы на работу в вынужденном режиме и порядок уведомления субъектов электроэнергетики при работе в вынужденном режиме.

Правила перехода энергосистемы на работу в вынужденном режиме, утвержденные настоящим приказом,  распространяются на Единую энергетическую систему России, входящие в нее объединенные и территориальные энергосистемы, а также на технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы.

Выполнение требований указанных Правил является обязательным для:

-  системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие установки которых функционируют в составе энергосистемы;

- штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, созданных в субъектах Российской Федерации.

В Правилах рассмотрены четыре случая, в которых может потребоваться переход энергосистемы на работу в вынужденном режиме:

- при фактическом изменении схемы электрической сети (состава генерирующего оборудования), связанном с аварийным отключением линий электропередачи, электросетевого и (или) генерирующего оборудования, изменении располагаемой мощности генерирующего оборудования электростанций, потере функций устройств (комплексов) противоаварийной автоматики;

- при необходимости срочного отключения линии электропередачи, электросетевого и (или) генерирующего оборудования для выполнения работ по предотвращению их повреждения и выхода параметров их работы за пределы, допустимые по условиям безопасной эксплуатации;

- при планируемом изменении схемы электрической сети, состава или располагаемой мощности генерирующего оборудования электростанций, связанном с выводом в ремонт линий электропередачи, электросетевого, генерирующего и (или) иного энергетического оборудования, выводе из работы устройств (комплексов) противоаварийной автоматики на время,  соответствующее сроку поданной субъектом электроэнергетики диспетчерской заявки (за исключением неотложной диспетчерской заявки, поданной в связи с необходимостью срочного отключения линии электропередачи, электросетевого и (или) генерирующего оборудования для выполнения работ по предотвращению их повреждения и выхода параметров их работы за пределы, допустимые по условиям безопасной эксплуатации, со сроком данной заявки не более 48 часов);

- при прогнозируемой неблагоприятной режимно-балансовой ситуации (в том числе связанной с недостатком генерирующих мощностей, ограничением максимально допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях) на период, длительность которого определяется сроком устранения причин, обусловивших необходимость перехода энергосистемы на работу в вынужденном режиме.

Порядок принятия решения о переходе на работу в вынужденном режиме и уведомления об этом субъектов электроэнергетики дифференцирован в Правилах применительно к указанным случаям.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2019 за № 54038.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Утверждены Правила взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электроэнергии по вопросу настройки устройств релейной защиты и автоматики (приказ Минэнерго России от 13.02.2019 № 100).

Приказом Минэнерго России от 13.02.2019 № 100 «Об утверждении Правил взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики» установлены нормативные требования к порядку взаимодействия между субъектами электроэнергетики, потребителями электрической энергии, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, входящими в состав электроэнергетической системы или присоединяемыми к ней, между собой и с диспетчерскими центрами субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике при подготовке, выдаче и выполнении заданий по настройке устройств релейной защиты и автоматики (далее – РЗА).

Правилами, в том числе,  установлены требования к:

˗ порядку  распределения функций по расчету и выбору параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования комплексов и устройств РЗА между диспетчерскими центрами и субъектами электроэнергетики;

˗ организации и осуществлению обмена информацией, необходимой для выполнения расчетов и выбора параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройств РЗА, между диспетчерскими центрами и иными субъектами электроэнергетики;

˗  заданиям диспетчерских центров и заданиям владельцев объектов электроэнергетики по настройке устройств РЗА;

˗ выполнению заданий диспетчерских центров и заданий субъектов электроэнергетики по настройке устройств РЗА, организации  и осуществлению контроля их выполнения;

- порядку согласования диспетчерскими центрами параметров настройки (уставок) и алгоритмов функционирования устройств РЗА, расчет и выбор которых осуществляется владельцами объектов электроэнергетики.

Выполнение требований Правил является обязательным для:

- системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

- владельцев объектов электроэнергетики, осуществляющих деятельность в пределах территории ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2019 за № 54037.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • В Минэнерго создан Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности.

13-03-2019

Приказом Минэнерго России образован Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности Министерства энергетики Российской Федерации.

В числе основных функций Департамента – предоставление, переоформление лицензий, осуществление лицензионного контроля, прекращение действия лицензий, формирование и ведение сводного федерального реестра лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности, а также предоставление в установленном порядке информации по вопросам лицензирования энергосбытовой деятельности.

По предварительным оценкам Минэнерго, лицензию должны получить более тысячи энергосбытовых компаний. Фактически, у каждого предприятия будет необходимо проверить перечень документов для подтверждения финансовой устойчивости, список оказываемых услуг, качества обслуживания клиентов и т.д. Кроме того, отдельные требования, которые также надо будет проверять, предъявляются к директорам сбытовых компаний.

Приказом Министра энергетики РФ Александра Новака на должность заместителя директора Департамента назначена Наталия Бондаренко, ранее работавшая в департаменте развития электроэнергетики. В зоне ее ответственности были вопросы функционирования розничных рынков электрической энергии, в том числе проведение конкурсов на выбор новых гарантирующих поставщиков, совершенствование платежной дисциплины в отрасли. Всего в новую структуру будет принято до 32 специалистов.

Справочно:

Действующее законодательство обязывает энергосбытовые организации получить лицензию на ведение своей деятельности до 1 июля 2020 года. С этого срока энергосбытовая деятельность без лицензии запрещается, а в случае нарушения этого запрета будет наступать административная ответственность.

Источник: Посмотреть

  • Конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия признан несостоявшимся (приказ Минэнерго России от 12.03.2019 № 226).

Минэнерго России приказом от 12.03.2019 № 226 признало конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия несостоявшимся.

Планируется проведение нового конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на указанной территории с минимальным размером денежных средств для оплаты победителем конкурса в размере 296 177 744,36 руб.

Ссылка на приказ: Посмотреть

  • 11.03.2019 Минэнерго России уведомило об отказе от разработки проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии».

Проектом постановления предлагалось усовершенствовать Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в части вопросов ограничения режима потребления электрической энергии в случае необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства, а также вопросов разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности).

11.03.2019 Минэнерго России на официальном сайте для размещения информации о подготовке проектов нормативно-правовых актов уведомило об отказе от разработки указанного проекта постановления Правительства РФ.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – отказ от разработки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/01-17/00061623

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 14.03.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии».

Проект постановления разрабатывается в целях совершенствования взаимодействия потребителей, субъектов электроэнергетики и исполнителей коммунальных услуг при переносе ответственности за организацию учета электрической энергии с потребителей на гарантирующих поставщиков.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/03-19/00089489

Ссылка на проект: Посмотреть

  • ФАС планирует начать выравнивание тарифов на электроэнергию в пилотных регионах в 2020 г.

11-03-2019

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует приступить к выравниванию тарифов на передачу электроэнергии в рамках цифровизации в пилотных регионах в 2020 году, сообщил ТАСС заместитель главы ФАС Виталий Королев.

«Мы рассчитываем, что в 2019 году мы завершим нормативно-правовое обеспечение. Рассчитываем, что с 2020 года пойдут пилотные регионы, с 2021 года будем внедрять повсеместно», – сказал Королев, комментируя внедрение эталонов затрат при расчете тарифов электросетей.

Он отметил, что в настоящее время обсуждается вопрос ускоренной цифровизации в Москве, но заявок на пилотные проекты от регионов пока нет.

«Думаю, что мы с «Россетями» сядем и подумаем, какие компании у них готовы. Дальше будем смотреть, какие регионы из выбранных сетевых компаний откликнутся на задачу. Пока конкретики нет. Думаю, что к середине года она появится. В пилотных проектах могут принять участие от трех до семи регионов», – уточнил замглавы ФАС.

Изменение тарифов

В настоящее время в России есть регионы, которые искусственно сдерживают тарифы на передачу электроэнергии. Введение эталонов нормирования затрат позволит сократить дифференциацию по тарифам, пояснил Королев.

«Наверное, тарифы не должны быть одинаковыми во всей стране. Совершенно точно эталоны позволили бы более адекватно сформировать группу регионов, которые могли бы быть сопоставимыми по уровню затрат, которые включаются в тариф», – сказал он.

Нормированные по эталонам надбавки гарантирующих поставщиков составляют до 5% в конечной цене на электроэнергии, поставляемой потребителям. При этом 50% и более цены для потребителей составляет тариф на услуги по передаче электроэнергии.

«Например, мы знаем, что в Иркутской области самые низкие тарифы на электроэнергию для населения. А где-то субъект наращивал тарифы, и сейчас они на высоком уровне находятся», - сказал Королев.

Методы доведения тарифов до эталона

Эталон – долгосрочный норматив эффективных затрат. Применение эталонных затрат обеспечивает долгосрочность и прозрачность тарифного регулирования. При применении эталонного принципа учитываются затраты, что позволяет отказаться от точечного и субъективного регулирования тарифов.

ФАС предлагает снижать высокие тарифы по передаче электроэнергии и доводить их до эталона. «Мы полагаем, что нет необходимости его (эталон) сокращать, а дельту между тарифом и обоснованным эталоном направлять на обязательные инвестиции под строгим контролем губернаторов. И пока этот эталон с течением времени будет на инфляцию увеличиваться, пока он не дойдет до уровня тарифа - он не будет повышаться. То есть просто заморозить на этом уровне. Там, где тариф ниже эталона, он будет доводиться до эталона темпом в пределах инфляции за несколько лет», – пояснил замглавы ФАС.

Позднее этот метод ФАС предлагает распространить на тарифы ЖКХ, включая водоотведение, водоснабжение и теплоснабжение.

Источник: Посмотреть

  • ФАС России продолжает развивать конкурентные механизмы на рынках электрической энергии.

16-03-2019

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Васильев Дмитрий принял участие в круглом столе «Конкуренция как источник повышения эффективности производства электроэнергии и тепловой энергии» в рамках Недели российского бизнеса, организованной РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей).

В рамках своего выступления он отметил важность как сохранения и развития уже действующих механизмов конкуренции как на рынке электрической энергии и мощности, так и формирование целевой модели рынка в долгосрочной перспективе.

«Успешным и положительным примером, где реально действует конкуренция, является рынок на сутки вперед (РСВ). На нём формируются ценовые параметры уже несколько лет подряд, подтверждающие давление на цену вниз вследствие усиливающейся конкуренции между  генераторами за потребителя», – отметил Дмитрий Васильев.

«Несомненно, данный рынок ещё требует косметических доработок по стимулированию участников к добросовестному поведению и исключению предпосылок для реализации различных стратегий, близких к понятию манипулирование. ФАС России намерена в этом году подготовить ряд предложений и изменений как в рамках своих ведомственных актов, так и непосредственно в договор о присоединении в торговой системе», – продолжил он.

Что касается целевой модели, по словам Дмитрия Васильева, то она должна обязательно стимулировать к повышению эффективности генерирующих компаний, повышению их удельных расходов топлива, коэффициента использования установленной мощности и, как следствие, к снижению (сдерживанию) роста цены на электроэнергию и мощность. Аналогичные показатели эффективности нужны и в электросетевом комплексе: количество переданной электроэнергии на 1 у.е. сетевой мощности, затраты на передачу 1 кВт*ч по электрическим сетям, уровень потерь.

Именно данные значения определяют реальную эффективность электроэнергетического комплекса. Различного рода инновационные и технологические решения в электроэнергетике, которые рассматриваются, а затем реализуются, должны приводить к улучшению данных показателей.

«Также большой потенциал от развития конкуренции возможен на розничных рынках электрической энергии за счет усиления борьбы в секторе энергосбытовой деятельности», – подвел итог своего выступления Дмитрий Васильев.

Источник: Посмотреть

  • МУЭП «Промтехэнерго» оштрафовано Новосибирским УФАС по факту нарушения порядка технологического присоединения к электрическим сетям (постановление Новосибирского УФАС России от 11.03.2019 № 02-13-52-2018).

11.03.2019 МУЭП «Промтехэнерго» оштрафовано УФАС по Новосибирской области  на 100 тыс. руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21  КоАП РФ.

Как следует из постановления, МУЭП «Промтехэнерго» нарушило 10-дневный срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий, установленный п. 90 Правил технологического присоединения № 861, а также нарушило п. 88 указанных Правил и не направило в 3-дневный срок после проверки выполнения заявителем технических условий заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий.

Кроме этого, Новосибирским УФАС указано на несоответствие заключенного между сторонами договора об осуществлении техприсоединения п. 90 Правил технологического присоединения № 861, поскольку стороны в договоре указали, что сетевая организация  обязана в течение 15 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем.

Пунктом 90 Правил технологического присоединения № 861 установлен иной срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических, который  не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.

УФАС отметило, что в таком случае, при несоответствии условий договора положениям действующего законодательства РФ, стороны должны руководствоваться нормами закона и/или нормативно-правового акта, регламентирующего соответствующий вопрос.

Таким образом, МУЭП «Промтехэнерго» за указанное нарушение Правил технологического присоединения № 861 понесло ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на постановление УФАС:  Посмотреть

  • Ленинградскую электросетевую компанию обязали ввести штрафы за срыв сроков подключения.

11-03-2019

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ленинградской области предписало региональной электросетевой компании ЛОЭСК к 11 марта подготовить норму о персональной ответственности сотрудников, нарушающих порядок и сроки подключения потребителей. Об этом сообщил ТАСС врио заместителя руководителя ведомства Руслан Абейдуллин.

Плановая проверка работы ЛОЭСК выявила более 1,5 тыс. случаев нарушения порядка и сроков рассмотрения заявок и заключения договоров на технологическое присоединение с 2015 по 2018 год.

«По итогам проверки мы выдали ЛОЭСК предупреждение к 11 марта ввести нормативный правовой акт о персональной ответственности должностных лиц организации, ответственных за нарушение порядка и сроков технологического присоединения. В дальнейшем, если будут выявлены новые нарушения, ЛОЭСК сможет штрафовать ответственного сотрудника вплоть до его увольнения. В период с 2015 по 2018 год организация систематически нарушала порядок и сроки рассмотрения заявок и заключения договоров», – сказал Абейдуллин.

Если компания не исполнит предписание, ей будет грозить оборотный штраф от 1,5 до 15% от суммы выручки за 2018 год. Данные по выручке за прошлый год пока не публиковались, в 2017 году она составила 9,1 млрд. рублей, а чистая прибыль – 2,8 млрд. рублей.

Компания ЛОЭСК, образованная 30 августа 2004 года, объединяет шесть филиалов, обеспечивающих электроснабжение порядка 150 населенных пунктов Ленинградской области с общим населением более 1 млн. человек, обслуживает более 10 тыс. км линий электропередач.

Источник: Посмотреть

  • ФАС России отменила решение регулирующего органа по тарифам Алтайского края об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (приказ ФАС России от 12.03.2019 № 296/19).

ФАС России приказом от 12.03.2019 № 296/19 отменила решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края, на 2015-2019 годы».

Причиной отмены послужило несоответствие тарифного решения  Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов п. 7, 29, 81 Основ ценообразования № 1178, п. 23 Правил государственного регулирования № 1178. Тарифный орган превысил предельный максимальный уровень тарифа на услуги по передаче электрической энергии, утвержденный приказом ФАС России от 19.12.2018 № 1819/18. Также в тарифном решении не отражены результаты анализа по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый долгосрочный период регулирования, не указаны документы, на основании которых, определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации), не проведен полный анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования.

Ссылка на приказ: Скачать

  • Нижегородское УФАС возбудило 15 дел в отношении поставщиков электроэнергии в 2018 году.

13-03-2019

Управление ФАС по Нижегородской области в 2018 году возбудило 15 дел в отношении поставщиков электроэнергии, работающих на территории региона, сообщил руководитель ведомства Михаил Теодорович в ходе пресс-конференции 12 марта.

По его словам, в ФАС часто обращаются граждане и юридические лица, которым были назначены крупные штрафы за безучетное потребление электроэнергии. В частности, люди жаловались на необоснованные решения и нарушения при проверке счетчиков.

Как объяснил Теодорович, некоторые ресурсоснабжающие организации не прочь подзаработать на гражданах, приписав им незаконное потребление электричества. Для этого подменяются счетчики, производится неправильный расчет или используются сомнительные методы контроля потребленной электроэнергии вроде магнитных наклеек, которые легко повредить.

«Например, в отчете сотрудники организации могут написать, что в приборе учета обнаружена перемычка, хотя по факту ее нет. Могут попросту подменить счетчик или пломбу и на основе этого составить акт и потребовать оплатить электроэнергию, которую человек не потреблял», – подчеркнул руководитель нижегородского УФАС.

Он добавил, что зафиксирован случай, когда предприниматель вынужден был продать свое имущество, чтобы расплатиться с несуществующим долгом за электричество.

По данным ФАС, в 2018 году такие нарушения были зарегистрированы в Нижнем Новгороде, Богородске, Воскресенском районе, Перевозе, Кстове, Павлове, Сергаче и Бутурлине.

Источник: Посмотреть

  • ФАС оштрафовала РЖД на 150 тыс. руб.

13-03-2019

Московским областным УФАС России в отношении ОАО «РЖД» вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении на сумму 150 тыс. руб. Об этом говорится в материалах службы.

Ранее в адрес Управления обратилась жительница деревни Вялки Раменского района Московской области с жалобой на невыполнение Обществом мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Московское областное УФАС России признало РЖД нарушившим ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в части нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Справочно:

ПАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) создано 1 октября 2003 года на базе Министерства путей сообщения. 100% акций компании принадлежат государству.

Чистая прибыль РЖД за первое полугодие 2018 года по МСФО выросла на 21.45% до 64.761 млрд. руб. с 53.323 млрд. руб. за аналогичный период 2017 года. Выручка увеличилась на 7.57% до 1.164 трлн. руб. с 1.082 трлн. руб., операционная прибыль (с учётом госсубсидий) - на 11.05% до 131.14 млрд. руб. со 118.089 млрд. руб., прибыль до налогообложения - на 20.83% до 93.898 млрд. руб. с 77.713 млрд. руб. Показатель EBITDA вырос на 4.7% до 256.2 млрд. руб., рентабельность по EBITDA составила 25%.

Чистая прибыль РЖД за первое полугодие 2018 года снизилась на 18.48% до 25.585 млрд. руб. с 31.385 млрд. руб. за аналогичный период 2017 года. Выручка выросла на 5.78% до 875.813 млрд. руб. с 827.933 млрд. руб., прибыль от продаж сократилась на 13.62% до 78.139 млрд. руб. с 90.463 млрд. руб., прибыль до налогообложения – на 11.77% до 45.971 млрд. руб. с 52.102 млрд. руб.

Источник: Посмотреть

  • В Удмуртии в отношении МРСК Центра и Приволжья возбудили антимонопольное дело.

14-03-2019

Компания требует более 4 тысяч рублей за выдачу справки о наличии (отсутствии) объектов филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей.

В управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртии поступила жалоба от физического лица на действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья», сообщает пресс-служба ведомства.

В заявлении было указано, что компания установила необоснованно высокую плату за услугу по выдаче справки о наличии или отсутствии объектов филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителя – 4 115,83 рубля.

В УФАС установили, что другие сетевые организации, занимающиеся передачей электроэнергии в Удмуртии, не берут плату за выдачу таких справок. Таким образом, были обнаружены признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Первое заседание по делу пройдёт 4 апреля.

Источник: Посмотреть

  • Уточнен порядок ценообразования в области тарифов на электроэнергию в Калининградской области, Республике Крым и г. Севастополе (постановление Правительства РФ от 09.03.2019 № 256).

Постановлением Правительства РФ от 09.03.2019 № 256 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» устанавливается, в частности, что надбавка к цене на мощность, продаваемую по итогам конкурентного отбора мощности в первой ценовой зоне оптового рынка АО «Интер РАО – Электрогенерация», применяемая в порядке, установленном Правительством РФ, в целях частичной компенсации стоимости мощности и (или) электрической энергии субъектов оптового рынка - производителей электрической энергии (мощности), генерирующее оборудование которых расположено на территории Калининградской области, определяется в соответствии с абз. 21 - 23 п. 116 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (далее – Правила № 1172).

Надбавка к цене на мощность, поставляемую ООО «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт», применяемая в порядке, установленном Правительством РФ, в целях частичной компенсации субъектам оптового рынка - производителям электрической энергии (мощности) капитальных и эксплуатационных затрат в отношении генерирующих объектов тепловых электростанций, построенных и введенных в эксплуатацию на территориях Республики Крым и (или) г. Севастополя после 1 января 2016 г., определяется в соответствии с разделом XVII Правил № 1172.

Также уточняется, что индикативные цены на электрическую энергию и на мощность, поставляемые в неценовых зонах оптового рынка, устанавливаются исходя из не превышения темпов роста стоимости электрической энергии (мощности), рассчитанной с использованием указанных индикативных цен, параметров прогноза социально-экономического развития РФ, одобренного Правительством РФ.

Кроме того, исключается процедура установления органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов для каждого случая отдельно платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей максимальной мощностью не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ и объектов по производству электрической энергии.

Начало действия документа – 20.03.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

 






Ваше сообщение было успешно отправлено!