Обзор изменений от 27.05.2019 г.

  • 23.05.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям». Текст проекта размещен на официальном сайте.

Проектом предусмотрено внесение изменений, в том числе в Правила технологического присоединения № 861, предусматривающих, что в отношении заявителей – физических лиц, осуществляющих технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств не может составлять более 5000 рублей за каждый кВт запрашиваемой максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств.

В отношении таких заявителей предусматривается беспроцентная рассрочка платежа в размере 95 процентов платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.

Включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается, за исключением заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), а также случаев осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по индивидуальному проекту.

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Вышеуказанные положения о размере платы за технологическое присоединение не будут применяться в следующих случаях:

- при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам, владеющим земельным участком по договору аренды, заключенному на срок не более одного года, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства;

- при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных в жилых помещениях многоквартирных домов.

Необходимость принятия постановления, по мнению разработчиков, связана с тем, что в настоящее время в законодательстве созданы условия, при которых очень часто заявляется максимально возможная мощность, за которую предоставляется «льгота» (технологическое приседание за 550 руб.) Получается, что сетевыми организациями вкладываются большие средства в присоединение новых потребителей при отсутствии соответствующего роста потребления электроэнергии. Указанный фактор раскручивает спираль неэффективности расходов сетевых организаций, порождает дисбаланс между действительными потребностями и необходимостью обеспечить доступность энергетической инфраструктуры для новых абонентов. Более половины объема финансирования, требуемого на реализацию технологического присоединения, компенсируется за счет собственных средств сетевых организаций, в том числе амортизации, которые должны направляться на модернизацию, реновацию существующих сетей, что является абсолютно недопустимым уровнем, когда мы говорим о необходимости обеспечить надежным электроснабжением всех потребителей, находящихся на территории Российской Федерации.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/05-19/00091143

Ссылка на проект: Посмотреть

  • Изменен порядок определения нерегулируемой цены на электрическую энергию (постановление Правительства РФ от 15.05.2019 № 598).

Положения постановления Правительства РФ от 15.05.2019 № 598 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения нерегулируемой цены на электрическую энергию» направлены на учет при определении цены трансляции стоимости электрической энергии в объемах, излишне купленных по регулируемым договорам, в час возникновения сделок по продаже таких объемов, а также на уточнение, что для потребителей, функционирующих в частях ценовых зон оптового рынка, для которых установлены особенности функционирования оптового и розничного рынков, сделки по продаже электрической энергии, не включенной в плановое почасовое потребление, осуществляются по индикативной цене.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Определены особенности функционирования в вынужденном режиме генерирующих объектов, использующих уголь в качестве основного вида топлива (постановление Правительства РФ от 20.05.2019 № 626).

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2019 № 626 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности» устанавливается, что в отношении генерирующих объектов, использующих уголь в качестве основного вида топлива, расположенных в первой ценовой зоне оптового рынка электрической энергии и мощности, решение Правительства РФ об их отнесении к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, может содержать указание на необходимость продолжения эксплуатации генерирующего объекта для формирования рационального топливно-энергетического баланса в соответствии с Энергетической стратегией Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.

Цена продажи мощности, которая поставляется в вынужденном режиме в период с 2022 по 2026 год, в указанном случае устанавливается Правительством РФ исходя из экономически обоснованных затрат с учетом прогнозной прибыли от продажи электрической энергии, вырабатываемой с использованием соответствующего объекта, без учета условия об ограничении цены продажи мощности ценой продажи мощности соответствующего генерирующего объекта по итогам конкурентного отбора мощности или ценой продажи мощности соответствующего генерирующего объекта в вынужденном режиме в календарном году, соответствующем году поставки.

Начало действия документа – 30.05.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • 23.05.2019 вступили в силу Правила переключений в электроустановках (приказ Минэнерго России от 13.09.2018 № 757).

Правила переключений в электроустановках, утвержденные приказом Минэнерго России от 13.09.2018 № 757, подлежат применению системным оператором, субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных энергетических системах, субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, входящими в состав Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных энергетических систем (владельцами объектов электроэнергетики).

Устанавливаются, в числе прочего:

- права, обязанности и функции персонала, осуществляющего переключение в электроустановках;

- порядок подачи команд и разрешений на производство переключений;

- общие требования к порядку переключений в электроустановках;

- особенности переключений для предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем и объектов электроэнергетики;

- особенности переключений при вводе в работу новых (модернизированных, реконструированных) ЛЭП, оборудования, устройств РЗА;

- операции, выполняемые при выводе из работы и вводе в работу ЛЭП;

- последовательность основных операций при выводе в ремонт и вводе в работу линий электропередачи;

- последовательность выполнения основных операций при выводе оборудования в ремонт и при вводе его в работу;

- последовательность выполнения основных операций при выполнении отдельных видов переключений в распределительных электрических сетях.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Утверждена программа развития Единой энергетической системы России на 2019 – 2025 годы (приказ Минэнерго России от 28.02.2019 № 174).

Приказом Минэнерго России от 28.02.2019 № 174 «Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2019 - 2025 годы» предусмотрено, что основными задачами схемы и программы ЕЭС России являются обеспечение надежного функционирования ЕЭС России в долгосрочной перспективе, скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации) объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей и информационное обеспечение деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики, а также организаций коммерческой и технологической инфраструктуры отрасли, субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии и инвесторов.

В программе приведены, в числе прочего: прогноз спроса на электрическую энергию по Единой энергетической системе России и территориям субъектов РФ; прогноз максимального потребления мощности и характеристики режимов потребления ЕЭС России, ОЭС и по территориям субъектов РФ; прогноз перспективной потребности в мощности; прогноз развития действующих и предполагаемых к сооружению новых генерирующих мощностей; требования к развитию релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления; оценка прогнозных объемов капитальных вложений в сооружение генерирующих мощностей, объектов электросетевого хозяйства, номинальный класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше; схема развития ЕЭС России.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Определен победитель конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Калмыкия (приказ Минэнерго России от 23.05.2019 № 507).

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, приказом Минэнерго России от 23.05.2019 № 507 «О признании заявителя победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Калмыкия» победителем конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Калмыкия признано ООО «СК-Энергосбыт».

Ссылка на приказ: Посмотреть

  • 21.05.2019 Государственной Думой принят федеральный закон об усилении административной ответственности за повторное самовольное подключение к сетям инфраструктуры и использование энергетических ресурсов (законопроект № 416226-7).

Законом устанавливается новая редакция ст. 7.19 КоАП РФ (самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа).

Частью второй указанной статьи предусмотрено, что повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи (самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух лет до трех лет; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

  • 20.05.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в сегмент в области электроэнергетики, теплоэнергетики государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм».

Проект приказа разработан с целью доведения до субъектов ГИС ТЭК, определенных Федеральным законом № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса», форм, состава и содержания информации для предоставления в ГИС ТЭК.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/05-19/00091450

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 21.05.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по лицензированию энергосбытовой деятельности».

В соответствии с положениями действующего законодательства (федеральные законы № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и № 451-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности») с 1 июля 2020 года осуществление энергосбытовой деятельности допускается только на основании лицензии.

С учетом изложенного, Проект Административного регламента разрабатывается для того, чтобы регламентировать процедуру предоставления государственной услуги по лицензированию энергосбытовой деятельности, сроки и последовательность действий (административных процедур) предоставления государственной услуги.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/05-19/00091495

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 24.05.2019 на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности».

Проект постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности» разработан Минэнерго России в целях реализации Федерального закона от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».

Лицензированию подлежит деятельность по поставке потребителям на розничных рынках приобретенной или произведенной электрической энергии. Исключение: не подлежит лицензированию деятельность производителей, объем продажи электроэнергии покупателям которыми не превышает собственную выработку, а также продажа электроэнергии для целей компенсации потерь, произведенной  на принадлежащих производителю электрической энергии на праве собственности или ином законном основании квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа.

Согласно проекту лицензирование энергосбытовой деятельности осуществляется Минэнерго России.

Основанием для рассмотрения вопроса о выдаче лицензии является предоставленное в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. Проектом определяется состав сведений, подлежащих указаний в данном заявлении, а также перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению.

Согласно проекту лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия.

В выдаче лицензии может быть отказано по следующим основаниям:

- соискатель лицензии не соответствует одному или нескольким лицензионным требованиям;

- в заявлении о предоставлении лицензии и (или) документах, представленных для получения лицензии, имеется недостоверная или искаженная информация.

Проектом устанавливается порядок переоформления лицензии, выдачи дубликата лицензии.

При осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований на основании представленных лицензиатом в соответствии с проектом документов лицензирующий орган осуществляет мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований без взаимодействия с лицензиатом посредством анализа сведений, содержащихся в указанных документах (мониторинг за соблюдением лицензионных требований).

При осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований лицензирующим органом проводятся внеплановые документарные проверки и внеплановые выездные проверки.

Проектом определен перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Проект предусматривает систему оснований для прекращения действия лицензии, отвечающую принципу соразмерности совершенному нарушению. В частности, основаниями прекращения действия лицензии является неоднократное в течение года грубое нарушение лицензионных требований, неоднократное в течение года неисполнение предписания лицензирующего органа о прекращении нарушений лицензионных требований, не относящихся к грубым.

Решение о прекращении действия лицензии принимается лицензирующим органом. При этом, учитывая, что решение о прекращении действия лицензии должно приниматься по результатам полного и всестороннего исследования всех документов и информации, проектом предусматривается обязательное участие при установлении наличия оснований прекращения действия лицензии комиссии, состоящей из представителей Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России и Совета рынка. В проекте содержится положение о деятельности указанной комиссии.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – повторные публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/05-18/00080869

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 24.05.2019 открыт для публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза)».

Проект Протокола о внесении изменений содержит изменения раздела XX «Энергетика» Договора о Евразийском экономическом союзе, а также новую редакцию приложения № 21 к Договору о Союзе – Протокол об общем электроэнергетическом рынке Союза.

Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 предусмотрено поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем государств-членов Союза с учетом переходных положений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 104 Договора о Союзе, посредством заключения ими международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка Союза.

Протокол об общем электроэнергетическом рынке Союза определяет правовые основы и принципы формирования, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка Союза, устанавливает сферы, которые будут урегулированы правилами функционирования общего электроэнергетического рынка Союза, а также наделяет Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет и Совет Евразийской экономической комиссии полномочиями по утверждению актов, предусмотренных указанным Протоколом.

Предварительное моделирование экономического эффекта от функционирования общего электроэнергетического рынка Союза позволяет говорить о возможном снижении цены оптового рынка на сутки вперед Российской Федерации в первой ценовой зоне на 9,2 %, во второй ценовой зоне на 29,9, что означает определенный положительный эффект для потребителей Российской Федерации. Указанное снижение цен рынка на сутки вперед в совокупности со снижением выработки электрической энергии отечественными генерирующими компаниями за счет ее замещения импортными объемами в среднечасовом исчислении до 2904 МВт (26,5 млрд. кВт*ч в год) может привести к максимальному снижению совокупного дохода генерирующих компаний в размере до 135,5 млрд. руб. ежегодно. На практике с большой долей вероятности снижение совокупного дохода генерирующих компаний Российской Федерации будет меньше указанного значения в силу того, что цена рынка на сутки вперед в значительной степени адаптируется к изменению балансовых условий работы ЕЭС России за счет изменения ценовых стратегий участников на длительном временном интервале. Вместе с тем, полностью избежать оттока финансовых средств в пользу зарубежных производителей электрической энергии, вызванного снижением объемов выработки электрической энергии генерирующими компаниями внутри России при полномасштабной работе конкурентного общего рынка Союза, не представляется возможным.

В силу того, что проект Протокола о внесении изменений потребует изменения действующего законодательства в сфере электроэнергетики и, возможно, принятия новых федеральных законов, на основании статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» проект Протокола о внесении изменений представлен Правительством РФ на ратификацию Президенту РФ.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/05-19/00091592

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 24.05.2019 открыт для публичного обсуждения проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и об утверждении Министерством энергетики Российской Федерации в 2019 году инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

В целях совершенствования порядка утверждения и корректировки инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Минэнерго России подготовлен рассматриваемый проект постановления Правительства РФ.

Проектом постановления предусматриваются:

1) следующие особенности утверждения в 2019 году инвестиционных программ дочерних обществ ПАО «Россети»:

– проведение дополнительного сокращенного по срокам общественного обсуждения проектов корректировок инвестиционных программ, сформированных в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 (далее – Правила № 977), после устранения замечаний Минэнерго России к периодам их планирования;

– одобрение советами директоров дочерних обществ ПАО «Россети» указанных корректировок инвестиционных программ;

– продление срока направления заявлений об утверждении проектов корректировок инвестиционных программ, соответствующих указанным в проекте постановления условиям;

2) определение в Правилах № 977 положений, предусматривающих синхронизацию периода реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, государственное регулирование тарифов которых осуществляется с использованием долгосрочных параметров регулирования, с текущим долгосрочным периодом регулирования, то есть возможность корректировки в 2020 году инвестиционных программ в части приведения их периодов планирования в соответствие с установленными в 2019 году долгосрочными периодами тарифного регулирования (далее – ДПР) (в том числе возможность корректировки года начала реализации инвестиционной программы для приведения в соответствие с годом начала ДПР);

3) продление до 01.01.2022 периода, в течение которого информационное взаимодействие Минэнерго России с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями при осуществлении контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и предоставлении государственных услуг по утверждению таких программ осуществляется путем направления (с использованием электронных носителей информации или электронных средств связи) соответствующих уведомлений, документов и сведений в форме электронных документов, в случае если у заинтересованных органов и организаций отсутствует доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия и (или) техническая возможность к осуществлению указанного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и (или) отсутствуют разработанные в установленном порядке технологические карты межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде;

4) вступление в силу постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и об утверждении Министерством энергетики Российской Федерации в 2019 году инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» со дня его официального опубликования ввиду ограниченных сроков рассмотрения Минэнерго России и заинтересованными органами и организациями проектов инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в рамках определенного в Правилах порядка утверждения инвестиционных программ, в отношении которого проектом постановления устанавливаются особенности на 2019.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/05-19/00091585

Ссылка на проект: Посмотреть

  • Виталий Королев: ФАС вместе с экспертным сообществом прорабатывает вопрос о создании эффективных механизмов функционирования агрегаторов спроса потребителей электроэнергии.

24-05-2019

Агрегаторы спроса позволят оптимизировать процессы управления и уменьшить пиковую нагрузку в энергосистеме, которая необходима для снижения цен на рынке электроэнергии и мощности.

Одним из фундаментальных ограничений традиционных рынков электроэнергии является неэластичность спроса – потребление электроэнергии практически не зависит от цен на рынке. В этих условиях активной стороной, определяющей конечную стоимость продукции, являются производители электроэнергии. При этом потребители, в том числе имеющие собственные генерирующие объекты, обладают значительным потенциалом изменения потребления в ответ на изменение условий на рынке. Такие объекты могут влиять на цены на электроэнергию, повысить конкуренцию на рынке, снизить необходимость строительства избыточных генерирующих и сетевых мощностей.

Заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев в ходе Экспертного совета в сфере электроэнергетики отметил, что цифровизация экономики и эволюция рынков электроэнергии привели к появлению новых институтов, позволяющих оптимизировать работу потребителей за счет изменения своего графика нагрузки, тем самым, они могут приобретать электроэнергию иным образом и по иным ценам, чем это предусмотрено правилами рынка.

«Эта работа связана с агрегаторами спроса потребителей. Она направлена на то, чтобы дать потребителям возможность в случае, если для них это представляет интерес, оптимизировать свое потребление и получить возможность приобретения электроэнергии с рынка путем формирования устойчивых пулов потребителей, которые могли бы приобретать электроэнергию на более выгодных условиях, чем получали бы ее самостоятельно», – сообщил Виталий Королев.

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев напомнил, что 20 марта 2019 года принято Постановление Правительства РФ (№ 287), которое предполагает внедрение нового механизма участия потребителей в ценовом спросе. Например, будут появляться агрегаторы, конкурирующие между собой за возможность оказывать соответствующие услуги.

«В рамках исполнения этого постановления ФАС подготовила методические рекомендации и в ближайшее время они будут утверждены. Что касается ценового регулирования новой услуги, то будут внесены изменения в структуру тарифа АО «Системный оператор Единой энергетической системы». Необходимые изменения будут рассмотрены на заседании Правления ФАС России 23 мая 2019 года. Постановление Правительства РФ предусматривает двухлетнюю тарификацию нового механизма (2019-2020 гг.), который имеет характеристику «пилотного проекта». Также есть поручение по результатам его работы рассмотреть вопрос о необходимости его совершенствования и корректировки, если это потребуется», – сказал Дмитрий Васильев.

Он добавил, что федеральные органы власти совместно с экспертным обществом готовят пакет регламентов и порядков, который связан с подготовкой этих отборов агрегаторов.

Второй вопрос повестки Экспертного совета касался тарифного регулирования в электросетевом комплексе. Представители ФАС указали на работу по созданию нормативной правовой базы о переводе электросетевого комплекса на эталонный принцип установления тарифов. Это позволит исключить существующую тарифную дискриминацию.

«Потенциально переход на метод эталона позволит выровнять правила игры, создать дополнительные стимулы повышения эффективности отрасли и упростить администрирование тарифной кампании, устранит проблемы тарифной несбалансированности. Формирование нормативной правовой базы для перехода электросетевых компаний на эталонный метод регулирования – это важная мера, направленная на исполнение поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, – отметил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев. – Кроме того, в процессе детального обсуждения мы получили обратную связь от экспертного сообщества и считаем полезной оценку нашего взгляда на существующие вопросы в тарифном регулировании электроэнергетики».

Источник: Посмотреть

  • Препятствование перетоку электрической энергии незаконно.

23-05-2019

Рязанским УФАС России рассмотрено дело об административном правонарушении по факту препятствования ЗАО «Стройсервис» перетоку электрической энергии в торговый центр «Каскад» в Рязанской области.

Установлено, что ЗАО «Стройсервис» владеет  трансформаторной подстанцией, к которой присоединен торговый центр.

По смыслу положений Закона об электроэнергетике ЗАО «Стройсервис» является владельцем объекта электросетевого хозяйства, через которое к электрическим сетям сетевой организации опосредованно присоединены установки третьих лиц; на таких владельцев распространяется запрет на непрепятствование перетоку электрической энергии через свои объекты, а также запрет на требование платы за переток.

Несмотря на такие требования, в ноябре 2018 года поставка электрической энергии в ТЦ «Каскад» прекратилась по причине аварийной ситуации на трансформаторной подстанции.

Однако никаких действий для восстановления работоспособности трансформаторной подстанции собственник объекта не предпринял, в результате чего владелец торгового центра обратился за новым технологическим присоединением к АО «Рязанская областная электросетевая компания».

Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо Рязанского УФАС России пришло к выводу о совершении ЗАО «Стройсервис» административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Поскольку ЗАО «Стройсервис» является субъектом малого и среднего предпринимательства и впервые совершило административное правонарушение, то административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.

Справочно: согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Однако, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 № 19-П п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, признан не соответствующим Конституции РФ. Соответствующий Проект постановления Правительства РФ во исполнение постановления КС РФ на данный момент разрабатывается. 

Источник: Посмотреть

  • Верховный Суд согласился с выводами судов нижестоящих инстанций по делу о расторжении договора технологического присоединения и взыскании с сетевой организации 26,4 млн. руб. предварительной оплаты (определение ВС РФ от 20.05.2019 № 307-ЭС19-5450).

ООО «Юнитрейд» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербург и Ленинградской области с иском к ПАО «Ленэнерго» о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и взыскании по договору 26 415 779,37 руб. предварительной платы и 3 453 643,02 руб. неустойки.

Решением суда первой инстанции от 28.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.09.2018 и постановлением суда округа от 17.01.2019, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ПАО «Ленэнерго» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило  отменить обжалуемые судебные акты, как незаконные, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением от 20.05.2019 № 307-ЭС19-5450 Верховный Суд РФ отказал заявителю в удовлетворении кассационной жалобы, подтвердив законность принятых судебных актов.

Как установлено судами нижестоящих инстанций, между ПАО «Ленэнерго» и ООО «Звезда» заключен договор об осуществлении технологического присоединения, согласно которому сетевая организация обязалась осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ООО «Звезда», а ООО «Звезда» – оплатить услуги сетевой организации в установленном договором порядке.

Согласно договору ПАО «Ленэнерго» обязалось выполнить свою часть технических условий к договору в течение 24 месяцев с момента внесения заявителем денежных средств. Стоимость услуги по технологическому присоединению составила 26 415 779,37 руб.

Договором также предоставлено  ООО «Звезда» право по своей инициативе расторгнуть договор в одностороннем порядке.

ООО «Звезда» оплатило полную стоимость договора  на технологическое присоединение ПАО «Ленэнерго». Однако ПАО «Ленэнерго» не исполнило в установленный срок свои обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения.

По договору цессии ООО «Звезда» (цедент) уступило ООО «Юнитрейд» (цессионарию) все права по договору об осуществлении технологического присоединения.

В связи с вышеизложенным, ООО «Юнитрейд», ссылаясь на уплату по договору об осуществлении технологического присоединения 26 415 779,37 руб. и невыполнение ПАО «Ленэнерго» своих обязательств по нему, заявило о расторжении договора и потребовало вернуть указанную сумму и уплатить неустойку за нарушение срока технологического присоединения.

Суды посчитали требования ООО «Юнитрейд» обоснованными, поскольку в соответствии с пп. «б» п. 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора технологического присоединения. Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях. Право одностороннего расторжения договора было предоставлено ООО «Юнитрейд» условиями указанного договора.

Доводы ПАО «Ленэнерго», повторно приведенные в кассационной жалобе, в том числе о ничтожности договора цессии, неполной оплате заказчиком мероприятий по технологическому присоединению, по мнению ВС РФ, были исследованы судами нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, что нашло отражение в судебных актах.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Злоупотребление доминирующим положением не может быть малозначительным.

24-05-2019

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд 24 мая 2019 года подтвердил законность постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении за факт злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке за действия ПАО «Ставропольэнергосбыт» по необоснованному направлению уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии ООО «ЕвроМебель».

Ранее по итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства управлением был установлен в действиях ПАО «Ставропольэнергосбыт» факт злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке путем необоснованного введения ограничения режима потребления электрической энергии ООО «ЕвроМебель».

Нарушение выразилось в предъявлении требования ООО «ЕвроМебель» оплаты кредиторской задолженности в рамках процедуры несостоятельности (банкротстве) юридического лица путем угрозы введения ограничения режима потребления электрической энергии на объект должника.

Как установлено управлением, задолженность является реестровой, которая должна быть оплачена в порядке, определенном законом о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.

Ставропольским УФАС России было принято решение о признании действий ПАО «Ставропольэнергосбыт» нарушавшими антимонопольное законодательство по факту злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке. По данному факту ПАО «Ставропольэнергосбыт» было привлечено к административной ответственности виде штрафа в размере 562 500 рублей.

Не согласившись с постановлением антимонопольного органа ПАО «Ставропольэнергосбыт» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края о признании постановления незаконным. Основным доводом ПАО «Ставропольэнергосбыт» является наличие в действиях общества малозначительности совершенного правонарушения.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда постановление о наложении штрафа было признано законным и обоснованным.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!