+7(499) 390-35-70

+7(499) 394-16-68

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ОТ 25.11.2019 Г.

  • Верховный Суд поддержал выводы судов нижестоящих инстанций о том, что презумпция недостоверности показаний неповеренного прибора учета, может быть опровергнута потребителем, представившим доказательства того, что истечение срока межповерочного интервала не привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (определение ВС РФ от 22.11.2019 № 302-ЭС19-21056).

ПАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с иском к некоммерческому партнерству Гаражное общество «Авиатор» о взыскании 5 059 354,22 руб. стоимости электроэнергии, определенной расчетным способом в результате непригодности измерительного комплекса по истечению срока межповерочного интервала трансформаторов тока.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено АО «Красноярская региональная энергетическая компания» (АО «КрасЭКо, сетевая организация).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда и постановлением суда округа, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, сетевая организация АО «КрасЭКо обратилась в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, указывая на неправильное применение судами норм материального права, ненадлежащее исследование доказательств, и просило отменить судебные акты.

Определением от 22.11.2019 № 302-ЭС19-21056 Верховный Суд отказал заявителю в удовлетворении жалобы.

Как установлено судами, между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и НП ГО «Авиатор» заключен договор электроснабжения.

По результатам проведенной сетевой организацией АО «КрасЭКо» проверки порядка учета электрической энергии на объектах НП ГО «Авиатор» установлен факт непригодности измерительного комплекса ввиду истечения срока межповерочного интервала трансформаторов тока, о чем составлен акт проверки.

ПАО «Красноярскэнергосбыт» был произведен расчет задолженности в соответствии с п. 166, 179 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), на сумму 5 059 354,22 руб.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходили из недоказанности факта неисправности трансформаторов тока.

При этом суды указали, что презумпция недостоверности показаний неповеренного прибора учета, может быть опровергнута потребителем, представившим доказательства того, что истечение срока межповерочного интервала не привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

Сам по себе факт истечения срока межповерочного интервала трансформаторов тока не является достаточным основанием для применения расчетного способа определения объема потребленной энергии, поскольку потребитель, несвоевременно представивший средство измерения на поверку, не лишен права представлять иные доказательства исправности (годности) прибора учета (трансформатора тока), оценка которых судами позволяет исключить возможность применения расчетного способа исчисления объема потребленной электроэнергии.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая позицию ответчика со ссылкой на заключение экспертизы о том, что спорные трансформаторы тока не могли повлиять на работу измерительного комплекса, поскольку являлись технически исправными, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ПАО «Красноярскэнергосбыт» исковых требований, с чем согласился Верховный Суд.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • На 1-е и 2-е полугодия 2020 года установлены предельные уровни тарифов на электроэнергию для населения (приказ ФАС России от 11.10.2019 № 1338/19).

Приказом ФАС России от 11.10.2019 № 1338/19 «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год» на 1-е и 2-е полугодия 2020 года установлены предельные уровни тарифов на электроэнергию для населения.

Для Забайкальского, Красноярского краев, Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской областей тарифы установлены раздельно в пределах социальной нормы потребления и сверх нее.

Для города Москвы на I полугодие установлен предельный минимальный тариф - 546,0 коп./кВт*ч, максимальный - 547,0 коп./кВт*ч; на II полугодие - 573,0 коп./кВт*ч и 574,0 коп./кВт*ч соответственно.

Для г. Санкт-Петербурга предельные уровни тарифов составят 465,0 коп./кВт*ч, 475 коп./кВт*ч, 482,0 коп./кВт*ч, 499,0 коп./кВт*ч соответственно.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 20.11.2019 за № 56564.

Начало действия документа - 02.12.2019. Тарифы, утвержденные данным документом, вводятся с 1 января 2020 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

 

  • На 2020 год установлены предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую потребителям на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (приказ ФАС России от 11.10.2019 № 1337/19).

Приказом ФАС России от 11.10.2019 № 1337/19 «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2020 год» устанавливаются и вводятся в действие с 1 января 2020 года предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2020 год, в среднем по субъекту РФ.

Уровни тарифов установлены с разбивкой по субъектам РФ раздельно на первое и на второе полугодие 2020 года.

По сравнению с 2019 годом предельные уровни тарифов повышаются.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 19.11.2019 за № 56558.

Начало действия документа - 01.12.2019. Тарифы, утвержденные данным документом, вводятся с 1 января 2020 года.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Установлен порядок учета в тарифах на электрическую энергию и мощность расходов на возврат кредитов, ранее привлеченных на строительство гидроэлектростанций в отдельных районах Республики Саха (Якутия) (постановление Правительства РФ от 18.11.2019 № 1469).

Постановлением Правительства РФ от 18.11.2019 № 1469 «О внесении изменений в пункт 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» предусмотрено, что при установлении цен (тарифов) регулирующие органы обязаны учитывать на последующие периоды регулирования расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на рефинансирование займов, ранее привлеченных на строительство введенных в эксплуатацию гидроэлектростанций, расположенных на территориях Западного и Центрального районов электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия), объединенных в неценовую зону оптового рынка электроэнергии и мощности Дальнего Востока.

Начало действия документа - 28.11.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • 20.11.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу оказания услуг по передаче электрической энергии территориальными сетевыми организациями».

Проект постановления Правительства РФ разработан во исполнение поручения Правительства РФ от 25.06.2019 № ДК-П9-5307 и урегулирует вопросы заключения договоров между территориальными сетевыми организациями, электрические сети которых не имеют взаимного соединения, с целью обеспечения применения в отношении потребителей услуг в субъекте Российской Федерации единых (котловых) тарифов, а в расчетах между территориальными сетевыми организациями - индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В целях обеспечения равенства единых котловых тарифов на территории субъекта Российской Федерации предусматривается безусловная обязанность «котлодержателя» заключать договоры с другими территориальными сетевыми организациями в границах субъекта Российской Федерации.

Из Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, исключаются положения, касающиеся расчетов между территориальными сетевыми организациями различных субъектов Российской Федерации.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/11-19/00097327

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 21.11.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил ввода объектов электроэнергетики, их оборудования и устройств в работу в составе энергосистемы и о внесении изменений в некоторые акты Минэнерго России».

Проект приказа устанавливает порядок взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии между собой и с диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления при вводе в работу в составе энергосистемы  построенных (реконструированных, модернизированных, технически перевооруженных) объектов электроэнергетики, нового (модернизированного) оборудования и устройств в целях фактического присоединения таких объектов, оборудования к энергосистеме и обеспечения возможности фактического приема (подачи) рабочего напряжения и мощности на них (постановки их под нагрузку, включения в транзит), в том числе для целей проведения пусконаладочных работ, пробных пусков и проведения испытаний.

Предусмотрено, что требования Правил, планируемых к утверждению проектом приказа, должны выполняться в отношении:

- построенных (реконструированных) объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, в том числе принадлежащих на праве собственности или ином законном основании потребителям электрической энергии;

- нового (модернизированного) энергетического и электротехнического оборудования, новых (модернизированных) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики и каналов связи для их функционирования, средств диспетчерского и технологического управления, включая оборудование телемеханики и связи, систем обмена технологической информацией объектов электроэнергетики с автоматизированной системой системного оператора, систем сбора и передачи информации, на действующих объектах электроэнергетики, в том числе установленных взамен существующих оборудования, комплексов и устройств.

Требования проекта Правил распространяются на:

- системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электроэнергетики независимо от их класса напряжения и мощности, входящими в состав Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем или присоединяемыми к ним, оборудованием и устройствами, установленными (устанавливаемыми) на таких объектах электроэнергетики, организации, выступающие заказчиками (застройщиками) объектов электроэнергетики.

Проект приказа учитывает практику взаимодействия организаций отрасли по указанным вопросам, взаимоувязан с другими нормативными правовыми актами, регулирующими отдельные аспекты (действия) при вводе новых, реконструированных объектов электроэнергетики, их оборудования и устройств в работу в составе энергосистемы.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура –  публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/11-19/00097370

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 22.11.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «О внесении изменений в приказы Федеральной антимонопольной службы по вопросу расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков».

Проектом приказа предусмотрено, что не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов гарантирующих поставщиков (ГП) расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 05.09.2019 № 1164 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и п. 2 проекта приказа вышеуказанные изменения вступают в силу 13 сентября 2020 года.

Кроме этого, проектом приказа предусмотрено, что при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитывается эталонная выручка ГП.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/11-19/00097451

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 22.11.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации в связи с определением оснований и порядка установки технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии».

Проектом постановления планируется предусмотреть основания для установки технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии, а также определить: функциональные и иные характеристики технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии; порядок обеспечения доступа к местам установки технических средств удаленного ограничения; порядок установки и эксплуатации технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии; порядок расчета расходов на установку технических средств удаленного ограничения, подлежащих возмещению потребителем; порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии с использованием технических средств удаленного ограничения.

Проект постановления разрабатывается ввиду отсутствия действенных средств воздействия на лиц, систематически допускающих просрочки исполнения обязательств по оплате потребленной электрической энергии, особенно в ситуации, когда иные меры, например, в виде применения штрафных санкций по договорам энергоснабжения, недостаточно эффективны и имеются сложности с введением ограничений режима энергопотребления

Разработчик – Минэнерго России

Процедура –  публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/11-19/00097433

Ссылка на проект: Посмотреть

  • ФАС России: реализация намеченных планов позволит кардинально пересмотреть подходы в тарифном регулировании.

19-11-2019

В ходе сессии «Опыт и перспективы проконкурентного тарифного регулирования» участники обсудили новейшие принципы тарифного регулирования, поэтапное снижение перекрестного субсидирования, запуск и проведение долгосрочной тарифной политики, изменение роли регуляторов и используемых ими методов контроля и регулирования цен(тарифов).

Обсуждение состоялось в рамках V Международной научно-практической конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование», прошедшей в инновационном центре «Сколково» 19 ноября 2019 года.

Зарубежные представители рассказали о своем опыте и современных трендах в регулируемых отраслях, о появлении пакетных продуктов для потребителей, предусматривающих поставку нескольких ресурсов и сопутствующих услуг в рамках одного контракта.

В своём выступлении начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев выделил основные задачи совершенствования антимонопольной и тарифной политики, в том числе при исполнении мероприятий Национального плана развития конкуренции.

Особое внимание он обратил на проекты цифровой трансформации в сфере электроэнергетики, основанные на использовании большого массива данных и внедрении аналитических программных решений.

«Кардинальное улучшения в сфере предупреждения и пресечения нарушений, повышение прозрачности, предсказуемости и ясности регулирования и ценообразования, исключение тарифной дискриминации и установление долгосрочных тарифов – все это далеко не полный перечень направлений, реализация которых уже запланирована и неразрывно связана с цифровыми решениями», - отметил Дмитрий Васильев.

Он рассказал о проведенной ведомством работе в 2019 году, отметив, что собрана и систематизирована колоссальная информационная база, заключены соглашения об информационном обмене с инфраструктурными организациями (СО и АТС), запущен первый этап цифровизации Порядка формирования энергобаланса, запущены пилотные проекты по «цифровому светофору», подготовлен и ждёт своего запуска «тарифный калькулятор». Кроме того, для более оперативного и качественного антимонопольного контроля запущены аналитические витрины оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности.

«Реализация намеченных планов позволит нам кардинально пересмотреть подходы в регулировании в части сведения к минимуму нарушений за счёт предупредительных механизмов. Что касается бизнеса, то главное - это создать четкие, в долгосрочной перспективе прогнозируемые и недискриминационные условия для регулируемых организаций, стимулирующие организации к повышению экономической эффективности и производительности. И, конечно же, в результате проведения такой политики выиграет потребитель, получив соответствующую услугу по более низкой цене (тарифу)», - подытожил свое выступление Дмитрий Васильев.

Источник: Посмотреть

  • Минэнерго России напоминает о необходимости своевременной регистрации субъектов ГИС ТЭК в системе.

21-11-2019

В связи с вводом в эксплуатацию 23 октября 2019 года первой очереди государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) Министерство энергетики РФ напоминает компаниям топливно-энергетического комплекса о необходимости своевременной регистрации в системе.

Информация с предупреждением компаний о своевременной подготовке к вводу 1 очереди ГИС ТЭК в эксплуатации размещена на портале ГИС ТЭК 21 июля 2019 года.

Минэнерго России также напоминает, что при регистрации субъектов ГИС ТЭК использование электронной подписи является обязательным, кроме того, для защищённой передачи информации компаниям необходимо заблаговременно предусмотреть наличие оборудованных каналов связи.

Справочно: первая очередь ГИС ТЭК была введена в эксплуатацию 23 октября 2019 года соответствующим приказом Минэнерго России. Ключевое назначение системы ГИС ТЭК – оперативное обеспечение органов власти и компаний ТЭК достоверной информацией, аналитикой и прогнозами на ее основе, обеспечивающей выработку и реализацию эффективных управленческих решений на различных уровнях. Узнать подробнее о работе ГИС ТЭК можно на портале.

Источник: Посмотреть

  • Александр Новак: «В предстоящий отопительный сезон прогнозируется увеличение потребления и выработки электроэнергии на 3,2%».

21-11-2019

Министр энергетики РФ Александр Новак на заседании Правительства РФ доложил по вопросу «О ходе подготовки субъектов электроэнергетики и предприятий жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2019-2020 годов». 

Глава энергетического ведомства констатировал, что отопительный сезон уже начался во всех субъектах Российской Федерации. «Проведена масштабная работа по подготовке электроэнергетического комплекса к отопительному сезону, завершены ремонты оборудования, укомплектован штат персонала, сформированы запасы топлива и материальных ресурсов», - сообщил Министр.

По его словам, работы по техническому обслуживанию и настройке режимной и противоаварийной автоматики ведутся в плановом режиме. В зоне внимания и на контроле Минэнерго находится 460 электростанций и более 400 объектов электросетевого комплекса.

Александр Новак отметил, что Минэнерго России уделяет особое внимание усилению системной надёжности энергосистем в регионах с высокими рисками нарушения электроснабжения, а также энергосистемам Крыма, Калининградской области и Дальневосточного федерального округа. Согласно прогнозам Минэнерго, в предстоящий отопительный сезон ожидается увеличение потребления и выработки электроэнергии на 3,2%. Единая энергосистема России обеспечена необходимыми резервами мощности в объёме 38 тыс. МВт, что составляет более 15% от установленной мощности электростанций.

«В 2019 году будет введено 7,7 ГВт новых генерирующих мощностей и более 21 тыс. линий электропередачи, что также повлияет на повышение надёжности. Всего прирост генерирующих мощностей за последние семь лет составил 30 тыс. МВт, в том числе благодаря принятой Правительством программе договоров поставки мощности», - сказал Александр Новак.

Министр отметил, что для повышения системной надёжности также утверждён перечень энергосистем с высокими рисками нарушений электроснабжения.

По итоговой оценке Минэнерго, по состоянию на 15 ноября все системообразующие генерирующие и электросетевые компании признаны готовыми к прохождению осенне-зимнего периода, в том числе это «Россети», «Газпром энергохолдинг», «Интер РАО», «Татэнерго», «Башкирэнерго», «РусГидро», «Иркутскэнерго».

По отдельным некрупным территориальным сетевым организациям сформированы и реализуются дополнительные мероприятия, направленные на снижение рисков технологических нарушений. Минэнерго совместно со штабами регионов держит на постоянном контроле деятельность данных субъектов электроэнергетики.

Как отметил Министр, также реализованы противоаварийные мероприятия. «Проведено 57 общественных тренировок, порядка 300 тыс. учений персонала. Полностью обновлены фонды аварийного запаса оборудования и материалов. Обеспечена готовность оперативных бригад – более 65 тысяч человек, более 40 тыс. единиц техники. Протестировано и переведено в режим готовности более 50 тыс. резервных источников энергоснабжения», - сказал он.

Александр Новак констатировал, что в целом подготовка компаний электроэнергетического комплекса к прохождению отопительного сезона прошла в штатном режиме, основной комплекс мероприятий завершён. «Хотел бы отметить максимальное взаимодействие с МЧС России, Минстроем, Ростехнадзором при подготовке к ОЗП. В период прохождения отопительного сезона нами будет продолжен ежемесячный мониторинг для выявления возможных зон риска, а также совместная работа с энергокомпаниями и региональными штабами по обеспечению безопасности электроснабжения», - заключил глава энергетического ведомства.

Источник: Посмотреть

  • Механизм выравнивания энерготарифов в ДФО продлят на 2020 год.

23-11-2019

Механизм выравнивания энерготарифов на Дальнем Востоке продлят на действующих условиях на 2020 год, механизм также будет продлён до 2028 года, но обсуждается изменение параметров, сообщил журналистам вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.

«Принято, в этом году всё будет так же, как было. А там будем продолжать, в этом, я имею в виду в 2020 году, я будущим годом живу. В 2020 году всё будет без изменений, до 2028 года оно будет продлено. Есть позиции по поводу того, чтобы изменить немножечко регулирование. Мы считаем, что менять ничего не надо. Будем искать какое-то общее решение», - заявил Трутнев.

«Решение принято до 2028 года, но неизменными позициями будут точно в 2020 году. А там ещё посмотрим», - сказал он.

Для Якутии, Чукотки, Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей в 2017 году ввели механизм выравнивания тарифов на электроэнергию со среднероссийскими за счет надбавки к ценам на мощность потребителей оптового энергорынка европейской части России, Урала и Сибири. Их доплаты за дальневосточные тарифы в 2019 году кабмин РФ определил на уровне 32 млрд. руб.

Механизм выравнивания тарифов действует до конца 2019 года и касается всех потребителей, кроме населения, тарифы для которого всегда ниже. Президент России Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета в сентябре 2018 года поручал обеспечить нормативную базу для продления до 2028 года механизма по выравниванию энерготарифов для отдельных потребителей на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня.

Источник: Посмотреть

  • С начала года «Янтарьэнерго» оштрафовали за не подключение к сетям на 46,5 млн. руб.

19-11-2019

По состоянию на 18 ноября 2019 года управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области с начала года наложило 81 штраф за не подключение к электричеству в указанное в договоре техприсоединения время на общую сумму 46,5 млн. руб. Такие данные «Новому Калининграду» предоставили в УФАС.

Оплачено штрафов энергетиками в 2019 году на 11,7 млн. руб.

Разница между размером наложенных и оплаченных штрафов обусловлена тем, что штрафы оплачиваются после прохождения процедуры оспаривания в суде, отмечают в УФАС.

Во втором полугодии 2018 года изменилось антимонопольное законодательство, которое позволило значительно увеличить размер накладываемых на энергетиков штрафов при повторно совершаемых нарушениях.

В июле 2019 года суд поддержал первые 800-тысячные штрафы для «Янтарьэнерго» за неподключение.

Источник: Посмотреть

  • ОАО «РЖД» без предупреждения отключило от своих электросетей потребителя.

22-11-2019

В действиях ОАО «РЖД» выявлено нарушение антимонопольного законодательства. Общество, имея статус сетевой организации и занимая доминирующее положение, незаконно ввело в отношении одного из запитанных от его сетей предпринимателя режим ограничения электроэнергии. Отключение было произведено без должного уведомления и с нарушением установленной процедуры.

Причиной для обесточивания потребителя ОАО «РЖД» назвало поступившее уведомление от поставщика услуги АО «Газпром энергосбыт Тюмень». В уведомлении говорилось, что у ИП имеется задолженность по оплате и в отношении его необходимо ввести режим ограничения. Однако ограничивать потребителя в электропитании ОАО «РЖД» не стало, а в рамках телефонных разговоров с представителем сбытовой организации стало выяснять актуальность задолженности и перенос даты по отключению. В результате потребитель через 33 дня был отключен от электричества без предупреждения.

По Правилам полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённым постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в случае возникновения задолженности у потребителя гарантирующий поставщик дает поручение сетевой организации о ведении режима ограничения. Ограничение производится не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя. Исполнитель, то есть сетевая организация, при введении или не введении ограничения режима потребления составляет акт, который подписывается с трех сторон: поставщиком, исполнителем и потребителем. В случае отсутствия представителей акт направляется им по почте.

Как поясняет руководитель Тюменского УФАС России Игорь Веретенников, предусмотренная Правилами № 442 процедура обеспечивает соблюдение условий заблаговременного уведомления потребителя о планируемом отключении энергоснабжения. «При введении ограничения и гарантирующий поставщик, и сетевая организация должны иметь доказательства надлежащего уведомления потребителя. В связи с чем, исполнитель должен выполнить работы по ограничению энергоснабжения потребителя в установленный инициатором срок. Не исполнив процедуру ограничения режима потребления электроэнергии, сетевая организация не только нарушила права потребителя, но и подставила гарантирующего поставщика. В свою очередь он, не имея информации о должном уведомлении своего потребителя о планируемых в отношении него действий по ограничению электропитания, направил заявку на его полное отключение», - сказал представитель ведомства.

Таким образом, ОАО «РЖД» злоупотребило своим доминирующим положением и лишило возможности предпринимателя погасить вовремя долг и избежать отключения, а сбытовую компанию исполнять свои обязанности по договору перед своим потребителем.

Источник: Посмотреть

  • Апелляция подтвердила взыскание 350 млн. руб. с Минобороны.

20 ноября 2019 года Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда города Москвы о частичном взыскании с Министерства обороны неустойки за просрочку оплаты электроэнергии АО «Оборонэнергосбыт».

Постановление принял судья 9-го ААС Евгений Расторгуев. «Оборонэнергосбыт» требовал от ответчика 600 млн. руб., но Арбитражный суд города Москвы в августе присудил лишь 350 млн. руб. Жалобы на это решение направили обе стороны дела.

Контракт на поставку электроэнергии стороны заключили в 2013 году. Министерство нарушило сроки оплаты, в связи с чем, снабжающая организация начислила пени в общем размере 600 млн. руб. и направила претензию, которая осталась без ответа. После этого «Оборонэнергосбыт» обратился в суд.

Суд установил, что поставщик представил ответчику все необходимые документы для оплаты, а именно письма и реестры с расшифровкой сводных актов, а также копии первичной документации: счетов и сводных актов поставки электрической энергии. В связи с этим суд отклонил соответствующее возражение Минобороны.

При этом суд удовлетворил ходатайство о применении к расчёту размера неустойки положений ст. 333 ГК РФ (уменьшение неустойки). Учитывая компенсационную природу неустойки и то, что истец не представил доказательства наступления каких-либо негативных последствий из-за долга ответчика, суд уменьшил её размер до 350 млн. руб. Вместе с тем суд принял во внимание, что у истца есть кредиторская задолженность в виде неотработанного аванса в размере 8,2 млрд. руб.

В результате суд удовлетворил иск частично, постановив взыскать с Минобороны 350 млн. руб.

Справочно: «Оборонэнергосбыт» был монопольным поставщиком электроэнергии воинским частям и предприятиям Минобороны в 2010–2016 годах. Впоследствии по решению Арбитражного суда города Москвы предприятие признали банкротом.

Ссылка на постановление суда (резолютивная часть): Посмотреть

  • Незаконность в препятствовании перетоку электрической энергии подтверждена в суде.

Напомним, что 04 апреля 2019 года должностным лицом Рязанского УФАС России рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Рязаньмонтажзаготовка». Основанием для возбуждения дела стало обращение ООО «ПРФ «ПИАР».

По смыслу положений Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» АО «Рязаньмонтажзаготовка» является владельцем объекта электросетевого хозяйства (трансформаторная подстанция), через который к электрическим сетям сетевой организации опосредованно присоединены установки ООО «ПРФ «ПИАР»; на таких владельцев распространяется запрет на препятствование перетоку электрической энергии через свои объекты, а также запрет на требование платы за переток.

Однако, несмотря на требование закона, в 2018 году зафиксированы многочисленные факты прекращения перетока электрической энергии через трансформаторную подстанцию, принадлежащую АО «Рязаньмонтажзаготовка», на нежилое здание ООО «ПРФ «ПИАР». В результате арендаторы помещений в данном здании (ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом, ООО «КомДиФ», ООО «Спецсталь РЗН», ООО «САЛВИ» и другие) не могли пользоваться электричеством при осуществлении предпринимательской деятельности.

Установлено, что причиной прекращения поставки электрической энергии явились действия собственника объекта электросетевого хозяйства (трансформаторной подстанции).

Целью отключений стало понуждение ООО «ПРФ «ПИАР» заключить возмездный договор с АО «Рязаньмонтажзаготовка» и компенсировать затраты на содержание трансформаторной подстанции в размере более 300 тыс. руб.

Действия АО «Рязаньмонтажзаготовка» квалифицированы по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ; административный штраф заменен на предупреждение, поскольку общество является субъектом малого предпринимательства и данное правонарушение совершено им впервые. Однако, не признавая вину, АО «Рязаньмонтажзаготовка» оспорило постановление Рязанского УФАС России в судебном порядке.

20 ноября 2019 года Арбитражный суд Рязанской области в удовлетворении заявленных требований АО «Рязаньмонтажзаготовка» отказал.

Ссылка на решение суда (резолютивная часть): Посмотреть

  • Сетевая организация нарушила порядок рассмотрения заявки, предусмотренный Правилами технологического присоединения № 861, что подтверждено арбитражным судом.

В Краснодарское УФАС России поступило обращение заявителя на действия ПАО «Кубаньэнерго» (далее – сетевая организация), выразившиеся в уклонении от направления в адрес заявителя заполненного и подписанного в 2-х экземплярах проекта договора и технических условий (ТУ) согласно п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения № 861), в соответствии с поданной заявкой, а также с учетом представленных дополнительных сведений.

Сетевая организация по результатам рассмотрения заявки сообщила заявителю о необходимости предоставить план расположения энергопринимающих устройств.

Заявителем направлен план расположения энергопринимающих устройств в адрес сетевой организации.

Также, из представленных ПАО «Кубаньэнерго» сведений установлено, что сетевой организацией в адрес заявителя было направлено письмо  о необходимости предоставления недостающих документов, а именно: «документ, подтверждающий изменение площади земельного участка».

Однако, исходя из приложенной к жалобе копии заявки было установлено, что в адрес ПАО «Кубаньэнерго» заявитель направил заявку на технологическое присоединение, с приложением документов и сведений, указанных в п.9, 10 и 12-14 Правил технологического присоединения № 861, в том числе документ, подтверждающий изменение площади земельного участка.

Таким образом, основания для отказа в выдаче договора и ТУ у ПАО «Кубаньэнерго» отсутствовали.

На основании вышеизложенного, ПАО «Кубаньэнерго» должно было направить в адрес заявителя заполненный и подписанный проект договора в двух экземплярах и ТУ, как неотъемлемое приложение к договору в срок, предусмотренный п. 15 Правил технологического присоединение № 861.

В связи с чем, ПАО «Кубаньэнерго» за нарушение Правил технологического присоединения № 861 было привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 600 тыс. руб., в соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

ПАО «Кубаньэнерго» оспорило постановление о наложении штрафа в судебном порядке.

21 ноября 2019 года Арбитражный суд Краснодарского края отказал ПАО «Кубаньэнерго» в удовлетворении заявленных требований.

Источник: Посмотреть

  • Незаконность действий ПАО «Костромская сбытовая компания» доказана в суде.

21 ноября 2019 года Второй арбитражный апелляционный суд признал решение и предписание Костромского УФАС России, вынесенные в отношении ПАО «Костромская сбытовая компания», законными.

В действиях ПАО «Костромская сбытовая компания» установлено нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в необоснованном прекращении действия договора энергоснабжения заключенного с МУП «Пригородное ЖКХ», в отношении артезианских скважин в д. Молоково, с. Федоровское, д. Гилево, д. Дъяково Нерехтского района, что привело (могло привести) к ущемлению прав МУП «Пригородное ЖКХ», и потребителей оказываемых предприятием услуг по водоснабжению, добросовестно их оплачивающих.

«Сбытовая компания злоупотребляла своим доминирующим положением на рынке требуя у МУП «Пригородное ЖКХ» документы, подтверждающие право собственности на артезианские скважины, что было установлено Костромским УФАС и поддержано судами первой и апелляционной инстанций», - прокомментировал ведущий специалист-эксперт Матвеева Е.В.

Согласно п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, потребитель, имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения, предоставляет последнему заявление о заключении договора, а также документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства.

В силу положений указанной нормы потребитель (покупатель) услуг для заключения договора энергоснабжения вправе представить любые законные документы, подтверждающие право владения и (или) пользования энергопринимающими устройствами.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела такими документами являлись распоряжение главы Администрации Пригородного сельского поселения от 25.11.2015 № 102-р о передаче муниципального имущества – объектов водоснабжения: артскважина (д. Молоково), ТП-33 (с. Федоровское), ТП-226-артскважина (с. Федоровское), артскважина-ТП-36 (д. Гилево), артскважина (д. Дьяково), в хозяйственное ведение МУП «Пригородное ЖКХ».

По выявленным фактам нарушения антимонопольного законодательства Костромским УФАС России возбуждены административные дела.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть

 






Ваше сообщение было успешно отправлено!

Яндекс.Метрика хостинг от .masterhost