Обзор изменений от 25.02.2019 г.

  • Утверждены характеристики объектов ТЭК для целей отнесения инвесторов, заказчиков их строительства и застройщиков к субъектам ГИС ТЭК (постановление Правительства РФ от 16.02.2019 № 154).

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2019 № 154 «Об утверждении характеристик объектов по добыче, производству, переработке, сжижению, обогащению, преобразованию, хранению, передаче, распределению, транспортировке, поставкам, перевалке, перегрузке, отгрузке, реализации энергетических ресурсов, продуктов их переработки, снабжению ими для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся инвесторами (концессионерами, частными партнерами), заказчиками (застройщиками) строительства (реконструкции) указанных объектов, к субъектам государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса» утверждены требования к объектам ТЭК для целей отнесения инвесторов, заказчиков их строительства и застройщиков к субъектам ГИС ТЭК.

Требования установлены к характеристикам 27 видов объектов, в частности, объектам по передаче и распределению электрической энергии, различным объектам по производству тепловой энергии, объектам по производству и переработке угля, иным объектам.

Требования предъявляются к проектным объемам функционирования указанных объектов, а также к объемам капитальных вложений на строительство (реконструкцию) указанных объектов ТЭК.

Начало действия документа - 27.02.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Для субъектов электроэнергетики установлены обязательные требования к базовым функциям и информационной безопасности объектов электроэнергетики (приказ Минэнерго России от 06.11.2018 № 1015).

Приказом Минэнерго России от 06.11.2018 № 1015 «Об утверждении требований в отношении базовых (обязательных) функций и информационной безопасности объектов электроэнергетики при создании и последующей эксплуатации на территории Российской Федерации систем удаленного мониторинга и диагностики энергетического оборудования» устанавливаются организационные и функциональные требования к базовым (обязательным) функциям и информационной безопасности объектов электроэнергетики при создании и последующей эксплуатации на территории РФ систем удаленного мониторинга и диагностики (СУМиД) основного технологического оборудования, нарушение или прекращение функционирования которого приводит к потере управления объектом электроэнергетики, необратимому негативному изменению параметров его функционирования (разрушению) или существенному снижению безопасности эксплуатации объекта электроэнергетики.

Требования, утвержденные рассматриваемым приказом Минэнерго России, распространяются на следующие объекты электроэнергетики:

1) на основном технологическом оборудовании которых функционирует СУМиД, обеспечивающие реализацию основных функций приведенных в пункте 4 настоящих требований;

2) основное технологическое оборудование которых соответствует следующим видам и параметрам:

- паровые турбины установленной мощностью 5 МВт и более и сопутствующее оборудование, участвующее в основном технологическом процессе, но не осуществляющее производство или преобразование электрической энергии и предназначенное для обеспечения работоспособности паровых турбин;

- паровые (энергетические) котлы, обеспечивающие паром паровые турбины установленной мощностью 5 МВт и более, и сопутствующее вспомогательное оборудование, предназначенное для обеспечения работоспособности паровых (энергетических) котлов;

- гидротурбины установленной мощностью 5 МВт и более и сопутствующее вспомогательное оборудование, предназначенное для обеспечения работоспособности гидротурбин;

- газовые турбины единичной мощностью более 25 МВт и сопутствующее вспомогательное оборудование, предназначенное для обеспечения работоспособности газовых турбин;

- силовые трансформаторы напряжением 110 кВ и выше мощностью более 63 МВА и сопутствующее вспомогательное оборудование, предназначенное для обеспечения работоспособности силовых трансформаторов.

Субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать установленные требования с учетом организационных и функциональных требований, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, связанных с нарушением ее конфиденциальности, целостности и доступности.

Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 15.02.2019 за № 53815.

Начало действия документа – 18.08.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Утверждены нормативы потерь электроэнергии при ее передаче по ЕНЭС на 2019 год на основании заявлений компаний в 3-х субъектах РФ (приказ Минэнерго России от 20.02.2019 № 128).

Приказом Минэнерго России от 20.02.2019 № 128 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети на 2019 год» на основании заявлений ФГУП «ФТ-Центр» и Южно-Уральского филиала ООО «Газпром энерго» утверждены указанные нормативы потерь в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных в Республике Башкортостан, Оренбургской и Новосибирской областях.

Ссылка на приказ: Посмотреть

  • 18.02.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «Об утверждении форм раскрытия сетевой организацией информации об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах, указанной в абзаце пятом подпункта «м» пункта 19 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24, правил заполнения указанных форм и требований к форматам раскрытия сетевой организацией электронных документов, содержащих информацию об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах».

В целях обеспечения сетевой организации (производителей электрической энергии) возможности при формировании проекта инвестиционной программы (проекта изменений, вносимых в инвестиционную программу) проведения расчетов объемов финансовых потребностей, необходимых для строительства объектов электроэнергетики, выполненных в соответствии с укрупненными нормативами цены, Минэнерго России разрабатываются формы раскрытия информации в части результатов расчетов объемов финансовых потребностей, необходимых для строительства объектов электроэнергетики, выполненных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утвержденными Министерством энергетики РФ, а также информация об использованных при таких расчетах типовых технологических решениях капитального строительства объектов электроэнергетики, их технических показателях и о соответствующих им укрупненных нормативах цены.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/02-19/00088596

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 18.02.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Основные положениях функционирования розничных рынков электрической энергии и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии».

Проект постановления Правительства РФ направлен на совершенствование взаимодействия потребителей, субъектов электроэнергетики и исполнителей при переносе ответственности за организацию учета электрической энергии с потребителей на квалифицированных субъектов электроэнергетической отрасли.

Проектом установлено, что гарантирующие поставщики и сетевые организации по мере истечения установленного интервала между поверками, истечения срока эксплуатации, выхода из строя или утраты приборов учета, установленных на энергопринимающих устройствах, объектах по производству электрической энергии, объектах электросетевого хозяйства, а  также в процессе технологического присоединения, осуществляют установку (замену) и  допуск в эксплуатацию приборов учета, осуществляют их последующую эксплуатацию, а также обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках с применением таких приборов учета электрической энергии, в том числе посредством предоставления минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Согласно Проекту постановления  расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязательств, указанных в Проекте постановления по организации учета электрической энергии, будут учитываться в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и в плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

Проектом предусмотрено, что взимание отдельной (дополнительной) платы с потребителей и производителей электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и мощности в связи с выполнением вышеуказанных обязанностей со стороны гарантирующих поставщиков и сетевых организаций не допускается.

Проектом установлена предполагаемая дата вступления в силу постановления - 1 июля 2020 года.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/12-18/00087057

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 22.02.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Проект постановления вносит изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 в следующей части:

- наделения ФАС России полномочиями по утверждению методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями и учитываемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям;

- утверждения ставки перекрестного субсидирования в двух вариантах и ее учете в величине ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) и величине одноставочной цены (тарифа) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;

- вводится ответственность для субъектов Российской Федерации в случае учета ставки перекрестного субсидирования в размере, отличном от величины, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/02-19/00088291

Ссылка на проект: Посмотреть

  • ФАС создаст четкий порядок расчета перекрестного субсидирования в регионах.

22-02-2019

Антимонопольное ведомство подготовило нормативные правовые документы и направило их в Минэнерго и Минэкономразвития.

Очередное заседание рабочей группы по вопросам тарифного регулирования при Экспертном совете в сфере электроэнергетики и ЖКХ при ФАС России было посвящено вопросам распределения перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе, а также введения государственного регулирования услуг допуска к линиям электропередач для размещения на них объектов связи.

Начальник Управления регулирования электроэнергетики Дмитрий Васильев открыл заседание рабочей группы. В своём докладе он подчеркнул остроту проблемы, связанной с неравномерным, а в некоторых случаях, избыточным распределением перекрестного субсидирования при формировании в субъектах Российской Федерации сетевых тарифов на различные уровни напряжения.

«Последние пять лет размер перекрестного субсидирования находится в стабильном значении. В 2018 году общая сумма перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе составила 220 млрд. рублей, причем более её половины пришлось на 16 субъектов Российской Федерации», – сказал Дмитрий Васильев.

Как он отметил, перекрестное субсидирование приводит к росту тарифов электросетевых организаций для потребителей, которые не относятся к населению и присоединены на разных уровнях напряжения.

«Региональный тарифный орган определяет сетевой тариф для каждого уровня напряжения в своем субъекте и вправе дополнительно его увеличить, в целях учета в конечных тарифах величины перекрестного субсидирования. В результате неравномерного распределения перекрестного субсидирования установленный в регионе размер тарифа на определенном уровне напряжения может в несколько раз отличаться в большую сторону относительно экономически обоснованного значения. На практике встречаются очень серьезные отклонения – в десять раз и выше», – выразил беспокойство Дмитрий Васильев.

«Столкнувшиеся с такой ситуацией потребители стараются оптимизировать свои издержки на электроэнергию и снизить потребление из региональных сетей. Как правило, это сопровождается уходом потребителей с региональных сетей к федеральной сетевой компании или на собственную генерацию, что, в конечном счете, влияет на необходимость дополнительного роста тарифов в регионе уже в следующем году», – подчеркнул начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС.

Для решения этой проблемы ФАС России разработала проекты нормативных правовых актов: проект постановления Правительства Российской Федерации и Методические указания по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, которые утверждаются приказом ФАС России.

«Проект приказа прошел общественные обсуждения. Он уже направлен на согласование в Минэкономразвития России и Минэнерго России», – уточнил спикер.

«Суть предложений сводится к нескольким нововведениям. Во-первых, предлагается создать четкий порядок расчета перекрестного субсидирования в регионе: будет определена «ставка перекрестного субсидирования». Эта ставка будет установлена в каждом субъекте Российской Федерации и выражаться в коп./кВт*ч, а также официально опубликована. Во-вторых, вводится принцип «равномерного распределения» перекрестного субсидирования на каждый уровень напряжения. Хотел бы обратить внимание, что это распределение будет проходить постепенно и в среднесрочный период», – добавил Дмитрий Васильев.

Ссылка на проект приказа ФАС России об утверждении Методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования: Посмотреть

  • Кабмин одобрил ограничение для регионов повышать тарифы на передачу электроэнергии.

22-02-2019

Правительство РФ одобрило предложение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) ограничить права регионов превышать установленные предельные уровни тарифов на передачу электроэнергии, говорится в сообщении ФАС.

По действующим правилам, региональный тарифный орган может превышать предельный уровень тарифов на электроэнергию, установленный на федеральном уровне, если это обусловлено принятием инвестпрограммы монополией, при этом согласование с ФАС не требуется, пояснили в ведомстве.

При этом до 15% тарифных решений по услугам по передаче электроэнергии принимается на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов.

«Цель законопроекта – исключить возможность превышения роста тарифов на электроэнергию для конечных потребителей. В случае его принятия субъекты РФ не смогут превышать установленные предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии без принятия соответствующего решения ФАС. В противном случае в регионе будет установлен минимальный тариф на электроэнергию», – отметил заместитель руководителя ФАС Виталий Королев.

Законопроект разработан по поручению президента РФ по итогам комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.

Источник: Посмотреть

  • Мосэнергосбыт незаконно инициировал ограничение энергоснабжения объекта Транснефти.

22-02-2019

Арбитражный суд Москвы подтвердил законность и обоснованность решения Московского УФАС России в отношении Мосэнергосбыта.

Ранее Московское УФАС установило факт злоупотребления доминирующим положением гарантирующего поставщика при энергоснабжении одной из компаний группы лиц Транснефть.

Так, Мосэнергосбыт угрозами ограничения энергоснабжения вынудил компанию оплатить спорную задолженность за безучетное потребление электроэнергии, которого фактически не было.

Кроме того, гарантирующий поставщик инициировал ограничение энергоснабжения с существенными нарушениями процедуры.

«В отсутствие однозначного факта безучетного потребления Мосэнергосбыт не предоставил абоненту возможность каким-либо образом защитить свои права и понудил к оплате спорной задолженности путем ограничения энергоснабжения. Поддержка судом наших выводов является важным шагом к полному пресечению подобных действий монополиста», – отметил заместитель руководителя Московского УФАС России Никита Полещук.

В ближайшее время должностными лицами Московского УФАС будет возбуждено административное дело в целях наложения штрафа за вышеуказанное нарушение антимонопольного законодательства.

Источник: Посмотреть

  • Верховный Суд РФ в очередной раз отметил, что не подлежит квалификации в качестве технологических потерь объем электроэнергии, поставленный сетевой организацией абоненту после уведомления гарантирующего поставщика об ограничении режима потребления в отношении абонента, если введение полного ограничения режима потребления по объективным причинам было невозможно (определение ВС РФ от 18.02.2019 № 309-ЭС18-25302).

Основной вывод: в случае невозможности по объективным законным основаниям (например, при наличии транзитных потребителей, которые исполняют свои обязанности по оплате) выполнения уведомления гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) о введении ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителя, объемы электроэнергии, отпущенные потребителю после указанной в уведомлении даты введения ограничения, являются полезным отпуском электроэнергии из сети сетевой организации и не могут включаться в объемы потерь электрической энергии.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пп. «г» и «з» п. 2 Правил введения ограничения № 442, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации;

- организация-потребитель обязана обеспечить абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные энергетические ресурсы, подачу этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых объемов энергетических ресурсов в случае ввода ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителя, который имеет опосредованно присоединенных абонентов,  должны быть урегулированы между энергоснабжающими организациями и абонентами до прекращения энергоснабжающими организациями подачи электроэнергии во избежание нарушения прав указанных абонентов;

- энергоснабжающая организация не вправе формально использовать предоставленное ей право на ограничение режима потребления электроэнергии, достоверно зная о безусловном наступлении в этом случае неблагоприятных последствий для потребителей электрической энергии, надлежащим образом технологически присоединенных транзитом к сетям третьего лица.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд России согласился с судебными актами судов нижестоящих инстанций об отказе ПАО «ФСК ЕЭС» во взыскании с АО «Самарская сетевая компания» 13 млн. руб. стоимости фактически оказанных услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС (определение ВС РФ от 18.02.2019 № 306-ЭС18-25186).

ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании стоимости фактически оказанных услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС за период с 22.04.2014 по 31.12.2014 в размере 13 310 294,45 руб., законной неустойки в размере 534 459,52 руб.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда и суда округа, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной в ВС РФ, ФСК ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и ненадлежащее исследование представленных в материалы дела доказательств, просило судебные акты нижестоящих инстанций отменить.

Определением от  18.02.2019 № 306-ЭС18-25186 Верховный Суд отказал ФСК ЕЭС в удовлетворении кассационной жалобы ввиду того, что суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили из того, что ФСК не вправе требовать оплаты услуг по передаче электроэнергии по спорным точкам поставки, в условиях бездействия ФСК ЕЭС и невключения в течение длительного периода времени в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России плановых объемов передачи электрической энергии и заявленной мощности по спорным точкам поставки.

Также Верховным Судом указано, что вопреки возражениям заявителя, возмездный характер услуг по передаче электрической энергии подразумевает обязанность организации, осуществляющей регулируемую деятельность, собственника объектов электросетевого хозяйства действовать разумно и добросовестно, учитывать затраты при расчете своей необходимой валовой выручки, согласовывать величину заявленной мощности, а также отражать спорные объемы, в том числе технологический расход электрической энергии (потерь), при формировании сводного прогнозного баланса.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд поддержал выводы апелляционного суда и суда округа о том, что акт, составленный по результатам проверки, проведенной с нарушением прав потребителя, не может быть принят в качестве допустимого доказательства наличия у последнего обязанности по оплате стоимости безучетного потребления электроэнергии (определение ВС РФ от 18.02.2019 № 301-ЭС18-25417).

ПАО «Костромская сбытовая компания» обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к индивидуальному предпринимателю Кунавину В.М. о взыскании 10 219 494,82 руб. стоимости безучетного потребления электроэнергии.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным в силе судом округа, названное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, сбытовая компания обратилась в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой указывала на нарушения в толковании и применении судами апелляционной и кассационной инстанций норм права.

Определением от 18.02.2019 № 301-ЭС18-25417 Верховный Суд РФ с доводами кассационной жалобы не согласился и отказал в ее удовлетворении.

Верховным Судом указано, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд, повторно исследовав и оценив акт о безучетном потреблении, правомерно исходил из вывода о том, что указанный акт составлен по результатам проверки, проведенной с нарушением прав потребителя (ответчика), не может быть принят в качестве допустимого доказательства наличия у последнего обязанности по оплате стоимости безучетного потребления энергии.

Суд указал, что полномочия присутствовавшего при составлении акта третьего лица действовать от имени и в интересах потребителя документально не подтверждены, а также не явствовали из обстановки, в связи с чем суд констатировал, что в нарушение требований п. 193 Основных положений № 442 при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии не присутствовал потребитель, надлежаще извещенный о времени проведения проверки.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!