- В первом чтении принят законопроект «О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации» (законопроект № 782128-7).
Государственной Думой в первом чтении принят законопроект «О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации» в части освобождения от налога на доходы физических лиц доходов от продажи электроэнергии, произведенной на объектах микрогенерации.
Согласно проекту федерального закона № 581324-7, внесенному в Государственную Думу Правительством РФ, под объектом микрогенерации понимается принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии объект по производству электрической энергии, функционирующий, в том числе на основании использования возобновляемых источников энергии, установленная генерирующая мощность которого не превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств такого потребителя и составляет не более 15 кВт включительно, и который используется указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.
Указанную норму в части освобождения доходов, полученных налогоплательщиками от продажи электрической энергии, планируется применять до 1 января 2029.
Ссылка на законопроект: Скачать
- Открыт для публичных обсуждений проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования регулирования отношений в сфере электроэнергетики».
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования регулирования отношений в сфере электроэнергетики» (далее – Законопроект) подготовлен во исполнение плана законопроектной деятельности Минэнерго России.
Законопроект разработан в целях уточнения понятийного аппарата Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ об электроэнергетике), совершенствования порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, исключения (изменения) по итогам сложившейся практики отдельных положений ФЗ об электроэнергетике, утративших актуальность.
Понятийный аппарат ФЗ об электроэнергетике актуализирован с учетом структуры отрасли и сложившихся в ней правил взаимодействия, в том числе установленных иными нормативными правовыми актами. В целях применения на уровне закона единообразной терминологии, в том числе с учетом практики ее использования в иных нормативных правовых актах и нормативно-технических документах по тексту закона пересмотрены устаревшие, неиспользуемые или используемые в иных значениях в указанных документах понятия.
В частности, уточнены определения понятий «оперативно-технологическое управление», «оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике», «установленная генерирующая мощность», «рабочая генерирующая мощность»; исключено не предусмотренное действующим порядком введения ограничений режима потребления устаревшее понятие «веерное отключение», а также неиспользуемое понятие «максимально доступная генерирующая мощность»; наряду с параллельной работой российской электроэнергетической системы и энергосистем иностранных государств, предусмотрена возможность их совместной (несинхронной) работы.
Отдельные требования ФЗ об электроэнергетике, имеющие избыточный характер, исключены или доработаны с учетом сложившейся практики регулирования отрасли.
Так, например, требование о заключении договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению до заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 16 ФЗ об электроэнергетике) исключено, как безосновательно усложняющее порядок заключения договора с сетевыми организациями для субъектов электроэнергетики и потребителей, не являющихся плательщиками за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению.
Также исключены не применяемые на практике нормы об участии уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соглашениях о взаимодействии, заключаемых системным оператором с организацией по управлению ЕНЭС и организациями коммерческой инфраструктуры (пп. 4, 5 ст. 34 ФЗ об электроэнергетике).
Положение п. 1 ст. 32 ФЗ об электроэнергетике, предусматривающее осуществление системным оператором контроля за реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, исключено как противоречащее ст. 21 и 29 ФЗ об электроэнергетике и принятым в соответствии с ними подзаконным актам. Указанными статьями в качестве базовых принципов государственной политики закреплено, что вмешательство в инвестиционную деятельность субъектов электроэнергетики (в том числе генерирующих компаний) носит ограниченный характер и осуществляется лишь в отношении ограниченного круга субъектов, соответствующих установленным Правительством РФ критериям. Обязательности утверждения инвестиционных программ в отношении иных, не подпадающих под такие критерии компаний, и внешнего контроля за их реализацией указанные положения законодательства не предполагают.
Своевременная и надлежащая реализация генерирующими компаниями инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов эффективно обеспечивается предусмотренными Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, механизмами участия в конкурентных отборах мощности, заключения договоров о предоставлении мощности на оптовый рынок, аттестации генерирующего оборудования и применения штрафных экономических санкций в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения генерирующими компаниями обязательств по поставке мощности на оптовый рынок. Выполнения для этих целей каких-либо контрольных мероприятий со стороны системного оператора не требуется.
Законопроектом также скорректирована редакция п. 8 ст. 38 ФЗ об электроэнергетике, устанавливающая основания для применения графиков аварийного ограничения режима потребления и использования противоаварийной автоматики. Носящее неопределенный характер указание на «общесистемную аварию» конкретизировано указанием на «выход параметров электроэнергетического режима за допустимые пределы», что в полной мере соответствует действующим Правилам оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства от 27.12.2004 № 854, и Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Полномочия Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти уточнены и дополнены в соответствии со сложившимся порядком их выполнения, в том числе предусмотренным иными статьями закона и принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. В частности, полномочия Правительства РФ по установлению порядка технологического присоединения, предусмотренные п. 1 ст. 21 ФЗ об электроэнергетике, приведены в соответствие со ст. 26 ФЗ об электроэнергетике и действующими правилами технологического присоединения.
Положения ст. 5, 11, 13, 15, 38 ФЗ об электроэнергетике о применении технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и качеству электрической энергии, приведены в соответствие с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», исключившим соответствующие требования из сферы действия системы технического регулирования.
Одновременно с этим, Законопроектом предусмотрено уточнение вышеуказанных и ряда иных положений ФЗ об электроэнергетике в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.06.2016 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики».
Указанным федеральным законом на законодательном уровне определено понятие «надежность электроэнергетической системы», установлена обязанность субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования. При этом данные положения не получили отражения в иных статьях ФЗ об электроэнергетике, устанавливающих функции, права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей.
В целях гармонизации положений различных статей закона между собой, обеспечения выполнения нормативных требований к обеспечению надежности и безопасности в электроэнергетике ряд статей ФЗ об электроэнергетике предлагается дополнить указанием на необходимость соблюдения утверждаемых Правительством РФ правил технологического функционирования электроэнергетических систем и обязательных требований к надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей, установленных нормативными правовыми актами.
Кроме того, Законопроектом предлагается на законодательном уровне закрепить основные принципы распределения функций, обязанностей и ответственности между субъектами оперативно-диспетчерского управления, иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии за обеспечение надежности энергосистемы и качества электрической энергии. В настоящее время такого рода положения в ФЗ об электроэнергетике, а также прямое указание на полномочия Правительства РФ или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти устанавливать требования к качеству электрической энергии отсутствуют, что не позволяет обеспечить их комплексную регламентацию на уровне подзаконных актов.
Учитывая, что в соответствии со ст. 21, 28 ФЗ об электроэнергетике (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики») и постановлением Правительства РФ от 02.03.2017 № 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в электроэнергетике создан и успешно функционирует механизм разработки и принятия нормативных правовых актов по надежности и безопасности, целесообразно регламентировать вопросы качества электрической энергии в рамках указанного механизма.
В целях этого Законопроектом предусмотрено внесение изменений в ст. 28 ФЗоб электроэнергетике, предусматривающих установление наряду с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок также требований к обеспечению качества электрической энергии.
Предлагаемый подход позволит комплексно регламентировать технологически взаимосвязанные вопросы надежности, безопасности в электроэнергетике и качества электрической энергии в рамках единой системы нормативных актов. Это тем более актуально, что ряд параметров электроэнергетического режима энергосистемы и технологического режима работы объектов электроэнергетики (например, частота электрического тока, напряжение), обеспечение нахождения которых в пределах допустимых значений является неотъемлемой составляющей обеспечения надежности, одновременно являются и показателями качества электрической энергии. Соответственно, регламентировать указанные показатели качества в отрыве от требований надежности невозможно.
Предусмотренные Законопроектом изменения в ФЗ об электроэнергетике соответствуют принципам реализации механизма «регуляторной гильотины» и учитывают современную систему нормативного регулирования, формируемую в отрасли.
В соответствии с п. 3 Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» федеральными органами исполнительной власти должны быть подготовлены федеральные законы, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне. Законопроект направлен на решение указанной задачи.
Кроме того, ст. 16 ФЗ об электроэнергетике, регламентирующая вопросы оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и их оплаты, дополнена нормой об установлении законной неустойки за просрочку оплаты данных услуг. Указанные положения в полной мере корреспондируют иным предусмотренным законом требованиям, направленным на повышение платежной дисциплины в области электроэнергетики, введенным ранее Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 02/04/10-19/00096027
Ссылка на проект: Посмотреть
- Открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности».
Проектом постановления предусмотрено совершенствование указанных в п. 43 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, действующих требований к участникам оптового рынка электрической энергии и мощности относительно периодичности прохождения процедуры аттестации генерирующих объектов, в состав которых входит генерирующее оборудование гидроэлектростанций (далее – ГЭС).
Предлагаемый Минэнерго России подход предусматривает исключение требований по проведению ежегодной аттестации генерирующего оборудования ГЭС, с даты выпуска которого до начала года поставки мощности прошло более 55 лет. Для такого оборудования предлагается проводить аттестацию 1 раз в 5 лет.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 02/07/10-19/00096016
Ссылка на проект: Посмотреть
- Открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросу изменения сроков проведения конкурентных отборов мощности».
В соответствии с п. 100 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, в срок до 15 ноября 2019 должен быть проведен конкурентный отбор мощности (далее – КОМ) с началом поставки с 1 января 2025.
Положениями Проекта постановления предлагается предусмотреть:
- перенос срока проведения КОМ до 15 февраля 2020 года;
- корректное определение сроков проведения отбора проектов модернизации на 2025 год – до 1 сентября 2019 года;
- уточнение порядка индексации ценовых параметров цен на мощность для целей проведения КОМ;
- определить, что отбор проектов модернизации в период с 2020 по 2025 год включительно будет проводиться до 1 апреля, при этом конкурентный отбор мощности на соответствующий год будет проводиться до 15 ноября соответствующего года.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 01/02/10-19/00096081
Ссылка на проект: Посмотреть
- Открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении требований к релейной защите и автоматике различных видов и ее функционированию в составе энергосистемы и о внесении изменений в некоторые акты Минэнерго России».
Требования к оснащению линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами релейной защиты и автоматики (РЗА), а также к принципам функционирования устройств и комплексов РЗА утверждены приказом Минэнерго России от 13.02.2019 № 101.
Проект приказа подготовлен в развитие и дополнение указанных требований и устанавливает требования к функционированию различных видов РЗА в составе электроэнергетической системы, требования к чувствительности, быстродействию и селективности устройств релейной защиты. Указанные требования являются основополагающими для функционирования устройств РЗА в энергосистеме, их настройки, правильной и эффективной работы.
В настоящее время данные вопросы урегулированы только Правилами устройства электроустановок (6-е издание, глава 3.2 «Релейная защита), которые имеют неопределенный правовой статус, не прошли государственную регистрацию в Минюсте России и официально не опубликованы.
Проект приказа направлен на ликвидацию пробела в нормативной регламентации вопросов РЗА.
Требования, утверждаемые Проектом приказа, должны выполняться при:
- проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении объектов электроэнергетики, разработке необходимой для этого проектной документации, подготовке и согласовании технических условий на технологическое присоединение объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии к электрическим сетям, разработке схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии, схем внешнего электроснабжения энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, проектной документации для их технологического присоединения к электрическим сетям, создании (модернизации) устройств и комплексов РЗА, разработке необходимой для этого проектной и рабочей документации;
- обеспечении функционирования в составе электроэнергетической системы устройств и комплексов РЗА, созданных (модернизированных) после вступления в силу настоящих требований.
Требования не распространяются на случаи создания (модернизации) устройств и комплексов РЗА в соответствии с проектной (рабочей) документацией, согласованной и утвержденной до вступления настоящих требований в силу. Для таких устройств и комплексов РЗА соблюдение настоящих требований должно быть обеспечено при их последующей модернизации, замене или изменении алгоритма их функционирования. Должны выполняться при обеспечении функционирования в составе электроэнергетической системы устройств и комплексов РЗА, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих требований, только положения п. 7 – 9 и гл. III настоящих требований.
Выполнение требований является обязательным для:
- субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии, объектами электросетевого хозяйства и (или) энергопринимающими установками, входящими в состав электроэнергетической системы или присоединяемыми к ней;
- системного оператора и субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;
- проектных организаций и иных юридических и физических лиц, осуществляющих разработку проектной документации, или выступающих заказчиками при выполнении соответствующих работ.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 02/08/10-19/00095788
Ссылка на проект: Посмотреть
- ФАС России разместила на федеральном портале проектов НПА приказ «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, на 2019 год».
Проектом приказа в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, на 2019 год.
Разработчик – ФАС России
Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта
ID проекта: 01/02/10-19/00095887
Ссылка на проект: Посмотреть
- Открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «О внесении изменений в Правила проведения испытаний и определения общесистемных технических параметров и характеристик генерирующего оборудования, утвержденные приказом Минэнерго России от 11 февраля 2019 г. № 90».
Проект приказа разработан по результатам применения Правил проведения испытаний и определения общесистемных технических параметров и характеристик генерирующего оборудования, утвержденных приказом Минэнерго России от 11.02.2019 № 90 (далее – Правила № 90), и направлен на совершенствование положений Правил № 90, связанных с определением таких общесистемных технических параметров, как максимальная располагаемая мощность и регулировочный диапазон по реактивной мощности.
В целях гармонизации процедур определения максимальной располагаемой мощности генерирующего оборудования, установленной Правилами № 90, и порядка определения предельного объёма поставки мощности на оптовый рынок, предусмотренного правилами и регламентами оптового рынка электрической энергии и мощности, в Правила № 90 вводится новый пункт 28(1), направленный на уточнение порядка определения максимальной располагаемой мощности для действующего генерирующего оборудования в случаях, когда ее корректировка происходит без изменения установленной генерирующей мощности такого оборудования.
Положения Проекта приказа направлены также на уточнение перечня случаев, в которых общесистемные параметры и характеристики генерирующего оборудования определяются по результатам проведения комплексных испытаний, и объема испытаний, подлежащих к проведению в каждом из случаев.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 02/08/10-19/00095891
Ссылка на проект: Посмотреть
- На стадию публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «О внесении изменений в методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденную приказом Минэнерго России от 27 декабря 2017 г. № 1233».
Проект приказа разработан по результатам применения вышеуказанной Методики, в которую вносятся изменения.
Проект приказа направлен на совершенствование оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон в виде комплексного показателя – индекса готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
В частности, Проектом приказа в Методику вносятся изменения, связанные с уточнением отдельных оцениваемых показателей для повышения качества оценки. Также Проектом приказа пересмотрен перечень условий готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
Предлагаемые изменения, по мнению разработчиков Проекта, позволят повысить объективность оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 02/08/01-19/00087875
Ссылка на проект: Посмотреть
- Открыты для публичных обсуждений проекты приказов ФАС России «Об утверждении Методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности», «Об утверждении Методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности».
Проекты приказов ФАС России предусматривают методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии и мощности требованиям экономической обоснованности в целях установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию, мощность на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Проекты предусматривают определение алгоритма сравнения ценовых заявок на продажу электрической энергии и мощности. Проекты разработаны в целях пресечения манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Проекты приказов также направлены на конкретизацию полномочий Федеральной антимонопольной службы в сфере электроэнергетики, а также на урегулирование порядка осуществления указанных полномочий.
Разработчик – ФАС России
Процедура – публичные обсуждения проектов нормативных правовых актов и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проектов: 01/02/10-19/00096077, 01/02/10-19/00096080
Ссылка на проекты: Посмотреть; Посмотреть
- Открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «Об утверждении требований экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии, а также ценовых заявок на продажу мощности».
Проектом приказа ФАС России предусмотрены требования экономической обоснованности, которые предъявляются к ценовым заявкам на электроэнергию, а также к ценовым заявкам на мощность.
ФАС России с использованием Методик определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии и мощности требованиям экономической обоснованности осуществляет проверку соответствия ценовых заявок требованиям экономической обоснованности в целях выявления манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Требования экономической обоснованности распространяются на ценовые заявки на продажу электрической энергии, подаваемые для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед на каждый час указанного периода участниками оптового рынка – поставщиками (производителями) электрической энергии, функционирующими в ценовых зонах оптового рынка. Требования экономической обоснованности не распространяются на ценопринимающие заявки или ценопринимающие ступени ценовой заявки на продажу электрической энергии.
Требования экономической обоснованности распространяются на ценовые заявки на продажу мощности, подаваемые поставщиками на конкурентный отбор мощности. Требования экономической обоснованности не распространяются на ценопринимающие заявки на продажу мощности.
Соответствие ценовой заявки на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности осуществляется путем сравнения цен, указанных в часовых подзаявках ценовой заявки, со значениями экономически обоснованных затрат. В случае если по результатам указанного сравнения будет установлено, что цена, указанная в часовой подзаявке, превышает более чем на 15 процентов соответствующее ей значение экономически обоснованных затрат, либо опубликованную на соответствующий период советом рынка цену на электрическую энергию в субъекте Российской Федерации, где располагается группа точек поставки, то такая ценовая заявка не соответствует требованиям экономической обоснованности.
Проверка соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности осуществляется путем сравнения заявки на продажу мощности поставщика со значением экономически обоснованной заявки поставщика. Ценовая заявка на продажу мощности не соответствует требованию экономической обоснованности, если цена в такой заявке превышает значение экономически обоснованной заявки поставщика более чем на 3%.
Разработчик – ФАС России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 01/02/10-19/00096074
Ссылка на проект: Посмотреть
- Открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и о внесении изменений в некоторые акты Минэнерго России».
Проект приказа направлен на ликвидацию пробела в нормативной регламентации требований к разработке схем выдачи мощности электростанции (далее – СВМ) и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии (далее – СВЭ), а также определяет порядок взаимодействия при согласовании этих схем с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
СВМ и СВЭ являются необходимыми документами по технологии проектирования развития энергосистемы. Для присоединения электростанций и объектов крупных потребителей необходима реализация существенного объема электросетевого строительства, зачастую затрагивающего электрические сети различного класса напряжения, в том числе принадлежащие различным собственникам. Кроме того, необходима реализация мероприятий по установке (модернизации) устройств релейной защиты и автоматики, связи, также затрагивающих объекты электроэнергетики разных собственников.
Проектом приказа также вносятся изменения в Методические указания по устойчивости энергосистем, утвержденные приказом Минэнерго России от 03.08.2018 № 630 (далее – Методические указания № 630).
Предлагаемые изменения направлены на совершенствование определения параметров электроэнергетического режима и их значений, обеспечивающих выполнение требований к устойчивости электроэнергетических систем, составу нормативных возмущений, подлежащих учету при определении устойчивости электроэнергетической системы. В частности, Проектом приказа корректируется закрепленный Методическими указаниями № 630 состав нормативных возмущений путем исключения из него возмущений, связанных с отключением двухцепных воздушных линий электропередачи номинальным напряжением 330 кВ и выше, поскольку согласно статистической информации за период с 2012 по 2019 год указанные возмущения фактически отсутствовали.
Кроме того, в Методические указания № 630 Проектом приказа добавляется указание на необходимость учета реализации управляющих воздействий от устройств сетевой автоматики (например, устройств автоматического ввода резерва) при рассмотрении нормативных возмущений. Также в Методические указания № 630 вносятся изменения, направленные на корректное определение и обеспечение наличия в составе технической и инструктивной документации значений допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях, соответствующих установленным требованиям к устойчивости. Предлагаемые изменения позволят актуализировать Методические указания № 630, устранив неточности, выявленные в ходе их применения.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 02/08/10-19/00096060
Ссылка на проект: Посмотреть
- Александр Новак провел заседание Комиссии по созданию и вводу ГИС ТЭК в эксплуатацию.
Под председательством Министра энергетики РФ Александра Новака с участием руководства Российского энергетического агентства Минэнерго России, федеральных органов исполнительной власти, представителей компаний ТЭК, а также экспертного сообщества состоялось заседание Комиссии по созданию и вводу в эксплуатацию государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК).
Ключевыми вопросами повестки заседания Комиссии стали подведение итогов проведения приемочных испытаний ГИС ТЭК и обсуждение ее готовности к вводу в эксплуатацию.
Обращаясь со вступительным словом к участникам заседания Александр Новак отметил, что в рамках работы по созданию ГИС ТЭК была проведена масштабная работа по актуализации нормативной правовой базы в сфере создания, эксплуатации и совершенствования системы и доработке ее программно-аппаратного комплекса.
В мае 2019 при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и компаний ТЭК стартовала опытная эксплуатация ГИС ТЭК. При этом для обеспечения планомерного перехода к предоставлению информации в систему было принято решение об установлении очередности ввода ГИС ТЭК в эксплуатацию. В первую очередь вошли формы, охватывающие традиционные для компаний показатели отчетности. Во вторую – новые для компаний показатели, а также формы, по которым должны отчитываться федеральные и региональные органы исполнительной власти Российской Федерации.
К настоящему времени опытная эксплуатация, длившаяся 3,5 месяца, и приемочные испытания первой очереди ГИС ТЭК успешно завершены. По итогам состоявшегося заседания Комиссии ее участниками принято единогласное решение о готовности ввода первой очереди системы в эксплуатацию.
«Ввод ГИС ТЭК в эксплуатацию и обеспечение ее стабильного функционирования – важная задача. Система станет основой для создания единой информационной среды, в которой будет содержаться официальная и взаимоувязанная информация о состоянии и развитии отраслей ТЭК, необходимая для реализации задач государственной политики», – подчеркнул глава Минэнерго России.
С учетом принятого на заседании решения о вводе ГИС ТЭК в эксплуатацию Александр Новак призвал компании ТЭК активно включиться в работу и обеспечить предоставление данных в ГИС ТЭК.
Справочно: ГИС ТЭК создается во исполнение Федерального закона от 03.12.2011 № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса». ГИС ТЭК – государственная информационная система, содержащая информацию о состоянии и прогнозе развития ТЭК. Она предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки информации в целях включения в ГИС ТЭК, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией о состоянии и прогнозе развития ТЭК.
Источник: Посмотреть
- РСПП призывает отказаться от дифференциации тарифа ФСК.
Бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), куда входят главы крупных промышленных компаний, на заседании 9 октября ожидаемо раскритиковало инициативу Минэнерго о дифференциации тарифа ФСК (подконтрольна «Россетям», управляет магистральными электросетями). Сейчас тариф в магистральных сетях намного ниже, чем в распределительных, поэтому крупная промышленность предпочитает подключаться напрямую к ФСК. Но повышение тарифа ФСК может обернуться ростом цен на электроэнергию выше инфляции и увеличением перекрестного субсидирования (когда промышленность компенсирует сниженные тарифы населения), говорится в постановлении бюро РСПП.
В РСПП считают, что обсуждение дифференциации тарифа нужно отложить и предварительно провести «анализ влияния перекрестного субсидирования на все субъекты электроэнергетической отрасли, включая потребителей».
Самое радикальное предложение – «законодательно ограничить области применения перекрестного субсидирования и ввести мораторий на появление новых либо продление действующих видов перекрестного субсидирования до момента завершения программы модернизации ТЭС».
17 октября глава РСПП Александр Шохин направил письмо с соответствующими инициативами вице-премьеру Дмитрию Козаку и целому ряду ведомств (в Минэнерго, Минпромторг, Минэкономики, ФАС, Минюст и Государственно-правовое управление президента РФ). В РСПП отправку письма подтвердили, в Минпромторге уже получили письмо, в Минэнерго, Минэкономики и Минюсте документа еще нет, остальные ведомства не ответили на запрос «Ъ».
Минэнерго внесло проект федерального закона о дифференциации тарифа ФСК в правительство 18 сентября. Вице-премьер Дмитрий Козак поручал предусмотреть рост тарифа для потребителей магистральных сетей на 50% за семь лет. Однако 3 октября, уже после внесения законопроекта, глава департамента Минэнерго Павел Сниккарс заявил, что министерство выступает за рост тарифов за три года. Он не уточнил размер роста, но, по словам источников «Ъ», речь идет о 100%.
В Минэнерго заявляли, что дифференциация тарифа ФСК позволит снизить котловые тарифы распредсетей. Но в РСПП такую логику ведомства называют «перекладыванием затрат между разными субъектами электроэнергетической отрасли» и сомневаются в эффективности такого способа борьбы с перекрестным субсидированием. Ранее предложение Минэнерго также раскритиковали в Минэкономики и ФАС.
Проблема перекрестного субсидирования обострилась настолько, что откладывать ее решение уже нельзя, считают в «Сообществе потребителей энергии». Там поддерживают предложения РСПП: «вместо бесполезного перебрасывания перекрестки из одной платежки в другую следует заняться ее сокращением».
Источник: Посмотреть
- ФАС России: регуляторные соглашения - революция в сфере электроэнергетики.
17 октября в г. Ялта состоялся всероссийский семинар-совещание по тарифному регулированию, в котором принял участие начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.
На семинаре-совещании обсуждались вопросы заключения регуляторных контрактов.
Понятие регуляторных контрактов и возможность их заключения предусматривает Федеральный закон от 02.08.2019 № 300-ФЗ¹, вносящий изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 300-ФЗ).
В соответствии с Законом № 300-ФЗ, регуляторные контракты заключаются между территориальными сетевыми и регулирующими органами и подлежат согласованию с ФАС России. Принятие постановления Правительства РФ, содержащего порядок заключения и существенные условия соглашений, ожидается в первом полугодии 2020 года.
«При этом обязательным условием согласования регуляторного соглашения является наличие инвестиционной программы у сетевой организации, – подчеркнул начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев. – Соглашения без инвестиционной программы ведомство рассматривать не будет, поскольку это взаимосвязанные понятия».
Закон № 300-ФЗ также предусматривает сохранение достигнутой экономии у сетевой организации.
«При этом мы планируем более детальное описание понятия экономии и правил, которые будут определять ее более конкретно», – пояснил спикер.
В сессии «Реализация Федерального закона от 02.08.2019 №300-ФЗ» также принял участие начальник Отдела антимонопольного контроля Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Максим Пальянов.
Он отметил, что Закон № 300-ФЗ вводит запрет на превышение предельных уровней тарифов, утвержденных ФАС России, без согласования с ведомством, в том числе в рамках исполнения инвестиционных программ. Порядок согласования решений утвержден приказом ФСТ России. В настоящий момент ФАС России ведет работу по актуализации этого Порядка.
«Решения с превышением предельных уровней тарифов, принятые до 13 августа 2019 года, согласованию с ФАС России не подлежат, – пояснил Максим Пальянов. – Однако если такое решение было принято после вступления Закона в силу, его необходимо согласовать с антимонопольным органом».
Документ также вводит долгосрочное государственное регулирование тарифов в электроэнергетике.
«Закон определяет четкий вектор тарифной политики в отношении территориальных сетевых организаций – это долгосрочность и параметры, которые должны достигаться территориальными сетевыми организациями в рамках долгосрочного периода регулирования», – сказал спикер.
С 1 января 2023 года тарифы для территориальных сетевых организаций устанавливаются только в форме долгосрочных и со сроком действия не менее чем пять лет.
По мнению ведомства, применение долгосрочного тарифного регулирования должно сдержать рост тарифов, а также повысить открытость принимаемых решений для потребителей.
Отметим, что ФАС России выпустила разъяснения по применению норм закона. Документ опубликован на официальном сайте ведомства.
Справочно: ¹Федеральный закон от 02.08.2019 № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике».
Источник: Посмотреть
- Возможно ли внедрение интеллектуальных систем учета без увеличения тарифа?
На этот вопрос постарались ответить участники дискуссионной площадки, которая состоялась 15 октября 2019 года в ходе Всероссийского семинара-совещания «Тарифное регулирование в 2019 году и задачи органов государственного регулирования в 2020 году».
Заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Сергей Дудкин выступил с докладом «Переход обязанности обеспечивать коммерческий учет электрической энергии (мощности) к гарантирующим поставщикам и сетевым организациям. Интеллектуальные системы учета».
Он рассказал об учете расходов электрической энергии, связанных с обязанностями по установке, эксплуатации и замене интеллектуальных систем учета (счетчиков) при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
Так, расходы, относящиеся к капитальным вложениям, учитываются в соответствии с утвержденной инвестиционной программой организации. Расходы же, не относящиеся к капитальным вложениям, до завершения текущего долгосрочного периода регулирования учитываются в необходимой валовой выручке дополнительно к операционным расходам, а с нового долгосрочного периода регулирования учитываются в составе операционных расходов.
Участники дискуссии также высказали свои предложения и комментарии по распределению затрат, которые несут энергопоставщики, при внедрении интеллектуальных систем учета (ИСУ).
Как отметил Дмитрий Васильев, начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России, важно помнить, что внедрение ИСУ осуществляется в рамках цифровизации всей сферы электроэнергетики. Этот проект требует совместного подхода как участников рынка, так и регуляторов.
«Важно найти баланс между экономическими интересами потребителей и регулируемых организаций, поскольку любая модернизация может потребовать дополнительных затрат», – сказал он.
Отвечая на главный вопрос сессии «Внедрение интеллектуальных систем учета без увеличения тарифа. Правда или вымысел?», Дмитрий Васильев подчеркнул необходимость принятия минимальных требований к учету данных.
«Мы рассчитываем, что программа внедрения интеллектуальных систем учёта не приведёт к росту тарифов ресурсоснабжающих организаций на 2020 год», – заключил он.
Источник: Посмотреть
- При рассмотрении тарифных споров в досудебном порядке ФАС принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
16 октября 2019 в Крыму в рамках Всероссийского семинара-совещания по тарифному регулированию состоялась сессия «Досудебное рассмотрение споров и разногласий».
Начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина выступила с докладом, посвященном практике правоприменения в тарифном регулировании и результатам контрольной деятельности в этой сфере.
Она рассказала о преимуществах досудебного урегулирования тарифных споров и разногласий перед обжалованием тарифных споров в суде.
В досудебном порядке возможно разрешить разногласия в сфере электроэнергетики, споры, связанные с применением платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и с установлением и применением тарифов естественных монополий.
По словам Юлии Юдиной, Комиссия ФАС России, рассматривая разногласия в досудебном порядке, может выйти за предмет требований, указанных в заявлении.
«Если в ходе рассмотрения спора выявлены нарушения законодательства о тарифном регулировании, решение Комиссии принимается с учетом всех выявленных нарушений. Возможность антимонопольного органа выходить за предмет спора подтверждена судами различных инстанций», – уточнила она.
Кроме того, установлены «границы» исполнения решения ФАС, введена возможность продления сроков исполнения решения в случае наличия мотивированного ходатайства.
Стоит отметить, что при вынесении решений Комиссия ФАС России учитывает социально-экономические факторы и последствия этого решения.
«Например, если по результатам рассмотрения спора установлено, что в необходимую валовую выручку (НВВ) регулируемого субъекта необоснованно не включены отдельные расходы, ФАС России, в целях недопущения резкого роста тарифов, может предписать учесть такие расходы, разделив на несколько периодов регулирования. Аналогичный подход применяется и при исключении из НВВ значительных объемов экономически необоснованных расходов», – сообщила Юлия Юдина.
Рассмотрение досудебного спора не завершается вынесением решения.
«Мы контролируем исполнение всех вынесенных решений и, в случае неисполнения, привлекаем субъекта, не исполнившего решение, к административной ответственности», – подчеркнула она.
Стоит отметить, что законопроект об основах государственного регулирования цен/тарифов предусматривает упразднение досудебного разрешения споров и разногласий и введение процедуры рассмотрения нарушений тарифного законодательства по аналогии с делами о нарушении антимонопольного законодательства.
Источник: Посмотреть
- Росстандарт предупредил об отмене документов на поверку счетчиков.
Глава Росстандарта Алексей Абрамов сообщил, что документы на поверку счетчиков заменят записи в специальной электронной базе ведомства. Бумажные свидетельства станут необязательными, их будут выдавать лишь по желанию владельца прибора учета, пишет «Российская газета».
«После того, как специалист сделает поверку прибора учета, он в присутствии владельца должен будет занести ее результаты в наш реестр через портал госуслуг. Эта запись будет выступать единственным подтверждением поверки прибора учета и информировать владельца о дате следующей поверки», – объяснил Абрамов.
По его словам, данная мера поможет бороться с мошенниками, которые манипулируют сроками поверок, а также предоставляют фиктивные свидетельства.
Законопроект об электронной фиксации результатов поверок правительство внесло в Госдуму.
Источник: Посмотреть
- ПАО «МРСК Центра и Приволжья» оштрафовано на 700 тыс. руб. за нарушение правил технологического присоединения.
18 октября 2019 Тульским УФАС в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 тыс. руб.
Как следует из постановления административного органа, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в нарушение п. 42, 43 Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, не направило смежной сетевой организации АО «ТГЭС» в установленные сроки договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по заявкам АО «ТГЭС».
В своих письменных пояснения, предоставленных Тульскому УФАС, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» указывало, что поскольку АО «ТГЭС» обладало свободной мощностью, АО «ТГЭС» не вправе было подавать заявки на технологическое присоединение.
Между тем, как отмечено Тульским УФАС, действующее законодательство не предоставляет смежной сетевой организации, в данном случае – ПАО «МРСК Центра и Приволжья», право оценивать необходимость направления заявки другой смежной сетевой организацией, в данном случае – АО «ТГЭС».
Ответственность за рассматриваемое правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, однако ввиду повторности совершенного правонарушения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ
Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть
- ПАО «МОЭСК» привлечено к административной ответственности по 2 делам о нарушении правил технологического присоединения. Общий размер штрафа составил 1,2 млн. руб.
17 и 18 октября 2019 Московским УФАС в отношении ПАО «МОЭСК» вынесены постановления о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Размер штрафа составил 600 тыс. руб. по каждому делу.
Из постановлений Московского УФАС следует, что сетевой организацией нарушен срок технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (нарушен пп. «б» п. 16Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861), а также совершены действия по навязыванию услуг заявителю по договору технологического присоединения в части навязывания обязательств по подключению нового вводно-распределительного щита к опоре до границы участка заявителя (нарушен п. 19, 25(1) Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).
Ссылка на постановления УФАС: Посмотреть; Посмотреть
- Верховный Суд счел нарушением антимонопольного законодательства неоднократные угрозы гарантирующего поставщика о прекращении оказания услуг по электроснабжению котельной, в результате которого могли пострадать добросовестные потребители услуг горячего водоснабжения (определение ВС РФ от 16.10.2019 № 310-ЭС19-18013).
Гарантирующий поставщик АО «АтомЭнергоСбыт» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Курского УФАС о нарушении гарантирующим поставщиком ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, требования АО «АтомЭнергоСбыт» удовлетворены, решение и предписание Курского УФАС признаны недействительными.
Арбитражный окружной суд решение и постановление судов 1-й и 2-й инстанций отменил, принял новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказал.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, гарантирующий поставщик АО «АтомЭнергоСбыт» ставил вопрос об отмене принятого по делу постановления суда округа, ссылаясь на нарушение им норм материального и процессуального права.
Верховный Суд не согласился с доводами кассационной жалобы АО «АтомЭнергоСбыт» и отказал Обществу в ее удовлетворении (определение ВС РФ от 16.10.2019 № 310-ЭС19-18013).
Как усматривается из судебных актов, по итогам рассмотрения жалобы ООО «Водозабор» Курским УФАС в оспариваемом решении установлен факт нарушения Обществом положений ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении в адрес ООО «ТГК» уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении его котельной, скважин и насоса, результатом которого, по мнению УФАС, могло явиться ущемление интересов ПАО «Квадра», как поставщика тепловой энергии в горячей воде, а также интересов добросовестных потребителей услуг по горячему водоснабжению, предоставляемых ПАО «Квадра» посредством данных объектов.
Несогласие с выводами антимонопольного органа послужило основанием для оспаривания принятых ненормативных актов в судебном порядке.
Удовлетворяя требования гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт», суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях последнего нарушения антимонопольных запретов, указав, что действия заявителя по направлению уведомлений не могли ущемить интересы других лиц, в том числе добросовестных потребителей энергоресурсов, поскольку фактического ограничения подачи электроэнергии на объект ООО «ТГК» не произошло.
Отменяя акты судов нижестоящих инстанций и отказывая в удовлетворении требований, суд округа указал, что суды установили фактические обстоятельства дела, однако неверно применили нормы материального права. Так, суд округа согласился с выводами Курского УФАС относительного того, что неоднократное использование АО «АтомЭнергоСбыт», являющегося гарантирующим поставщиком электрической энергии, такого способа самозащиты как угроза прекращения оказания услуг по электроснабжению в отношении объектов ООО «ТГК», в результате которого могли пострадать иные хозяйствующие субъекты, а также добросовестные потребители услуг горячего водоснабжения, является злоупотреблением правом. С чем согласился Верховный Суд.
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть