Обзор изменений от 16.09.2019 г.

  • Внесены изменения в Основы ценообразования в электроэнергетике (постановление Правительства РФ от 05.09.2019 № 1164).

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1164 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, дополнены новым пунктом, согласно которому не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

Постановление вступит в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • ФНС России даны рекомендации по определению движимого и недвижимого имущества, в том числе в отношении объектов электроэнергетики, в целях администрирования налога на имущество организации (письмо ФНС России от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@).

Письмом ФНС России от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@ «О рекомендациях по определению вида некоторых объектов имущества (движимое/недвижимое) в целях администрирования налога на имущество организации» рекомендовано рассматривать в качестве недвижимого имущества трансформаторную подстанцию.

В письме ФНС ссылается, в том числе на практику Верховного Суда РФ, в частности на определение ВС РФ от  03.09.2018 № 307-КГ18-13146.

В определении Верховного Суда указано, что  трансформаторная подстанция имеет признаки недвижимого имущества, в частности: расположена в конкретном месте, сооружена на монолитном железобетонном фундаменте, соединена подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях), то есть имеет прочную связь с землей, общая стоимость, по которой данный объект основного средства принят к бухгалтерскому учету, сформирована с учетом стоимости разработки проекта, устройства фундамента, монтажных и электротехнических работ.

Кроме этого, в письме ФНС России указаны общие критерии для отнесения объектов имущества к недвижимости, вытекающие из положений п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ:

- наличие прочной связи объекта с землей или технологическое соединение объекта с другими объектами подземными коммуникациями;

- невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению;

- наличие самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится.

Ссылка на письмо ФНС: Посмотреть

Источник: Посмотреть

  • 09.09.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии».

Существующий механизм стимулирования производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на розничных рынках требует доработки и уточнения с учетом накопленного опыта его применения для корректной реализации требований законодательства и обеспечения более эффективной реализации мер стимулирования развития генерации на основе ВИЭ.

В целях совершенствования действующего механизма стимулирования производства электрической энергии на основе использования ВИЭ на розничных рынках предлагается реализации следующих мер:

- уточнение правил проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, в целях включения таких проектов в схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации;

- переход от принципа регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, производимую на квалифицированных генерирующих объектах и продаваемую сетевым организациям в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства таких организаций, к принципу установления предельных максимальных уровней цен (тарифов) на такую электрическую энергию и определения цен на электрическую энергию, производимую на квалифицированных генерирующих объектах и продаваемую сетевым организациям в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства таких организаций, в рамках конкурсных процедур по включению генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, в схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации;

- регламентация порядка отражения генерирующих объектов, отобранных по результатам соответствующих конкурсов и функционирующих на основе использования ВИЭ, в схемах и программах развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации в целях предотвращения недобросовестного использования механизмов стимулирования;

- уточнение правил и процедуры квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ;

- совершенствование порядка заключения договоров купли-продажи электрической энергии с сетевыми организациями в отношении квалифицированных генерирующих объектов, уточнение условий таких договоров, а также упрощение процедуры определения объемов продажи электрической энергии по таким договорам;

- совершенствование правил ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах.

Реализация предложенных мер позволит повысить инвестиционную привлекательность и эффективность механизма стимулирования производства электрической энергии на основе использования ВИЭ на розничных рынках, а также повысить эффективность процедур, сопровождающих такой механизм стимулирования.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/01/09-19/00094734

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 10.09.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля (надзора) при проведении систематического наблюдения и мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а также за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности субъектов электроэнергетики и при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)».

Данный Приказ разрабатывается для целей:

- обеспечения соблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ«Об электроэнергетике», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, правильности использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы);

- обеспечения целевого использования субъектами электроэнергетики инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, с учетом сроков реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционными программами данных субъектов электроэнергетики, утвержденными в установленном порядке;

- обеспечения исполнения приказов, предписаний об устранении нарушений действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов), выданных Федеральной антимонопольной службой.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/08/09-19/00094786

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 11.09.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «Об утверждении форм раскрытия субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах, правил заполнения указанных форм и требований к форматам электронных документов, содержащих информацию об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах».

Проектом приказа предусмотрены формы раскрытия субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике информации об отчетах о реализации инвестиционныхпрограмм и обосновывающих их материалах в соответствии с пп.«е» п. 30 Стандартов раскрытия информациисубъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, правила заполнения указанных форм и требования к форматам электронных документов, содержащих информацию об отчете, включая отчет о реализации инвестиционной программы, сформированный с распределением по перечням инвестиционных проектов, с указанием фактических:

- характеристик объектов инвестиционной деятельности, а также дат ввода (вывода) соответствующих объектов;

- объемов финансирования и освоения капитальных вложений, а также источников финансирования инвестиционных проектов инвестиционной программы;

- объемов ввода объектов основных средств в натуральном и стоимостном выражении по инвестиционным проектам инвестиционной программы.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/07-19/00093150

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 11.09.2019 на стадию повторных публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

В целях повышения эффективности осуществления контроля за инвестиционной деятельностью субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти, Минэнерго России подготовлен рассматриваемый проект постановления Правительства РФ.

Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977,  постановления Правительства РФ от 16.02.2015 № 132 и от 17.02.2017 № 202 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией» в части касающейся:

- совершенствования порядка осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;

- исключения из Правил осуществления контроля № 977 положений, предусматривающих особый порядок осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, сформированных по результатам торговли мощностью, а также инвестиционных программ, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих выдачу мощности генерирующих объектов, определенных по результатам торговли мощностью;

- продления до 01.01.2022 периода, в течение которого информационное взаимодействие Минэнерго России с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями при осуществлении контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и предоставлении государственных услуг по утверждению таких программ осуществляется путем направления (с использованием электронных носителей информации или электронных средств связи) соответствующих уведомлений, документов и сведений в форме электронных документов, в случае если у заинтересованных органов и организаций отсутствует доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия и (или) техническая возможность к осуществлению указанного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и (или) отсутствуют разработанные в установленном порядке технологические карты межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – повторные публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/07-19/00093244

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 12.09.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «Об утверждении Методических указаний по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных) и (или максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».

Проект приказа ФАС России подготовлен в соответствии с пп. «а», «г» п. 25 Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 13.05.2019 № 216.

Проектом приказа предусмотрен переход на долгосрочное (трехлетний период) тарифное регулирование услуг Системного оператора в целях создания стимулирующего механизма эффективного управления ресурсами и повышение прозрачности деятельности регулируемой организации.

Проектом Методических указаний определяются основные положения по расчету:

- цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков электрической энергии;

- предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей.

Расчет указанных цен (тарифов) осуществляется исходя из принципа обязательного раздельного учета доходов и расходов субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по видам деятельности в соответствии с п. 6 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Исходными данными для расчета цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) являются:

- расчетный (плановый) объем необходимой валовой выручки, требуемый для возмещения экономически обоснованных расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, связанных с оказанием соответствующих услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и обеспечения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике необходимой прибылью, а также средствами для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей;

- расчетный объем услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/09-19/00094928

Ссылка на проект: Посмотреть

  • ПАО «Самараэнерго» выдано предупреждение.

09-09-2019

ПАО «Самараэнерго» выдано предупреждение о недопустимости совершаемых действий, которые содержат признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПАО «Самараэнерго» является гарантирующим поставщиком и включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков. Общество занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии на территории региона в установленных границах деятельности ПАО «Самараэнерго».

В целях исполнения требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФот 04.05.2012 № 442, ПАО «Самараэнерго» направило в адрес антимонопольного органа формы договора энергоснабжения со сбытовыми организациями и договора купли-продажи электрической энергии.

По результатам анализа поступивших документов специалистами Самарского УФАС России было выявлено, что формы договора, направленные ПАО «Самараэнерго», не содержат существенных условий, предусмотренных п. 42 Основных положений № 442.

В договорах, направленных ПАО «Самараэнерго», отсутствовал порядок допуска установленного прибора учета в эксплуатацию, а также отсутствовали сведения об имеющихся на день заключения договора приборах учета, местах их расположения, их заводские номера, дата государственной поверки приборов учета и показания на дату и время начала исполнения договора.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц  в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

На основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ПАО «Самараэнерго» было выдано предупреждение о недопустимости совершаемых действий и устранению причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения.

Обществу, в установленный в предупреждении срок, необходимо привести договоры в соответствии с требованиями п. 42 Основных положений № 442.

Источник: Посмотреть

  • ПАО «МРСК Сибири» наказано штрафом за перебои в трансляции теле- и радиосигнала.

11-09-2019

9 сентября 2019 Алтайским республиканским УФАС России по результатам рассмотрения административного дела по заявлению филиала ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» – «Радиотелецентра Республики Алтай» в отношении ПАО «МРСК Сибири», в лице филиала «Горно-Алтайские электрические сети», вынесено постановление о  признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, назначен штраф в размере 100 000 руб.

Нарушение выразилось в превышении допустимых 72 часов отключения электроэнергии в 2019 году на объектах ФГУП «РТРС» в Республике Алтай, без согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору графика ремонта, с числом часов отключений, превышающим 72 часа, что привело к многократным и продолжительным прерываниям трансляции теле- и радиосигнала.

Отключения суммарной длительностью более 80 часов в 2019 году были зафиксированы в следующих населенных пунктах:

- Республика Алтай, Майминский район, с. Барангол (продолжительность 90:00ч.);

- Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Козуль (продолжительность 89:45ч.);

- Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Кайсын (продолжительность 89:45ч.);

- Республика Алтай, Чемальский район, с. Еланда (продолжительность 88:55ч.).

Справочно: ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» – это российская государственная компания, оператор эфирной теле- и радиопередающей сети Российской Федерации.

В соответствии с п. 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861) допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Источник: Посмотреть

  • Верховный Суд решал, кому заплатят жильцы за электричество (определение ВС РФ от 09.09.2019 № 307-ЭС19-7456).

После расторжения договора с управляющей компанией многоквартирного дома поставщик продолжил снабжать жильцов электричеством. Минуя управляющую компанию, плату он требовал непосредственно от собственников. Прокуратура решила, что действия поставщика неправомерные. Суды во мнениях разошлись.

ООО «Микрорайон № 11» являлось управляющей компанией жилого дома в Пскове. В 2008 году организация заключила договор с ОАО «Псковэнергосбыт» на поставку в него электричества. Спустя восемь лет поставщик по своей инициативе соглашение расторгнул.

В 2018 году жильцы пожаловались в местную прокуратуру, что плату за электричество на общедомовые нужды им начисляют не по нормативу, а по показанием прибора учета. При этом платежи приходят от имени «Псковэнергосбыта», указали заявители.

Прокуроры выдали бывшему поставщику представление, которое тот обжаловал в суде. Первая инстанция встала на сторону «Псковэнергосбыта» и признала действия прокуратуры незаконными. Апелляция с таким решением не согласилась и отменила акт нижестоящего суда. Первая кассация, напротив, встала на сторону организации и оставила в силе решение первой инстанции.

Окружной суд исходил из того, что после расторжения договора с управляющей компанией «Псковэнергосбыт» стал непосредственным исполнителем коммунальной услуги – поставки электричества. По этой причине компания имела право от своего имени требовать с жильцов оплату энергии, постановили судьи.

Надзорное ведомство обжаловало решение окружного суда в коллегии ВС по экономическим спорам.

Прокуратура указала, что организация может являться непосредственным исполнителем коммунальной услуги и выставлять счета от своего имени, только если с этим согласились собственники квартир на общем собрании. Такого собрания жильцы спорного дома не проводили, отметили в надзорном ведомстве.

Кроме этого, по мнению прокуратуры, отсутствие договорных отношений между «Микрорайоном № 11» и «Псковэнергосбытом» не наделяет последнего правом взимать платежи непосредственно с жителей дома. «Микрорайон № 11» остался управляющей компанией и после расторжения между организациями договора в 2016 году, подчеркнули заявители.

Верховный Суд, выслушав доводы сторон, согласился с прокуратурой. Коллегия судей под председательством Татьяны Завьяловой отменила решение окружного суда и оставила в силе постановление апелляции.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

  • Верховный Суд признал законным отказ в удовлетворении иска ПАО «ФСК ЕЭС» на 880 млн. руб. (определение ВС РФ от 10.09.2019 № 305-ЭС19-13967).

ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Иркутская электросетевая компания» (ОАО «ИЭСК») о взыскании стоимости услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС за период ноябрь 2016 – июль 2017 в размере 880 643 196,23 руб., а также неустойки.

Решением суда первой инстанции от 02.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.02.2019 и постановлением суда округа от 21.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО  «ФСК ЕЭС» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой указывало на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, ненадлежащее исследование представленных в материалы дела доказательств.

Верховный Суд не нашел оснований для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ, о чем вынес определение от 10.09.2019 № 305-ЭС19-13967, на основании нижеследующего.

Поводом для обращения ПАО «ФСК ЕЭС» с иском в арбитражный суд послужило наличие, по мнению истца, со стороны ОАО «Иркутская электросетевая компания» задолженности за оказанные ПАО «ФСК ЕЭС» услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС за период ноябрь 2016 – июль 2017 в отсутствие заключенного между сторонами договора на оказание услуг по спорным точкам поставки. ПАО «ФСК ЕЭС» при расчете стоимости услуг была применена ставка тарифа на оплату нормативных потерь электрической энергии в ЕНЭС и применен норматив технологических потерь при ее передаче по ЕНЭС, установленный Минэнерго России приказами от 25.12.2015 № 1024 и № 1472 от 30.12.2016, для Красноярского края и Республики Бурятия (то есть, субъектов РФ, с территории которых осуществляется отпуск электрической энергии), поскольку Иркутская область не указана в числе субъектов Российской Федерации, в которых организация по управлению ЕНЭС оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Судами установлено, что между ПАО «ФСК ЕЭС» (Исполнитель) и ОАО «ИЭСК»  (Заказчик) заключен договор по передаче электрической энергии по ЕНЭС, по условиям которого Исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, а Заказчик обязался оплачивать эти услуги.

При этом величина заявленной мощности, в пределах которой ПАО «ФСК ЕЭС»  приняло на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, определена сторонами в размере 6 МВт, а соответствующие точки присоединения указаны в Приложении 1 к Договору.

В соответствии с условиями договора стороны ежегодно согласовывали величину заявленной мощности путем обмена письменными документами. В предыдущие периоды коммерческих взаимоотношений сторон величина заявленной мощности также была согласована сторонами в размере 6 МВт, а стоимость услуг по передаче электрической энергии рассчитывалась исходя из величины заявленной мощности. В период с ноября 2016 по июль 2017 года при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии подлежала применению величина заявленной мощности в размере 6 МВт.

Нормативы потерь в сетях ЕНЭС на 2016 и 2017 года утверждены приказами Минэнерго России от 25.12.2015 № 1024 и № 1472 от 30.12.2016. В указанных приказах Минэнерго Иркутская область не указана в числе субъектов Российской Федерации, в которых организация по управлению ЕНЭС оказывает услуги по передаче электрической энергии, поскольку на её территории отсутствуют сети ЕНЭС, соответственно, на территории Иркутской области отсутствуют потери в сетях ЕНЭС. Норматив потерь в сетях ЕНЭС на 2016, 2017 годы не установлен.

Суды указали, что поскольку ставка на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС, рассчитывается по субъекту Российской Федерации, который отнесен к ценовым либо неценовым зонам оптового рынка электрической энергии и мощности, применение ПАО «ФСК ЕЭС» в период с 01.11.2016 по 30.07.2017 в отношении ОАО «ИЭСК» ставок, утвержденных оператором других субъектов РФ, противоречит пункту 80 Основ ценообразования №1178.

Кроме того, судами установлено, что принятие тарифно-балансовых решений тарифным органом на территории Иркутской области было обусловлено положениями заключенного между сторонами договора, а также приказами Минэнерго России от 25.12.2015 № 1024 и от 30.12.2016 № 1472. Следовательно, тарифы, как и расчеты между всеми участниками розничного рынка электроэнергии в Иркутской области, в частности в спорный период, основывались на той редакции договора, которую ПАО «ФСК ЕЭС» предложил ОАО «ИЭСК» к заключению.

Таким образом, суды пришли к выводу, что ОАО «ИЭСК» в спорный период в полном объеме произведена оплата услуг ФСК по передаче электрической энергии по ЕНЭС в части, составляющей содержание объектов электрического хозяйства, относящихся к ЕНЭС, исходя из величины заявленной мощности в размере 6 МВт.

Верховный Суд с выводами судов нижестоящих инстанций согласился и указал в своем определении, что суды правомерно исходили из того, что деятельность субъектов по передаче электрической энергии (ФСК и территориальных сетевых организаций) является регулируемой, в связи с чем правила их поведения и порядок расчетов за услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям ЕНЭС определяются преимущественно положениями правовых актов, принятых компетентными органами. В данном случае величины заявленной мощности и нормативных потерь отражены в соответствующих решениях Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго России, которым ответчик следовал при расчетах с ФСК. Несоответствие указанных величин фактическим может служить основанием для внесения корректировок в порядке, установленном действующим в этой сфере законодательством (в том числе в последующих периодах регулирования), а при недобросовестности одной из сторон спорных отношений – для применения в отношении нее надлежащих мер реагирования, в том числе на этапе формирования тарифно-балансовых решений.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд признал законным штраф в размере 14 млн. руб., назначенный ОАО «Группа «Илим» за продажу производимой электроэнергии по завышенным тарифам (определение ВС РФ от 11.09.2019 № 307-АД17-18956).

АО «Группа «Илим» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области  о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде 29 728 136,18 руб. штрафа.

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции заявленное АО «Группа «Илим»  требование удовлетворил частично в части снижения размера административного штрафа до 14 864 068,09 руб.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было отменено и оспоренное постановление агентства по тарифам признано незаконным. С такой позицией согласился суд кассационной инстанции.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, административный орган поставил вопрос об отмене постановлений суда апелляционной инстанции и суда округа, в связи с допущенным, по его мнению, нарушением норм материального и процессуального права.

Верховный Суд согласился с доводами кассационной жалобы Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, определением от 11.09.2019 № 307-АД17-18956 отменил постановления суда апелляционной и кассационной инстанций и оставил в силе решение суда первой инстанции, ввиду следующего.

Как установлено судами, административным органом выявлено, что АО «Группа «Илим» в период с 31.03.2016 по 30.06.2016 осуществляло продажу частным субъектам  электрической энергии, производимой его филиалом в г. Коряжме, по тарифам 2,58 руб./кВт*ч и 2,72 руб./кВт*ч, не соответствующим тарифу 1,45 руб./кВт*ч, установленному постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области для ОАО «Группа «Илим» на территории муниципального образования «Город Коряжма».

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении АО «Группа «Илим» оспоренного постановления по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ наказуемо завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).

Как следует из ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом. На основании ч. 3 ст. 23.1 указанного Федерального закона на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В соответствии с Приложением к постановлению Правительства РФ от 29.09.2010 № 770 «Об определении территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности)»¹ территория Архангельской области является территорией неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности).

В силу п. 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов).

В рассматриваемом периоде деятельность ОАО «Группа «Илим» по продаже электрической энергии частным субъектам являлась регулируемой. Вышеуказанным постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области для общества были установлены тарифы, которые не были соблюдены, что повлекло предусмотренную ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ ответственность для общества в виде штрафа в размере более 14 млн. руб.

¹постановлением Правительства РФ от 08.12.2018 № 1496 настоящий документ признан утратившим силу с 10 декабря 2018.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд указал на отсутствие безучетного потребления в случае опосредованного присоединения к сетям многоквартирного дома (до прибора учета дома) потребителя, осуществленного в рамках договора техприсоединения (определение ВС РФ от 13.09.2019 №305-ЭС19-3503).

АО «Мосэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с иском к управляющей компании ООО Научно-производственная фирма «Демотех» о взыскании 975 566,16 руб. задолженности за безучетное потребление электрической энергии.

Решением арбитражного суда первой инстанции в иске отказано. Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.

Не согласившись с постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, Демотех обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой и просило отменить обжалуемые постановления и принять по делу новое решение.

Верховный Суд счел доводы жалобы обоснованными и отменил постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, оставив в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска.

В определении от 13.09.2019 № 305-ЭС19-3503 Верховный Суд указал на правильность установления судом первой инстанции отсутствия безучетного потребления электроэнергии со стороны Демотех.

Как установлено судами, основанием для обращения АО «Мосэнергосбыт» в арбитражный суд послужило выявление в ходе проверки подключения сторонней нагрузки (кабеля) помимо общедомового (коллективного) прибора учета многоквартирного дома, управляющей компанией которого является Демотех.

Между тем судами установлено, что подключение трехфазного кабеля, вменяемое управляющей компании как безучетное потребление, осуществлено с целью энергоснабжения нежилого помещения, арендуемого предпринимателем у учреждения публично-правового образования (города Москвы).

Указанное технологическое присоединение произведено в рамках заключенного между сетевой организацией и предпринимателем договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Между сторонами договора подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, согласно которым подключение помещений предпринимателя произведено опосредованно (через сети многоквартирного дома) с согласия владельца внутридомовой сети и с выделением на нежилое помещение дополнительной мощности на основании разрешения сетевой компании.

Участие управляющей компании Демотех в правоотношениях этих лиц по технологическому присоединению обусловлено только тем, что присоединение отдельного электрического кабеля для помещения предпринимателя осуществлялось опосредованно к сетям многоквартирного дома (до прибора учета дома). При этом не предполагался учет потребления предпринимателем электрической энергии общедомовым прибором учета и какие-либо расчеты с управляющей компанией многоквартирного дома за потребленную арендатором электрическую энергию.

Давая согласие на подключение электрического кабеля для снабжения помещений третьего лица к сети дома, Демотех правомерно исходило из наличия самостоятельных правоотношений между предпринимателем и сетевой компанией, а также между предпринимателем и гарантирующим поставщиком.

При таких обстоятельствах, как указано в определении ВС РФ, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что безучетного потребления Демотех не допустило.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Арбитражный суд Ивановской области подтвердил правомерность постановления Ивановского УФАС России о привлечении к административной ответственности АО «Ивгорэлектросеть».

11.09.2019 Арбитражный суд Ивановской области отказал АО «Ивановская городская электросеть» в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и выданного представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Напомним, 27.05.2019 Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области привлекло к административной ответственности АО «Ивгорэлектросеть», осуществляющее деятельность по передаче электрической энергии на территории г. Иваново, по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ за несоблюдение Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. На Общество наложен штраф в размере 100 тыс. руб.

Сетевая организация отказала индивидуальному предпринимателю в технологическом присоединении здания к своим объектам электросетевого хозяйства, указывая на однократность технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В частности, здание, приобретенное индивидуальным предпринимателем, некогда входило в состав единого предприятия, как очистные сооружения. Указание владельца объектов электросетевого хозяйства промышленной площадки, на котором расположен объект предпринимателя, об его отключении от электроснабжения, было расценено сетевой организацией как наличие технологического присоединения.

Установлено, что до приобретения здания очистных сооружений предпринимателем, владение им осуществлялось иными хозяйствующими субъектами.

Прежний собственник  очистных сооружений пояснил, что как на момент их продажи, так и на момент их приобретения в собственность, очистные сооружения не имели фактического электроснабжения. В здании полностью отсутствовало внутреннее электросетевое хозяйство и энергопринимающие устройства. Каких-либо документов о технологическом присоединении данного здания от предыдущего собственника здания не передавалось и не оформлялось.

Доказательств надлежащего присоединения принадлежащего предпринимателю здания очистных сооружений к сетям сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства владельца объектов электросетевого хозяйства антимонопольным органом не установлено.

При изложенных обстоятельствах Ивановское УФАС России пришло к выводу, что АО «Ивгорэлектросеть» ненадлежащим образом рассмотрело заявку предпринимателя, оснований для не направления договора технологического присоединения у АО «Ивгорэлектросеть» не имелось. С такими выводами административного органа согласился арбитражный суд.

Ссылка на решение суда (резолютивная часть): Посмотреть

  • «Мосэнергосбыт» ущемил права абонента.

15-09-2019

Арбитражный суд г. Москвы признал законным решение и предписание Московского УФАС России в отношении АО «Мосэнергосбыт».

Напомним, что ранее столичное ведомство установило факт злоупотребления доминирующим положением со стороны АО «Мосэнергосбыт»: гарантирующий поставщик выставил компании счет за безучетное потребление, рассчитанный с нарушением порядка определения его объема. На момент выставления счета монополист знал о незаконности расчета и как раз судился с сетевой компанией, которая изначально определила указанный объем и требовала включить его в свой полезный отпуск.

Несмотря на то, что АО «Мосэнергосбыт» выиграло суд у сетевой организации, это не помешало ему продолжать взыскания с абонента по изначально некорректному счету. Гарантирующий поставщик обратился в арбитражный суд для взыскания суммы задолженности по счету с абонента, а также пригрозил ограничить электроснабжение. Таким образом, АО «Мосэнергосбыт» в рамках одних и тех же обстоятельств доказывало разные правовые позиции в суде и тем самым создало правовую неопределенность.

Решение суда о взыскании суммы задолженности с абонента по данному счету послужило основанием для пересмотра решения суда в кассационной инстанции в рамках спора между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией. Такое поведение компании привело к ущемлению интересов абонента, а также к нарушению требований антимонопольного законодательства.

Не согласившись с решением и предписанием, вынесенными по итогам рассмотрения антимонопольного дела, АО «Мосэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд, который, в свою очередь полностью поддержал позицию Московского УФАС.

Источник: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!