- Поставка коммунальных ресурсов в нежилые помещения в многоквартирном доме осуществляется по «прямым» договорам с ресурсоснабжающими организациями (письмо Минстроя России от 20.07.2019 № 27087-ОГ/04).
Письмом Минстроя России от 20.07.2019 № 27087-ОГ/04 «О порядке поставки холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме» сообщается, что в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, поставка, в том числе тепловой и электрической энергии в нежилые помещения в многоквартирном доме осуществляется на основании договоров, заключенных непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, а собственникам указанных помещений, в свою очередь, - уведомления о необходимости заключения «прямых» договоров ресурсоснабжения.
При незаключении указанных договоров объем коммунальных услуг, потребленных в нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами.
Кроме того, сообщается, что при прямых договорах счета за потребление коммунальных услуг предъявляет непосредственно ресурсоснабжающая организация.
Ссылка на документ: Посмотреть
- 24.10.2019 ФАС России разместила на федеральном портале проектов НПА приказ «Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год».
В Проекте приказа ФАС России предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации определены на основании данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках заявления об установлении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2020 год, без учета в составе необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций расходов на инвестиции, c учетом анализа использования инвестиционных средств и с учетом средств, подлежащих дополнительному учету и (или) исключению в соответствии с требованиями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178).
Предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации определены на основании данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках заявления об установлении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2020 год без учета в составе необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций расходов на инвестиции.
Расчетная величина перекрестного субсидирования при расчете предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии учтена в размере, не превышающем предельную величину перекрестного субсидирования согласно приложению № 6 Основ ценообразования № 1178.
С учетом предлагаемых предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации, и планируемых к утверждению на заседании Правления ФАС России тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемых населению и приравненным к нему категориям потребителей, в среднем по России прирост максимального уровня тарифа на услуги по передаче составит не более 3 %.
Разработчик – ФАС России
Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта
ID проекта: 01/02/10-19/00096327
Ссылка на проект: Посмотреть
- 25.10.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «Об определении численных характеристик факторов, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием этого оборудования или с долей приобретаемой или потребляемой электрической энергии и (или) мощности в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов, и порядка их применения».
Проект приказа устанавливает численные характеристики факторов, на основании которых федеральный антимонопольный орган определяет доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на оптовом рынке электроэнергии (мощности) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием этого оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 %.
Проектом приказа предусмотрено, что хозяйствующий субъект (группа лиц) занимает доминирующее положение в границах зоны свободного перетока в случае наличия одного из следующих факторов:
- частота возникновения рыночной силы у такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) составляет не менее 10 процентов;
- доля объема предложения электрической энергии и (или) мощности генерирующего оборудования хозяйствующего субъекта (группы лиц), влияющая на формирование цены на оптовом рынке, в объеме предложения электрической энергии и (или) мощности в соответствующей зоне свободного перетока, превышает 1 % в анализируемом периоде;
- доля объема приобретения (потребления) электрической энергии и (или) мощности, потребляемой хозяйствующим субъектом (группой лиц), влияющего на формирование цены на оптовом рынке в соответствующей зоне свободного перетока, превышает 1 % в анализируемом периоде.
Разработчик – ФАС России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 01/02/10-19/00096421
Ссылка на проект: Посмотреть
- Энергоцены прирастают Сибирью. Электроэнергия для промышленности там резко подорожает.
21-10-2019
Регулятор энергорынков «Совет рынка» подготовил прогноз роста энергоцен для промышленных предприятий на 2020 год. «Совет рынка» оценивает стоимость двух товаров — электроэнергии (реально выработанных киловатт-часов) и мощности (плата за готовность генерирующих компаний поставить энергию в сеть). Сюда не включены тарифы на услуги по передаче энергии и сбытовая маржа.
В первой ценовой зоне (европейская часть России и Урал) электроэнергия в среднем подорожает на 1,6% (до 1,3 тыс. руб. за 1 МВт*ч), мощность — на 9,3% (до 859,2 тыс. руб. за 1 МВт).
Во второй ценовой зоне (Сибирь) стоимость электроэнергии повысится на 3,3% (до 929 руб. за 1 МВт*ч), а мощности — сразу на 11,6% (до 683 тыс. руб. за 1 МВт).
Согласно годовым отчетам «Совета рынка», для Сибири это самый большой рост цен на энергию и мощность с 2017 года. Прогноз Минэкономики по инфляции на 2020 год — 3%.
На стоимость электроэнергии (определяется на торгах на рынке на сутки вперед) влияет цена топлива для ТЭС. Так, в европейской части и на Урале преобладают электростанции на газе, а стоимость этого топлива в 2020 году вырастет на 2,2%, сообщил «Ъ» представитель «Совета рынка». Уголь подорожает на 3,8%, что отразится на стоимости электроэнергии в Сибири, где много угольных станций.
Наибольший вклад в рост цен традиционно даст стоимость мощности, которая в основном состоит из нерыночных надбавок: прежде всего это платежи за строительство ТЭС в 2011–2017 годах по договорам на поставку мощности (ДПМ), а также новых АЭС, ГЭС, зеленой генерации, электростанций в Крыму и Калининграде. В «Совете рынка» пояснили, что ключевым фактором роста цен в европейской части страны и на Урале станет ввод новых мощностей Нововоронежской АЭС («Росэнергоатом») и Зарамагской ГЭС («РусГидро»), а также запуск объектов зеленой генерации. А в Сибири нагрузка на потребителей вырастет из-за ввода отремонтированного блока Березовской ГРЭС (принадлежит «Юнипро», блок на 800 МВт был построен по ДПМ, но сгорел в 2016 году), уточнили в «Совете рынка». В Минэнерго отказались от комментариев. Минэкономики и генкомпании («Юнипро», Сибирская генерирующая компания, «РусГидро» и «Евросибэнерго») не ответили на запросы «Ъ».
В «Сообществе потребителей энергии» считают, что «Совет рынка» заложил в свой прогноз на 2020 год оптимистичные объемы потребления, поэтому цена мощности, а с ней и цена электроэнергии в целом могут оказаться выше расчетов регулятора.
«Очевидно, что с задачей сдерживания роста оптовых цен на электроэнергию на уровне инфляции регуляторы не справляются и при этом продолжают грузить экономику инициативами о дифференциации тарифа ФСК и оплате сетевого резерва, кратным ростом сбытовых надбавок и перекрестным субсидированием»,— говорит представитель ассоциации.
Рост цен на электроэнергию и мощность в России предсказуем, считает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала», и промышленность могла к этому подготовиться. Березовская ГРЭС, по его оценкам, будет получать около 11 млрд. руб. дополнительных платежей по ДПМ с рынка, эта нагрузка должна была лечь на потребителей еще в 2016 году, но из-за аварии перенеслась на 2020 год. При этом энергоцены в 2020 году обгонят инфляцию, замечает аналитик, прогнозируя рост конечных цен на электроэнергию (включая стоимость ее передачи и сбытовую маржу) в целом по стране на 4,3%.
Источник: Посмотреть
- Минэкономразвития предложило перенести на год обязательную установку «умных» счетчиков.
22-10-2019
Минэкономразвития России предлагает перенести обязательную установку интеллектуальных приборов учета электроэнергии с 1 июля 2020 года на год. Об этом сообщил заместитель директора департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Андрей Габов на круглом столе в Совете Федерации по вопросам цифровизации электроэнергетики.
«Предлагаем еще раз критично посмотреть на предложенные подходы формирования гарантирующих поставщиков эталонным методом, пересмотреть методику, пересмотреть те статьи, затраты, которые являются основными факторами огромного роста, и дополнительно перенести на один год требование по вводу интеллектуальных систем учета для гарантирующих поставщиков и для территориальных сетевых организаций. Если ничего не делать сейчас, это приведет либо к росту перекрестного субсидирования, либо к росту выпадающих (доходов) сетевых организаций», - сказал Габов.
Установка «умных» счетчиков обойдется гарантирующим поставщикам в 509 млрд. руб., сетевым компаниям - в 599 млрд. руб., отметил он.
При полном переходе на эталоны в 2020 году и включении амортизации приборов учета, реализация программы приведет к росту выпадающих доходов сетевых организаций на 16,5 млрд. руб. К концу реализации мероприятий в 2035 году выпадающие доходы достигнут 51,9 млрд. руб. В случае фиксации сбытовой надбавки на уровне 2019 года и финансирования расходов на интеллектуальный учет за счет амортизации и инвестиционных программ выпадающие доходы составят от 15 до 16 млрд. руб. ежегодно в 2020-2035 годах, следует из презентации Габова.
«Еще одним выходом может быть сокращение стоимости приборов учета. Сейчас все эффекты у нас посчитаны исходя из стоимости приборов учета 6,5 тыс. руб. для МКД (многоквартирные дома), 9,5 тыс. руб. - для других потребителей. Если мы сократим стоимость приборов учета в 2 раза, то выпадающих доходов сетевых компаний можно избежать», - считает Габов.
Источник: Посмотреть
- Россия поднялась на 7 место в рейтинге Doing Business Всемирного банка по показателю «Подключение к системе электроснабжения».
24-10-2019
Россия впервые в истории заняла 7 место в рейтинге Doing Business Всемирного банка по показателю «Подключение к системе электроснабжения».
Таких высоких результатов удалось добиться благодаря масштабным реформам в области технологического присоединения потребителей и совместным усилиям Министерства энергетики РФ, Правительства Москвы, Правительства Санкт-Петербурга и ПАО «Россети».
По показателю «подключение к электрическим сетям» в рейтинге «Ведение бизнеса – 2020» Россия получила 97,5 балла из 100 возможных.
В ежегодном отчете эксперты Всемирного банка подтвердили успешность и эффективность всех заявленных российскими энергетиками реформ, направленных на упрощение процесса подключения к электрической сети, были отмечены сокращение сроков строительства и проектирования, выдачи договоров технологического присоединения, а также глубокая стадия цифровизации процесса подключения к сети.
С 2012 года количество процедур, необходимых для подключения к электросетям в столичных регионах, сократилось с 5 до 2, а срок подключения - с 281 до 41 дня. Стоимость технологического присоединения снизилась до 5 % дохода на душу населения в 2019 году.
В дополнение к оценке эффективности процесса подключения в рейтинге учитываются показатели надежности электроснабжения (ПSAIDI, ПSAIFI), прозрачности тарифов и цен на электроэнергию. В рейтинге «Ведение бизнеса – 2020» по показателям «индекс надежности электроснабжения» и «прозрачность тарифов» Российская Федерация в очередной раз подтвердила максимальную оценку - 8 из 8 баллов.
В общем зачете рейтинга Doing Business Всемирного банка Россия поднялась на 28 место из 190 стран – это на три строчки выше, чем было в прошлом году.
Справочно: ежегодное исследование Всемирного банка Doing Business оценивает комфортность ведения предпринимательской деятельности на основе десяти показателей, таких как простота регистрации предприятий, получения разрешений на строительство и подключения к электросетям, получение кредитов, защита прав миноритарных инвесторов и т.д. Согласно методологии, всем компонентам присвоены равные веса.
Источник: Посмотреть
- Для решения проблемы перекрестного субсидирования необходимо создать системную «дорожную карту».
25-10-2019
Об этом начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев заявил в ходе заседании круглого стола «Актуальные вопросы цифровизации электроэнергетики Российской Федерации».
В своем выступлении он затронул актуальные проблемы тарифного регулирования в электросетевом комплексе, а также особенности введения долгосрочного и сбалансированного тарифного регулирования.
Особый акцент был сделан на проблему перекрестного субсидирования, решение которой поспособствует стабильному развитию отрасли и экономики в целом, а также внедрению современных цифровых решений, повышающих эффективность функционирования энергосистемы.
«В преддверии общей цифровизации необходимо создать системную «дорожную карту» по решению проблемы перекрестного субсидирования, включающую в себя конкретные задачи, сроки, целевые и промежуточные этапы как для каждого региона, так и для страны в целом», – сказал Дмитрий Васильев.
Мероприятие организовано Комитетом Совета Федерации ФС РФ по экономической политике.
Участники круглого стола также обсудили готовность отрасли к оптимизации внутренних и внешних технико-экономических процессов управления, повышение конкурентоспособности отрасли.
Источник: Посмотреть
- Суд подтвердил штраф в 600 тыс. руб. для МРСК Центра и Приволжья.
23-10-2019
ПАО «МРСК Центра и Приволжья» заплатит штраф в 600 тыс. руб. Первый арбитражный апелляционный суд признал законным постановление Нижегородского УФАС, сообщили в пресс-службе антимонопольного ведомства.
В ресурсную компанию обратилось ООО «Гранит» с заявкой на техприсоединение к электросетям многоквартирного дома в районе улицы Родионова. ПАО направило проект договора, где был указан завышенный тариф на техприсоединение. Компания, таким образом, нарушила требование утвержденных приказом ФАС России правил.
Сетевая организация попыталась оспорить штраф в арбитраже, однако постановление антимонопольного ведомства признали законным. Подтвердил правоту антимонопольщиков и Первый арбитражный апелляционный суд.
Источник: Посмотреть
- Верховный Суд оставил в силе штраф в размере 650 тыс. руб. для АО «Прионежская сетевая компания» (определение ВС РФ от 25.10.2019 № 307-ЭС19-18474).
АО «Прионежская сетевая компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Карельскому УФАС о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно постановлению Карельского УФАС, АО «ПСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 650 тыс. руб. Нарушение ст. 9.21 КоАП РФ выразилось в несоблюдении АО «ПСК» сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (нарушен п. 16 Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, далее – Правила № 861).
Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО «ПСК» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
Определением от 25.10.2019 № 307-ЭС19-18474 Верховный Суд отказал заявителю в удовлетворении кассационной жалобы, согласившись с выводами судов нижестоящих инстанций.
Как следует из судебных актов, по мнению АО «ПСК», основанием для признания незаконным постановления Карельского УФАС, является неправильное применение административным органом норм материального права, регулирующих порядок установления, исполнения условий договора о сроке технологического присоединения к электрическим сетям. По мнению сетевой организации, УФАС не учтено, что заявителем по договору о технологическом присоединении со своей стороны нарушен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению (пп. «б», «в» п. 16, п. 16.3 Правил № 861). АО «ПСК» указало, что заявитель допустил злоупотребление своим правом, тем самым лишив сетевую организацию возможности осуществить технологическое присоединение в установленный срок.
Отказывая в удовлетворении заявленного АО «ПСК» требования, суды исходили из следующего.
Предусмотренный договором технологического присоединения срок на исполнение обязательств по фактическому подключению применяется в любом случае с соблюдением общего срока для исполнения обязательств по технологическому присоединению.
Неисполнение обязательств одной из сторон договора технологического присоединения не влечет для другой право не исполнять свои обязательства.
Сетевая организация независимо от бездействия собственника энергопринимающих устройств, при заключенном договоре (пп. «а» и «б» п.7 Правил № 861), должна выполнить мероприятия, указанные в пп. «в» - «г» п. 7 Правил № 861 в сроки, установленные для осуществления технологического присоединения.
Как указано судами, нормы действующего законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям не ставят возможность выполнения мероприятий сетевой организацией (за исключением осмотра энергопринимающего устройства и его фактического присоединения к электрической сети) в зависимость от выполнения мероприятий заявителем.
Мероприятия, опосредующие возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые должны выполнить стороны по договору, функционально и технологически не связаны друг с другом и выполняются заявителем в пределах своего участка, а сетевой организацией - до его границ.
С учетом установленных обстоятельств, суды подтвердили законность установления Карельским УФАС факта нарушения АО «ПСК» Правил № 861, что в свою очередь свидетельствует о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ. Ввиду наличия повторности правонарушения,настоящему правонарушению дана надлежащая квалификация по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 650 тыс. руб.
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть
- Верховный Суд признал, что требование сетевой организации по установке прибора учета электроэнергии на границе участка заявителя правомерны (определение ВС РФ от 25.10.2019 № 302-ЭС19-18222).
ПАО «МРСК Сибири» обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФАС по Республике Бурятия о признании незаконным постановления, в соответствии с которым ПАО «МРСК Сибири» признано виновным в нарушении Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861) и совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, (назначено наказание в виде штрафа в размере 601 тыс. руб.). В своем постановлении Бурятское УФАС указало, что сетевая организация не вправе требовать переноса прибора учета электрической энергии на фасад гаража, опору, забор, так как установка его в помещении гаража не противоречит Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442).
Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, заявленные требования ПАО «МРСК Сибири» удовлетворены, и постановление административного органа признано незаконным.
Арбитражный окружной суд оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФАС по Республике Бурятия обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе обществу в удовлетворении заявления.
Верховный Суд согласился с позицией судов нижестоящих инстанций и отказал административному органу в удовлетворении кассационной жалобы, о чем вынес определение от 25.10.2019 № 302-ЭС19-18222.
Как указано Верховным Судом, суды пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. При этом суды на основании Правил № 861 и Основных положений № 442 указали, что по общему правилу, прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, и только в случае отсутствия технической возможности его установки на границе раздела балансовой принадлежности, такой прибор учета может быть установлен в ином месте. При этом при выборе места установки прибора учета надлежит принимать во внимание возможность установки прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности. Нормативные требования не предоставляют потребителю право определять место установки прибора по своему усмотрению и желанию без учета технической возможности установки такого прибора в месте, максимально приближенном к границе раздела балансовой принадлежности сторон.
Судами установлено, что гараж, в котором заказчик по договору технологического присоединения установил прибор учета, не является объектом электросетевого хозяйства, наиболее приближенным к границе раздела балансовой принадлежности сторон в границах земельного участка заказчика; ближайшими объектами по отношению к границе земельного участка, принадлежащего заказчику, являются опора и забор вокруг дома. При этом суды указали, что антимонопольным органом не исследовался вопрос о том, где проходит граница балансовой принадлежности сторон.
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть