ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ОТ 11.11.2019 Г.

Верховный Суд поддержал позицию судов нижестоящих инстанций о том, что при опосредованном присоединении энергопринимающих устройств потребителя к сетям через электроустановки другого потребителя в расчетах за электроэнергию должен приниматься уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (определение ВС РФ от 06.11.2019 № 302-ЭС19-20703).

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением к Красноярскому УФАС о признании незаконным его решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» и гарантирующего поставщика ПАО «Красноярскэнергосбыт».

Судебными актами судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленного требования ИП отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИП обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой указывал на нарушение названными судебными актами его прав и законных интересов в результате неправильного применения судами норм права при рассмотрении настоящего дела.

Верховный Суд не согласился с доводами кассационной жалобы и отказал заявителю в ее удовлетворении (определение ВС РФ от 06.11.2019 № 302-ЭС19-20703) на основании нижеследующего.

Как усматривается из судебных актов, оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявления предпринимателя о признании нарушающими  антимонопольное законодательство действий ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири», выразившихся в необоснованном отказе от внесения изменений в договор энергоснабжения в части изменения тарифного уровня напряжения в отношении принадлежащего предпринимателю объекта.

Решением Красноярского УФАС в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства было отказано в порядке ст. 33, 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый акт антимонопольного органа является законным.

Судебные инстанции исходили из отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири».

При этом суды, исходя из фактически установленного присоединения объектов предпринимателя (опосредованное присоединение к сетям через электроустановки другого потребителя), пришли выводу о том, что порядок определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей урегулирован абз. 5 п. 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в связи с чем должен приниматься уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Таким образом, исходя из уровня напряжения, на котором фактически осуществлено подключение установки индивидуального предпринимателя к сетям сетевой организации (0,4 кВ), для электроустановки предпринимателя уровень напряжения верно определён как уровень НН.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Верховный Суд согласился с позицией окружного суда о том, что при безучетном потреблении электроэнергии период, предоставляющий возможность определять объем денежных обязательств с использованием ранее зафиксированных показаний данного прибора учета (1-ый и 2-ой расчетные периоды (мораторный период)), исчисляется не с момента составления акта о признании измерительного комплекса непригодным к учету, а с наступлением события, которое позволило признать измерительный комплекс непригодным (определение ВС РФ от 05.11.2019 № 303-ЭС19-18770).

ООО «Копеечка» (потребитель) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к гарантирующему поставщику ПАО «ДЭК» о взыскании 74 513,97 руб. неосновательного обогащения.

Иск обоснован неправильным определением объема потребления электрической энергии ПАО «ДЭК» в счете на оплату в результате выявленного безучетного потребления электроэнергии со стороны ООО «Копеечка».

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.

Постановлением арбитражного суда округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с постановлением суда округа, ООО «Копеечка» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которойпросило отменить постановление суда округа, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, на нарушение либо неправильное применение норм материального и процессуального права.

Определением от 05.11.2019 № 303-ЭС19-18770 Верховный Суд РФ отказал ООО «Копеечка» в удовлетворении кассационной жалобы на основании следующего.

Как установлено судами, между ПАО «ДЭК» (гарантирующий поставщик) и ООО «Копеечка» (потребитель) заключен договор энергоснабжения.

По результатам проведённой ПАО «ДЭК» проверки установлено, что прибор учёта электроэнергии ООО «Копеечка» является непригодным для коммерческих расчётов, в связи с истечением срока поверки измерительных трансформаторов тока, о чем составлен акт от 13.07.2017, которым одновременно предписано устранить выявленные нарушения.

Допуск в эксплуатацию прибора учета (измерительного комплекса) после замены трансформаторов тока произведен 30.08.2017.

ПАО «ДЭК» выставило истцу на оплату счет на 445 819,05 руб. ООО «Копеечка» произвело оплату 425 470,74 руб.  Полагая, что ПАО «ДЭК» допустило ошибку при определении ближайшего расчетного периода по электроэнергии, поставленной в августе 2017 года, взяв неверный период (июль 2017 года вместо июня 2017 года), ООО «Копеечка» обратилось с письмом в ПАО «ДЭК» с просьбой пересчитать количество потребленной электрической энергии за август 2017 года.

Поскольку ПАО «ДЭК» отказалось удовлетворить требование ООО «Копеечка» о перерасчете, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 74 513,97 руб. переплаты за август 2017 года.

Удовлетворяя иск ООО «Копеечка», суды двух инстанций пришли к выводу, что при расчете платы за август 2017 года ПАО «ДЭК» должно было исходить из энергопотребления ООО «Копеечка» в июне 2017 года, как ближайшего месяца, за который показания прибора учета предоставлены за весь расчетный (месячный) период. Установив, что расчет компании противоречит Основным положениямфункционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), и привел к завышению платы для общества на спорную сумму, суды удовлетворили требование общества о взыскании неосновательного обогащения.

Суд округа, отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, указал, что выводы судов противоречат абз. 12 п. 166 Основных положений № 442, предписывающему для 3-го и последующих расчетных периодов определять объем потребления электрической энергии расчетным способом в соответствии с пп. «а» или «б» приложения № 3 к Основным положениям № 442, в соответствии с которыми расчетный способ предполагает определение объема потребления как произведение максимальной мощности энергопринимающих устройств на режим их работы, но не предусматривает использование показаний прибора учета электроэнергии. Суд посчитал, что период, предоставляющий возможность определять объем обязательств с использованием ранее зафиксированных показаний данного прибора учета (1-ый и 2-ой расчетные периоды (мораторный период)), исчисляется не с момента составления акта о признании измерительного комплекса непригодным к учету, а с наступлением события, которое позволило признать измерительный комплекс непригодным.  Принимая во внимание, что акт от 13.07.2017 составлен ввиду истечения срока поверки трансформаторов тока в 1 квартале 2017 года, суд округа указал, что мораторный период расчета платы (два последующих расчетных периода) мог быть применен только за апрель и май 2017 года.

С такими выводами окружного суда согласился Верховный Суд РФ.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

Александр Новак выступил с докладом в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе РФ.

06-11-2019

Министр энергетики РФ Александр Новак выступил с докладом на тему: «Развитие электроэнергетики страны: основные достижения, проблемы и пути их решения» на «правительственном часе» в Государственной Думе ФС РФ.

Александр Новак отметил, что электроэнергетический комплекс России является одним из крупнейших в мире, включает более тысячи электрических станций и более 2,6 млн. км линий электропередач.

«Потребление и выработка электроэнергии в стране поступательно увеличивается. За последние 7 лет рост составил 6%. По итогам этого года выработка электроэнергии ожидается на уровне 1 102 млрд. кВт*ч, электропотребление - 1 081 млрд. кВт*ч.   Установленная мощность электрических станций по итогам года составит порядка 253,6 ГВт – прирост за 7 лет 30 ГВт», - сказал Министр.

По словам Александра Новака, сформированное в сфере электроэнергетики современное законодательство позволило реализовать масштабную программу привлечения инвестиций в генерацию, включая программу поддержки развития ВИЭ, в отрасль привлечено суммарно более 6 трлн. рублей инвестиций.

«С 2011 года в эксплуатацию введено 45 ГВт новых электрических станций. Введенные мощности в электроэнергетике позволили существенно обновить основные фонды на 15% и увеличить резервы мощности в единой энергосистеме. Несмотря на рост электропотребления, отрасль стабильно обеспечивает потребности экономики и социальной сферы страны в электрической и тепловой энергии», - добавил Министр.

Александр Новак обратил внимание на тот факт, что количество регионов с высокими рисками перерывов энергоснабжения сократилось за 7 лет - с 9 до 3, а в планах выйти на отсутствие такого показателя.

Особое внимание в докладе Александр Новак уделил повышению надежности и качества энергоснабжения. Потери в электрических сетях за 7 лет снижены на 8,7% до ожидаемых 10,4% в 2019 году. Целевое значение до 2035 года – 7,3%. Время восстановления энергоснабжения бытовых потребителей вследствие возникновения технологических нарушений сократилось на 45% до 2,5 часов. Целевое значение к 2035 году - сократить время до 30 минут.

Александр Новак также рассказал про программу обновления основных фондов и увеличения эффективности работы генерирующего оборудования, которая позволит модернизировать 41 ГВт генерирующих мощностей тепловых электрических станций до 2035 года и, повысив надежности основных фондов на 16%, и привлечь инвестиции в объёме до 2 трлн. рублей.

«Благодаря целенаправленной политике стимулирования локализации оборудования ВИЭ, объемы производства соответствующих компонентов возросли к настоящему времени до 900 МВт в год со 140 МВт в год в 2012 году. При этом со стороны Минпромторга России нами получены оценки о возможности обеспечения роста промышленного потенциала в объеме до 1,4 ГВт производимого оборудования в год, что обеспечит занятость не менее 12 000 человек», - добавил Министр.

Александр Новак констатировал повышение платежной дисциплины за счет изменения законодательства. В результате собираемость платежей выросла до 99%. Приоритеты развития электросетевого комплекса России определены Стратегией развития электросетевого комплекса. Важной задачей является создание условий для справедливого распределения перекрестного субсидирования населения. 

«Для решения указанной проблемы и устранения сложившейся практики необоснованного диспаритета цен  и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также в целях снижения негативных экономических последствий от наличия перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе Минэнерго предлагает равномерно распределить перекрестное субсидирование на все категории потребителей», - сказал Министр.

Важной задачей, по мнению Министра энергетики, остается повышение эффективного использования резервов сетевой мощности.

«За 7 лет прирост мощности по заключенным договорам техприсоединения составил 121,8 ГВт, а прирост фактической потребляемой мощности за счет нового ТП составил всего 8 ГВт, что составляет 6,5%. В качестве решения указанной проблемы Минэнерго разработало проект постановления Правительства, обеспечивающее плавный переход на новую систему тарифного регулирования», - подчеркнул Министр.

Александр Новак рассказал также о необходимости внедрения долгосрочных и неизменных тарифов.

«В этом году принят Федеральный закон, предусматривающий с 1 января 2023 года переход к установлению цен и тарифов на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных цен на такие услуги со сроком действия не менее 5 лет и возможности заключения сетевыми организациями и субъектами Российской Федерации регуляторных соглашений. Федеральные органы исполнительной власти ведут разработку подзаконных актов, которых мы очень ждем», - отметил Министр.

В заключение своего доклада Александр Новак рассказал о планах по консолидации сетей.

«В рамках введения критериев отнесения к территориальным сетевых организациям к настоящему моменту удалось снизить количество сетей на 47 % с 3 146 ед. в 2015 году до 1 655 ед. в 2018 году. Стратегией развития электросетевого комплекса России предусматривается снижение к 2030 году количество сетевых организаций до 800 штук», - сказал Министр.

Источник: Посмотреть

Опубликован новый обзор практики применения норм антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроснабжения.

Ведомством при участии Ассоциации антимонопольных экспертов подготовлен новый обзор практики применения норм антимонопольного законодательства коллегиальными органами службы за период с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года, который был утвержден на заседании Президиума ФАС России (далее – Обзор).

В Обзоре приводится 2 основных вывода Апелляционной коллегии ФАС России по вопросам электроснабжения:

- уклонение гарантирующего поставщика от согласования установки и принятия установленных потребителем приборов учета электрической энергии в качестве расчетных с сетевой организацией может быть признано навязыванием потребителю невыгодных условий договора энергоснабжения (п. 4 Обзора);

- нарушение гарантирующим поставщиком порядка расчета стоимости безучетного потребления электрической энергии может быть признано злоупотреблением доминирующим положением. При установлении такого нарушения антимонопольный орган вправе выдать предписание о его прекращении путем корректировки выставленных счетов (п. 6 Обзора).

Ссылка на Обзор: Скачать

Источник: Посмотреть

Опубликован новый обзор практики применения норм антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроснабжения.

Ведомством при участии Ассоциации антимонопольных экспертов подготовлен новый обзор практики применения норм антимонопольного законодательства коллегиальными органами службы за период с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года, который был утвержден на заседании Президиума ФАС России (далее – Обзор).

В Обзоре приводится 2 основных вывода Апелляционной коллегии ФАС России по вопросам электроснабжения:

- уклонение гарантирующего поставщика от согласования установки и принятия установленных потребителем приборов учета электрической энергии в качестве расчетных с сетевой организацией может быть признано навязыванием потребителю невыгодных условий договора энергоснабжения (п. 4 Обзора);

- нарушение гарантирующим поставщиком порядка расчета стоимости безучетного потребления электрической энергии может быть признано злоупотреблением доминирующим положением. При установлении такого нарушения антимонопольный орган вправе выдать предписание о его прекращении путем корректировки выставленных счетов (п. 6 Обзора).

Ссылка на Обзор: Скачать

Источник: Посмотреть

Изменены сроки проведения конкурентных отборов мощности (постановление Правительства РФ от 07.11.2019 № 1411).

Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 № 1411 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности»изменены сроки проведения конкурентных отборов мощностис началом поставки с 1 января 2025, в частности:

-перенесен срок проведения КОМ до 15 февраля 2020 года;

- корректно определены сроки проведения отбора проектов модернизации на 2025 год – до 1 сентября 2019 года;

- предусмотрено, что отбор проектов модернизации в период с 2020 по 2025 год включительно будет проводиться ежегодно до 1 апреля, и с началом поставки мощности по его итогам в году, наступающем через 5 календарных лет после года проведения отбора проектов модернизации.

Ссылка на документ: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!