Обзор изменений от 08.04.2019 г.

  • 03.04.2019 вступило в силу постановление Правительства РФ о реализации проекта по созданию и развитию организаций – агрегаторов спроса и предложения (постановление Правительства РФ от 20.03.2019 № 287).

В целях определения правового статуса функционирования агрегаторов в электроэнергетике постановлением Правительства РФ от 20.03.2019 № 287 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности» внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 20.03.2019 № 287 в частности:

- уточняется содержание услуг по обеспечению системной надежности в электроэнергетике;

- уточняются требования к содержанию извещения о проведении отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности;

- устанавливается периодичность (не реже 1 раза в 6 месяцев) проведения конкурентного отбора для оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию;

- вводятся понятия «агрегатора управления спросом на электрическую энергию» и «потребителя, участвующего в групповом управлении изменением нагрузки»;

- вводится требование о публикации системным оператором не позднее 3-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным, информации об исполнении (неисполнении) агрегаторами управления спросом на электрическую энергию обязательств по договорам оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию в отчетном периоде;

- уточняются условия осуществления ценозависимого снижения объема покупки электрической энергии покупателей с ценозависимым потреблением и снижения потребления электрической энергии потребителями, участвующими в групповом управлении изменением нагрузки в ценовой зоне оптового рынка, объема покупки электрической энергии покупателей с ценозависимым потреблением и снижения потребления электрической энергии потребителями, участвующими в групповом управлении изменением нагрузки в ценовой зоне оптового рынка.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Утверждена обновленная госпрограмма по развитию энергетики до конца 2024 года (постановление Правительства РФ от 28.03.2019 № 335).

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2019 № 335 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321» утверждена обновленная госпрограмма по развитию энергетики до конца 2024 года.

В частности, в качестве цели подпрограммы «Развитие и модернизация электроэнергетики» государственной программы РФ «Развитие энергетики» названо надежное и максимально эффективное удовлетворение спроса на электрическую энергию и мощность с учетом прогнозируемых потребностей социально-экономического развития Российской Федерации.

Задачами подпрограммы «Развитие и модернизация электроэнергетики» являются:

- гарантированное обеспечение доступной электроэнергией потребителей;

- масштабная модернизация электроэнергетики и перевод ее на новый технологический уровень;

- развитие отечественной научно-технологической базы и освоение передовых технологий в области использования возобновляемых источников энергии.

Ожидаемыми результатами реализации указанной подпрограммы являются:

- реализация федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией»;

- создание объектов энергоснабжения Чаун-Билибинского энергоузла Чукотского автономного округа, необходимых для замещения выводимых мощностей Билибинской атомной электростанции;

- компенсация выпадающих доходов компаний электроэнергетики при доведении цен (тарифов) на электрическую энергию до экономически обоснованного уровня в Республике Крым и г. Севастополе;

- увеличение доли установленной мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме генерирующих мощностей ЕЭС России по итогам 2024 года в 11,5 раза к уровню 2017 года.         

В документе обозначены основные проблемы электроэнергетики:

- неоптимальная структура генерирующих мощностей;

- снижение надежности электроснабжения, обусловленное высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления;

- недостаточность в отдельных регионах инвестиционных ресурсов для развития электросетевой инфраструктуры в целях обеспечения выдачи мощности новых генерирующих объектов и обеспечения технологического присоединения потребителей к электрическим сетям;

- наличие перекрестного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между электрической и тепловой энергией на внутреннем рынке.

А также указаны ключевые вопросы, которые необходимо решить:

- сбалансированное развитие генерирующих и сетевых мощностей, обеспечивающих необходимый уровень надежности снабжения электроэнергией как страны в целом, так и отдельных ее регионов;

- дальнейшее развитие ЕЭС России, в том числе за счет присоединения и объединения изолированных энергосистем;

- модернизация основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, электрические сети) в соответствии с потребностями социально-экономического развития;

- развитие конкурентных отношений на розничных рынках электроэнергии, обеспечение экономической обоснованности цен и тарифов на соответствующие товары и услуги;

- опережающее развитие возобновляемой энергетики (включая гидроэнергетику), направленное на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны;

- обеспечение режимной надежности, безопасности и управляемости электроэнергетических систем, а также необходимого качества электроэнергии;

- развитие малой энергетики в зоне децентрализованного энергоснабжения за счет повышения эффективности использования местных энергоресурсов, развития электросетевого хозяйства и сокращения объемов потребления завозимых светлых нефтепродуктов.

Начало действия документа – 06.04.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Определен порядок расчета вероятности отказа функционирования узла и единицы основного оборудования электростанций и электросетей, а также оценки последствий такого отказа (приказ Минэнерго России от 19.02.2019 № 123).

Приказом Минэнерго России от 19.02.2019 № 123 «Об утверждении методических указаний по расчету вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и оценки последствий такого отказа» установлено, что утверждаемые настоящим приказом Методические указания распространяются на следующие группы оборудования и сооружения объектов электроэнергетики (основное технологическое оборудование): паровые турбины установленной мощностью 5 МВт и более; паровые (энергетические) котлы; гидротурбины установленной мощностью 5 МВт и более; гидрогенераторы установленной мощностью 5 МВт и более; турбогенераторы номинальной мощностью 5 МВт и более; силовые (авто-)трансформаторы высшего класса номинального напряжения 110 кВ и выше и номинальной мощностью 63 МВА и более; линии электропередачи высшего класса номинального 35 кВ и выше.

Методические указания применяются Минэнерго России и субъектами электроэнергетики в целях:

- определения величины технического риска, соответствующего уровню технического состояния оборудования и (или) объекта электроэнергетики;

- определения оптимального вида, состава и стоимости технического воздействия на основное технологическое оборудование при планировании технического обслуживания и ремонта, а также технического перевооружения и реконструкции объектов электроэнергетики;

- осуществления ремонта оборудования и линий электропередачи объектов электроэнергетики по техническому состоянию;

- определения последствий нарушений при оформлении акта о расследовании причин аварий в электроэнергетике;

- определения оценки влияния инвестиционного проекта на достижение плановых значений количественных показателей реализации инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) и обоснования необходимости реализации инвестиционных проектов субъектов электроэнергетики.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 04.04.2019 за № 54277.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • 03.04.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О совершенствовании механизма формирования обязательств по покупке мощности покупателями оптового рынка исходя из заявленного (планового) пика их потребления».

Разрабатываемый Проект постановления Правительства РФ будет направлен на достижение следующих целей:

- закрепление обязательств квалифицированных покупателей с ровным графиком нагрузки (потребления) по оплате мощности до начала года ее поставки (принцип бери или плати);

- стимулирование потребителей с неровным графиком нагрузки к сглаживанию ежемесячных внутригодовых пиков потребления мощности в ЕНЭС.

Достижение указанных целей, по мнению разработчиков проекта, позволит оптимизировать объемы горячего резерва мощности и повысить эффективность процедуры выбора состава включенного генерирующего оборудования, исключить перекрестное субсидирование между различными категориями покупателей.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/04-19/00090206

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 04.04.2019 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» разработан в целях уточнения механизмов определения экономии подконтрольных расходов, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненных к нему категориям потребителей.

Проект предусматривает внесение следующих изменений:

- в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, -  уточнение механизмов определения экономии подконтрольных расходов, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненных к нему категориям потребителей;

- в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, – указание сроков представления регулируемыми организациями дополнительных материалов к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе. В Проекте указано, что  организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования;

- в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, – определение даты начала исполнения договора между смежными сетевыми организациями. В Проекте указано, что исполнение договора между смежными сетевыми организациями осуществляется с даты вступления в силу установленных индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между данными смежными сетевыми организациями;

- в Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24, – предоставление возможности раскрытия гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями информации на официальных сайтах в сети Интернет.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/03-19/00089718

Ссылка на проект: Посмотреть

  • ФАС России на официальном сайте опубликован реестр субъектов естественных монополий по состоянию на 01.04.2019.

ФАС России  на официальном сайте опубликован реестр субъектов естественных монополий по состоянию на 01.04.2019, в том числе в сфере электроэнергетики, с разбивкой по субъектам Российской Федерации.

Ознакомиться с реестром можно по ссылке: Скачать

Источник:  Посмотреть

  • ФАС надеется выравнивать тарифы на передачу электроэнергии в «пилотных» регионах с 2020 г.

01-04-2019

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)  России рассчитывает, что первые «пилотные» проекты по введению эталонных затрат  в электросетевом комплексе, задача которых выровнять стоимость передачи  электроэнергии в регионах России до среднего значения, начнут работать в  следующем году. Об этом сообщил журналистам заместитель главы ФАС Виталий  Королев в кулуарах Красноярского экономического форума.

«Мы загадываем с 2021 г. уверенно, с 2020 г. – «пилоты», причем «пилоты»  добровольные», – сказал он.

«Это будут те регионы, которые посмотрят, что у них сейчас с эталонами и  скажут «да, нам это подходит, мы готовы туда шагнуть». Я не уверен, что это  будут делать только (регионы, где) низкие или только высокие (затраты на  передачу электроэнергии). Скорее, это будут регионы, где высшее должностное лицо  понимает, что это такое, зачем это нужно и что туда все придем», – добавил  Королев.

Он напомнил, что у ФАС есть поручение внести в правительство летом все предложения по эталонным затратам, включая ЖКХ. «И у нас электрические (эталоны  на услуги сетевых компаний – прим. ТАСС) в высокой степени готовности, мы их  скоро будем вносить в правительство», – добавил Королев.

Ранее ФАС ввела эталонные затраты на размер сбытовой надбавки. Но доля  сбытовой надбавки в конечном тарифе на электроэнергию составляет всего 5%, в то  время как доля электросетевой составляющей достигает по разным оценкам до 60%.

Королев говорил, что тарифы в регионах РФ разнятся до 12 раз, а  приведение их к так называемому эталонному значению позволит уравнять этот  показатель.

Источник: Посмотреть

  • ФАС готова поддержать расторжение ДПМ при наличии для этого объективных критериев.

01-04-2019

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова поддержать идею о расторжении договоров о предоставлении мощности (ДПМ)  при условии, что будут разработаны объективные и не противоречащие друг другу  критерии для расторжения договоров. Об этом сообщил журналистам заместитель  главы ФАС Виталий Королев.

«Если будут выработаны объективные критерии, которые позволят действительно  определить, что ДПМ требует расторжения, мы это готовы рассмотреть, – сказал он.

– Причем они (критерии – прим. ТАСС) должны быть не противоречивые, понятные и ясны».

При этом он отметил, что по поручению правительства в настоящее время такие  критерии разрабатывает Минэнерго, но на данный момент в ФАС они еще не были  направлены. Сама антимонопольная служба таких критериев не разрабатывала.

«Мы хотели от них (критериев, разработанных Минэнерго, – прим. ТАСС)  оттолкнуться, потому что мы примерно понимаем, что они займут взвешенную  позицию», – пояснил Королев.

Ранее сообщалось, что Минэнерго по поручению вице-премьера Дмитрия Козака до марта подготовит предложения по механизму расторжения договоров о предоставлении  мощности (ДПМ, программа модернизации энергомощностей, подразумевает возврат  инвестиций с гарантированной доходностью за счет повышенных платежей за мощность со стороны участников рынка) и в первом квартале внесет их в правительство.

Механизмы расторжения ДПМ обсуждались на совещании под председательством Козака в январе. По его итогам дано протокольное поручение до конца марта  представить предложения по исчерпывающему перечню оснований для расторжения ДПМ.

Источник: Посмотреть

  • В ФАС дали новое определение естественной монополии.

03-04-2019

ФАС подготовила законопроект, меняющий определение и регулирование госмонополий. С принятием закона в РФ количество сфер естественных монополий сократится с 14 до 8.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) доработала и внесла в правительство обсуждавшийся более 5 лет законопроект, меняющий определение и регулирование госмонополий, которые власти считают естественными. Замглавы ФАС Сергей Пузыревский в интервью рассказал, почему служба считает необходимым упразднить закон «О естественных монополиях».

Как сказал С. Пузыревский, еще 5 лет назад руководитель ФАС Игорь Артемьев указывал, что этот закон устарел и сдерживает развитие современной рыночной экономики. «Мы предлагаем признать этот закон, принятый еще в 1995 году, утратившим силу. Положения, которые определяют понятие сферы естественной монополии и требования к субъектам естественной монополии, надо перенести в закон «О защите конкуренции», а вопросы ценового регулирования – в закон «Об основах регулирования тарифов». В итоге мы получим комплексную конструкцию регулирования этой системы, где закон о естественных монополиях является лишним», – сообщил С. Пузыревский.

По его мнению, действующее сейчас определение естественных монополий позволяет достаточно безгранично расширять круг сфер, которые можно относить к естественным монополиям. А главный принцип, который декларируется в действующем законе, состоит в том, что запрещается сдерживать переход из естественного монопольного состояния в состояние конкуренции. «Но на деле этот принцип не реализуется», – сказал замглавы ФАС. И сам закон о естественных монополиях выступает сдерживающим фактором развития конкуренции, он блокирует возможность развития конкурентных рынков.

А в законопроекте ФАС дается новое определение естественной монополии, «которым мы хотим закрыть возможность произвольного расширения сфер». По словам С. Пузыревского, это состояние товарного рынка, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства предоставления этой услуги. «То есть если вы оказываете услугу с использованием сетевого актива, то вы естественная монополия. В определении закладывается технологический фактор наличия сетевой инфраструктуры, с помощью которой оказывается услуга, он становится, по сути, главным», – отметил замглавы ФАС.

Новый закон перечисляет такие сетевые активы: инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, объекты электросетевого хозяйства, система магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, система магистральных газораспределительных трубопроводов, сети сооружения связи, объекты теплосетевого хозяйства, система централизованного газоснабжения и водоотвода.

С. Пузыревский отметил, что новый закон дает нам возможность сохранить правило недискриминационного доступа к услугам монополии. Замглавы ФАС рассчитывает, что новый закон будет принят до конца 2019 года, вступит в силу через полгода.

Источник: Посмотреть

  • Замглавы ФАС Виталий Королёв: «проверка тарифов в Ульяновской области – самый большой акт в истории ФАС».

01-04-2019

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завершила проверку обоснованности установления тарифов в Ульяновской области и выявила значительное количество нарушений, сообщил 29 марта замглавы ФАС Виталий Королёв.

«Мы провели проверку на основании всех обращений. У нас подготовлен беспрецедентно большой акт проверки, порядка 450 страниц. Это безусловно самый большой акт в истории ФАС России. Выявлено значительное количество нарушений при формировании тарифов. Мы направили наш документ в РЭК Ульяновской области для представления возражений. После того, как получим все возражения, мы их проанализируем и дадим им оценку. Затем будем принимать соответствующие меры, направленные на выдачу предписаний на основании акта проверки», – заявил Королёв.

Ранее АНО «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием» (ЦМОК) и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявляли, что благодаря сотрудничеству ЦМОК и региональных властей сбытовую надбавку в области удалось снизить на 30%. При этом в начале марта Виталий Королёв заявил, что ФАС не поддерживает сотрудничество тарифных органов с какими-либо организациями. Субъект обязан самостоятельно рассчитывать тарифы, не перелагая это на третьих лиц, иное означает передачу полномочий, что является нарушением, пояснял он.

Ранее представители ЦМОК сообщали, что также принимали участие в перерасчёте и снижении тарифов в Карелии.

«Мы получили официальное письмо от правительства Карелии, в котором сообщается, что работа по снижению тарифов на электроэнергию для потребителей Республики была проведена Госкомитетом Карелии по ценам и тарифам и ФАС России. Кроме того, правительство Карелии особо отметило, что работа по снижению тарифов на электроэнергию в Карелии была проведена без какого-либо участия АНО «Центр мониторинга и контроля за ценообразованием» и иных экспертных организаций, как ранее сообщали отдельные СМИ», – сказал Виталий Королёв.

Источник: Посмотреть

  • ФАС не видит оснований для расторжения ДПМ по искам структур «Русала» к «Юнипро».

01-04-2019

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не видит оснований для расторжения договора о предоставлении мощности (ДПМ, предусматривает механизм возврата инвестиций в модернизацию и строительство электростанций с гарантированной доходностью), которого пытаются добиться структуры «Русала» через суд. Об этом сообщил журналистам замглавы ФАС Виталий Королев.

«Мы считаем, что ДПМ должен действовать, безусловно, и нет оснований для его оспаривания», – сказал он.

Ранее сообщалось, что арбитражный суд Москвы зарегистрировал 4 иска от структур «Русала» – Братского алюминиевого завода, Новокузнецкого алюминиевого завода, Саяногорского алюминиевого завода и «Русал Энерго». Компании через суд пытаются расторгнуть с «Юнипро» ДПМ из-за аварии на третьем энергоблоке Березовской ГРЭС. Третий энергоблок Березовской ГРЭС, которую «Юнипро» строила по ДПМ, был запущен осенью 2015 года, а 1 февраля 2016 года там произошел пожар, который уничтожил металлоконструкции котла. Блок в настоящее время находится в ремонте и с тех пор не осуществляет поставку мощности на рынок.

ФАС не привлечена к этому спору, но отвечая на вопрос могла ли служба выступить инициатором мирового соглашения по данным спорам, Королев сказал: «Если бы они обратились к нам как к медиатору какому-нибудь, почему бы и нет».

Ранее ФАС возбудила в отношении «Юнипро» и «Системного оператора» дело из-за недоставки мощности с Березовской ГРЭС на сумму в 1 млрд. руб. По информации ведомства, после аварии в котельном отделении третьего энергоблока ГРЭС в феврале 2016 года «Юнипро» прекратила его эксплуатацию, но продолжала взимать плату с потребителей. В январе 2018 года ФАС признала «Юнипро» и «Системного оператора» нарушителями закона о конкуренции, которое выразилось в ущемлении интересов участников рынка электроэнергии. За такое нарушение по закону налагается штраф.

В декабре прошлого года «Юнипро» и ФАС утвердили мировое соглашение по делу о Березовской ГРЭС. Компания выплатила 650 тыс. рублей штрафа. Но при этом Королев подчеркнул, что речи о расторжении ДПМ по этому делу не идёт.

«Я могу сказать, что наша позиция о том, что ДПМ точно должен сохраняться и история с «Юнипро» никак не влияет на ДПМ. Это явно отражено в мировом соглашении», – отметил замглавы ФАС.

Источник: Посмотреть

  • ПАО «МРСК Центра» нарушило срок технологического присоединения. Штраф 100 тыс. руб.

01.04.2019 постановлением Ярославского УФАС России ПАО «МРСК Центра» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей по факту нарушения срока технологического присоединения по договору, заключенному с заявителем.

Как установлено УФАС, между ПАО «МРСК Центра» и заявителем заключен договор на технологическое присоединение к электрической сети ПАО «МРСК Центра» энергопринимающих устройств заявителя.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя составлял 6 месяцев, до 27.09.2018.

Подпунктом «б» п. 16 Правил технологического присоединения № 861 установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для рассматриваемой категории заявителей.

Технологическое присоединение со стороны ПАО «МРСК Центра», согласно акту об осуществлении технологического присоединения, было осуществлено за пределами 6-тимясечного срока, указанного в договоре и Правилах технологического присоединения № 861, – 16.11.2018.

Таким образом, Ярославским УФАС было установлено, что ПАО «МРСК Центра» нарушило условия договора и требования п. 16 Правил технологического присоединения № 861 и не осуществило технологическое присоединения объекта заявителя к электрическим сетям в установленный срок.

Действия (бездействие) ПАО «МРСК Центра» по нарушению срока технологического присоединения объекта заявителя, предусмотренного Правилами технологического присоединения № 861, содержат состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

  • В Волгограде энергетики заплатят штраф в полмиллиона за отказ подключить к сети.

02-04-2019

В Волгоградском УФАС завершилось рассмотрение неординарного административного дела, возбужденного за нарушение ПАО «МРСК Юга» порядка технологического присоединения к своим электрическим сетям. Неординарность в том, что потерпевшим оказалась другая сетевая организация – МКП «Волжские межрайонные электрические сети».

«Обращаясь в антимонопольный орган, МКП «ВМЭС» сообщило, что предприятием еще летом 2018 года была подана заявка в ПАО «МРСК Юга» на технологическое присоединение строящейся распределительной подстанции в Волжском, – рассказали «Городским вестям» в пресс-службе регионального УФАС. – ПАО «МРСК Юга» уклонилось от заключения договора, сославшись на невозможность подключения».

Однако проверка показала, что такая возможность была. В итоге, ПАО «МРСК Юга» наказали штрафом в 500 тысяч рублей.

«Нарушение порядка присоединения объектов электросетевого хозяйства является весьма опасным нарушением, поскольку фактически ставит под угрозу развитие технологической инфраструктуры целого города», – отметила заместитель руководителя УФАС Анна Гаджиева.

Источник: Посмотреть

  • Воронежское УФАС выписало МРСК Центра штраф на 600 тыс. рублей.

04-04-2019

ПАО «МРСК Центра» оштрафовано на 600 тыс. рублей за нарушение процедуры подключения жилого микрорайона в Воронеже. Решение о привлечении к административной ответственности вынесено 3 апреля, сообщили в пресс-службе Воронежского УФАС.

«Ранее от ООО ПС «Отрадное» в Управление поступило обращение по вопросу правомерности уклонения ПАО «МРСК Центра» от заключения договора об осуществлении технологического присоединения ПС 110/10кВ «ПС Отрадное» жилой микрорайон к электрическим сетям и выдачи технических условий», – пояснили в пресс-службе.

При рассмотрении заявления специалисты УФАС установили нарушения сроков технологического присоединения, а также незаконное требование дополнительной информации и документов со стороны ПАО «МРСК Центра». Установлено, что заявку в вышестоящую сетевую организацию – ПАО «ФСК ЕЭС» – ПАО «МРСК Центра» также направило с нарушением сроков. В результате, по данным на 3 апреля жилой микрорайон «ПС Отрадное» остается неподключенным к электрическим сетям.

По результатам рассмотрения дела ПАО «МРСК Центра» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей. Также за указанное нарушение было оштрафовано на 10 тыс. рублей должностное лицо филиала ПАО «МРСК Центра» – «Воронежэнерго».

Источник: Посмотреть

  • Верховный Суд оставил в силе штраф в размере 10 млн. руб., наложенный на сетевую организацию АО «Новгородоблэлектро» (определение ВС РФ от 01.04.2019 № 307-ЭС19-2402).

Сетевая организация АО «Новгородоблэлектро» обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Новгородской области  о привлечении сетевой организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 18 686 403,96 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением суда округа, решение суда первой инстанции изменено, размер назначенного штрафа, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снижен до 10 млн. рублей.

Не согласившись с принятыми судебными актами, АО «Новгородоблэлектро» обратилось в Верховный Суд с просьбой об их отмене ввиду допущенных, по мнению заявителя, судами нарушений норм материального права.

Определением от 01.04.2019 № 307-ЭС19-2402 Верховный Суд РФ отказал сетевой организации в удовлетворении ее жалобы.

Как установлено судами, ООО «Фирма «Элком»  обратилось в Новгородское УФАС с жалобой на действия АО «Новгородоблэлектро» по отказу от заключения дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности смежной сетевой организации, касающегося включения новых точек поставки электрической энергии в связи с принятием ООО «Фирма «Элком» объектов электросетевого хозяйства.

Новгородское УФАС сочло вышеуказанные действия сетевой организации АО «Новгородоблэлектро» нарушающими п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», о чем вынесло соответствующее решение.

Указанное решение УФАС в судебном порядке было признано законным.

Это решение антимонопольного органа послужило поводом к возбуждению административного дела, а затем и вынесению в отношении АО «Новгородоблэлектро» постановления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Географические границы рынка для расчета размера административного штрафа по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в рассматриваемой ситуации установлены УФАС в пределах территории организационного обособленного района обслуживания электрических сетей – Новгородского отделения АО «Новгородоблэлектро» – в соответствии с  Методикой определения продуктовых и географических границ товарных рынков, относящихся к отдельным сферам деятельности субъектов естественных монополий, утвержденной решением Президиума ФАС от 01.02.2012 № 3.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд согласился с постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций об отказе во взыскании с потребителя в пользу сетевой компании более 154 млн. руб. бездоговорного потребления электроэнергии (определение ВС РФ от 01.04.2019 № 306-ЭС19-2081).

Сетевая организация ПАО «МРСК Юга» обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с АО «Волгоградский металлургический завод «Красный октябрь» (далее – потребитель, АО «ВМЗ «КО») 154 555 480 руб. стоимости бездоговорного потребления электрической энергии, 6 708 137,14 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

В деле участвовали третьи лица – гарантирующий поставщик и энергосбытовые организации.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен.

Постановлением апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением суда округа, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с судебными актами судов апелляционной и кассационной инстанций, ПАО «МРСК Юга» и ПАО «Волгоградэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) обратились в Верховный Суд с кассационной жалобой и просили указанные судебные акты отменить.

Определением от 01.04.2019 № 306-ЭС19-2081 Верховный Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы ввиду того, что  в настоящем деле предъявление ответчику (АО «ВМЗ «КО») объема бездоговорного потребления электрической энергии необоснованно.

Судами установлено надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств завода (потребителя) к электрическим сетям сетевой компании, исполнение обязательств по передаче показаний приборов учета и оплате энергосбытовой компании (третьему лицу) потребленной электрической энергии, заключение им после возникновения определенности в отношениях между гарантирующим поставщиком ПАО «Волгоградэнергосбыт»  и ООО «Энергосбытовая компания «ЭСКО» договора с иной энергосбытовой компанией, в свою очередь заключившей договор с гарантирующим поставщиком.

Основной вывод: отношения между потребителем и энергосбытовой организацией в случае, если потребитель, имеющий надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств, вносит энергосбытовой организации плату за потребление электрической энергии, передаёт в установленном порядке показания приборов учета, а энергосбытовая организация выставляет счета за поставку соответствующего ресурса и принимает показания приборов учета могут быть квалифицированы судом в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- понятие бездоговорного потребления электроэнергии, содержащееся в пункте 2 Основных положений № 442, предусматривает наличие как одновременно двух, так и одного из предусмотренных оснований: самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства или потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках;

- в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в определении от 15.03.2017 № 305–ЭС15-14976, наличие разногласий между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере электроэнергетики относительно предоставления своих услуг, не должно влечь негативных последствий для потребителя, добросовестно исполняющего обязательства по оплате полученной им электрической энергии и имеющего законно подключенные энергопринимающие устройства к объектам электросетевого хозяйства;

- потребление электроэнергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения между энергоснабжающей организацией и потребителем само по себе при условии надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, осуществленного в установленном действующим законодательством порядке, не свидетельствует о факте бездоговорного потребления электрической энергии в значении п. 2 Основных положений № 442;

- отношения между потребителем и энергосбытовой организацией в случае, если потребитель, имеющий надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств, вносит энергосбытовой организации плату за потребление электрической энергии, передаёт в установленном порядке показания приборов учета, а энергосбытовая организация выставляет счета за поставку соответствующего ресурса и принимает показания приборов учета, могут быть квалифицированы судом в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети;

- акт о неучтенном потреблении электрической энергии не является безусловным основанием для взыскания объема бездоговорного потребления электрической энергии;

- согласно п. 3 ст. 432 ГК РФ сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным в указанный период.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих инстанций о расторжении договора по требованию сетевой организации и взыскании понесенных сетевой организацией расходов (определение ВС РФ от 01.04.2019 № 308-ЭС19-2073).

Сетевая организация ПАО «ФСК ЕЭС» обратилась в арбитражный суд с иском к стороне по договору технологического присоединения (заказчику) МКУ «ДСИГХ» о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств и о взыскании в счет возмещения фактически понесенных расходов в размере                 1 250 927,92 руб.

К участию в деле в качестве второго ответчика (субсидиарного) было привлечено муниципальное образование город «Волгодонск» в лице администрации города Волгодонска.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда и  постановлением суда округа, иск сетевой организации удовлетворен.

Не согласившись с принятыми судебными актами, муниципальное казенное учреждение «Департамент строительства и городского хозяйства» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой,  ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просило отменить указанные судебные акты и прекратить производство по делу.

Верховный Суд согласился с позицией судов нижестоящих инстанций по настоящему делу, признал судебные акты судов законными, о чем вынес определение  от 01.04.2019 № 308-ЭС19-2073.

Между ПАО «ФСК ЕЭС» и МКУ «ДСИГХ» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения объектов заказчика.

Далее МКУ «ДСИГХ»  обратилось к сетевой организации с письмом-предложением о расторжении договора по соглашению сторон в связи с невозможностью его исполнения со стороны МКУ «ДСИГХ». Однако МКУ «ДСИГХ» не подписало представленное со стороны ПАО «ФСК ЕЭС» соглашение о расторжении договора с расчетом фактически понесенных сетевой организацией расходов в сумме 1 250 927,92 руб., в связи с чем сетевая организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленный иск сетевой организации, суды руководствовались следующим.

Судами установлено, что МКУ «ДСИГХ» существенно нарушило условия заключенного договора на технологическое присоединение, что является основанием для расторжения договора в суде в одностороннем порядке (пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Также ПАО «ФСК ЕЭС» документально подтверждены понесенные расходы по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках Правил технологического присоединения № 861.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд признал законным вывод судов нижестоящих инстанций о неправомерности включения в объем услуг смежной сетевой организации ее собственного потребления (определение ВС РФ от 03.04.2019 № 302-ЭС19-2407).

Основной вывод: включение в объем услуг по передаче электроэнергии, подлежащих оплате со стороны смежной сетевой организацией, объема собственного потребления смежной сетевой организации является неправомерным, поскольку приводит к двойной оплате услуги по передаче электроэнергии на собственное потребление.

Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:

- тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности тарифного решения регулирующего органа и обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями;

- сетевая организация, которая является одновременно потребителем электрической энергии и территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии конечным потребителям, как потребитель электрической энергии, оплачивает услуги по передаче электроэнергии по котловому тарифу, установленному для всех потребителей, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, и как территориальная сетевая организация, осуществляющая услуги по передаче электрической энергии, рассчитывается со смежными территориальными сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, рассчитанным конкретно для пары смежных  территориальных сетевых организаций, исходя из заявленных каждой территориальной сетевой организацией параметров;

- включение в объем услуг по передаче электроэнергии, подлежащих оплате сетевой организацией, объема собственного потребления приведет к двойной оплате услуги по передаче электроэнергии на собственное потребление, что является нарушением принципов соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • В отношении ПАО «Челябэнергосбыт» и ООО «АЭС Инвест» введена процедура банкротства наблюдение.

02-04-2019

Арбитражный суд Челябинской области ввел процедуру наблюдения в отношении ПАО «Челябэнергосбыт» и аффилированной с ним электросетевой компании ООО «АЭС Инвест», удовлетворив заявления ОАО «МРСК Урала» (входит в ГК «Россети»).

Как сообщили в пресс-службе Челябэнерго, процедура наблюдения в отношении ПАО «Челябэнергосбыт» введена до 17 июля 2019 года, в отношении ООО «АЭС Инвест» - до 28 августа 2019 года.

Временным арбитражным управляющим предстоит разобраться в многомиллиардных долгах сбытовой и сетевой компаний, работавших в Челябинской области, и их деятельности на рынке. Также они будут оценивать их финансово-хозяйственную деятельность.

ПАО «Челябэнергосбыт» было лишено статуса гарантирующего поставщика в июне 2018 года. Одновременно перестало осуществлять свою деятельность и ООО «АЭС Инвест». К тому моменту задолженность Челябэнергосбыт перед ОАО «МРСК Урала» за передачу электроэнергии на розничном рынке достигла порядка 3,5 миллиарда рублей. Долг «АЭС Инвест» перед «МРСК Урала» составляла более 680 миллионов рублей.

ООО «АЭС Инвест» являлось смежным с ОАО «МРСК Урала» «котлодержателем» на Южном Урале. Схема расчетов выглядела следующим образом. ПАО «Челябэнергосбыт» покупал электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии, а ее распределением занимались «котлодержатели» – частная компания ООО «АЭС  Инвест» и компания с участием государственного капитала – ОАО «МРСК Урала». В свою очередь, обе сетевые компании оплачивали услуги иных территориально-сетевых организаций.

ПАО «Челябэнергосбыт» и ООО «АЭС Инвест» ожидает подробный анализ финансово-экономической деятельности.

Ссылка на определение суда: Посмотреть; Посмотреть

  • Суды двух инстанций оставили в силе решение ФАС о штрафе в 2,4 млн. руб. для ФСК ЕЭС.

03-04-2019

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Ростовской области и регионального управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) о штрафе в размере 2,406 млн. рублей, наложенном на ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС), говорится в сообщении антимонопольной службы.

Суть нарушения заключалась в безосновательном отказе ФСК ЕЭС от согласования модернизации автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии ОАО «Энергопром–НЭЗ», а также понуждении демонтировать существующие измерительные приборы. Таким образом, сетевая компания злоупотребила своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии и ущемила законные интересы ОАО «Энергопром – НЭЗ».

Ранее антимонопольная служба признала ФСК ЕЭС нарушителем ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Не согласившись с этим решением, компания попыталась оспорить его в суде. Однако суды трех инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали.

Ссылка на постановление суда: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!