Обзор изменений от 09.09.2019 г.

  • В Госдуму внесен законопроект, позволяющий компаниям внедрять систему соответствия требованиям ФАС (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2019 № 1979-р).

06-09-2019

Существующая практика антимонопольного контроля предполагает применение оборотных штрафов и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Также антимонопольное законодательство Российской Федерации содержит такой институт, как предупреждение. Лицо, исполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. Предупреждение также способствует быстрому устранению нарушений. Так, в 2018 году было выдано 3978 предупреждений, 81,1% из которых исполнено в срок и надлежащим образом.

Одним из инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков для хозяйствующих субъектов является разработка и внедрение ими системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

Распоряжением от 04.09.2019 № 1979-р Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который позволяет компаниям создавать и внедрять систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Эффективность мер, стимулирующих соблюдение антимонопольного законодательства, по мнению разработчиков законопроекта, свидетельствует о необходимости развития таких механизмов.

Согласно проекту закона, компания вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям ФАС. Для этого разрабатывается и утверждается внутренний нормативный акт, который должен содержать требования к оценке рисков, а также меры, которые снижают риски. Внутренний документ компании (система соответствия) может быть направлен в ФАС для получения заключения.

Также предусматривается, что внедрение хозяйствующим субъектом системы соответствия будет учитываться антимонопольным органом при отнесении его деятельности к той или иной категории риска в рамках риск-ориентированного подхода при контроле за соблюдением требований антимонопольного законодательства.

В случае принятия закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

  • 04.09.2019 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Проектом постановления Правительства РФ предполагается начиная с 1 января 2021 года предоставить возможность заявителям в независимости от выбранной сетевой организации пройти процедуру технологического присоединения к электрическим сетям в электронном виде в одном месте с помощью единого портала технологического присоединения на всей территории Российской Федерации, что также позволит сетевым организациям сократить расходы по обслуживанию и оказанию услуг по технологическому присоединению потребителей в электронном виде.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки  проекта нормативного правового акта

ID проекта: 02/07/09-19/00094569

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 04.09.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии по вопросам координации уровней токов короткого замыкания».

В силу п. 132 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 (далее – Правила технологического функционирования № 937),  оборудование объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства по своим техническим характеристикам должно соответствовать уровням токов короткого замыкания.

Реализация указанного требования обеспечивается обязанностями субъектов электроэнергетики  выполнять мероприятия схемного и режимного характера по ограничению токов короткого замыкания, проводить расчеты токов короткого замыкания и осуществлять проверку соответствия принадлежащего им оборудования уровням токов короткого замыкания,  обеспечивать реализацию мероприятий по ограничению токов короткого замыкания и (или) замене необходимого оборудования в случае несоответствия его параметров уровням токов короткого замыкания.

Детальное нормативное регулирование вопросов исполнения указанных обязанностей в нормативных правовых актах в настоящее время отсутствует.                        

Проектом приказа предусмотрен порядок действий собственников и иных законных владельцев объектов электроэнергетики и субъектов оперативно-диспетчерского управления  при осуществлении информационного обмена для расчетов токов короткого замыкания, при расчете токов короткого замыкания, проверке соответствия оборудования уровням токов короткого замыкания, разработке, согласовании и реализации мероприятий по ограничению токов короткого замыкания в энергосистеме или замене оборудования объектов электроэнергетики, не соответствующего по своим техническим параметрам сложившимся уровням токов короткого замыкания. Для проверки соответствия отключающей способности выключателей расчетным уровням токов короткого замыкания в приложении к Проекту приказа приведены требования к определению максимального расчетного тока короткого замыкания.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/09-19/00094586

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 05.09.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа Минэнерго России «Об утверждении Правил организации и проведения системных испытаний в сфере электроэнергетики».

Согласно п. 29 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 (далее – Правила технологического функционирования № 937), в целях исследования свойств ЕЭС России, технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, отдельных территориальных энергосистем или объединенных энергосистем, а также для проверки функционирования систем автоматического регулирования и управления электроэнергетическими режимами энергосистемы в соответствующих энергосистемах по решению субъекта оперативно-диспетчерского управления в соответствии с утвержденной им комплексной программой должны проводиться системные испытания с участием владельцев объектов электроэнергетики.

Необходимость проведения таких системных испытаний и нормативной регламентации порядка их проведения подтверждена практикой проведения такого рода испытаний в последние годы (например, испытания по проверке значений фактической крутизны статической частотной характеристики (СЧХ) первой синхронной зоны ЕЭС России и входящих в ее состав энергосистем, определению степени влияния на крутизну СЧХ участия генерирующего оборудования в общем и нормированном первичном регулировании частоты; испытания по подключению Западного района электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) на параллельную с ЕЭС России работу, испытания по изолированной работе энергосистемы Калининградской области).

В соответствии с Правилами технологического функционирования № 937 системные испытания должны проводиться в соответствии с правилами организации и проведения системных испытаний в сфере электроэнергетики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение вышеуказанного положения Проектом приказа предполагается утвердить Правила организации и проведения системных испытаний в сфере электроэнергетики, направленные на определение порядка подготовки, проведения и оформления результатов системных испытаний. Проект приказа содержит минимальные требования, выполнение которых необходимо для организации и проведения системных испытаний в сфере электроэнергетики.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/08/09-19/00094634

Ссылка на проект: Посмотреть

  • Системный оператор опубликовал предварительный перечень проектов модернизации на 2025 год.

02-09-2019

В соответствии с Регламентом проведения отбора проектов модернизации генерирующего оборудования тепловых электростанций (Приложение № 19.3.1 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка, далее – Регламент) АО «СО ЕЭС» опубликован Предварительный перечень проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций на 2025 год.

Суммарные капитальные инвестиции (CAPEX) проектов модернизации на 2025 год составят 32,9 млрд. руб., сообщили в «Совете рынка» (регулятор энергорынков). Всего конкурсный отбор прошли 25 проектов с суммарной мощностью 4,023 ГВт. Так, в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) отсев прошли 18 проектов мощностью 3,29 ГВт, их CAPEX составил 25,9 млрд. руб. Во второй ценовой зоне (Сибирь) победили семь проектов мощностью 732 МВт, CAPEX — 7 млрд. руб.

Программа модернизации должна заменить механизм завершившихся договоров на поставку мощности (ДПМ, запущены в 2000-х годах). Эти инвестконтракты гарантировали инвесторам в строительство новых электростанций повышенные платежи за мощность. Средства, «высвобождающиеся» после их завершения, правительство перенаправило на обновление мощностей старых ТЭС в объеме до 1,9 трлн. руб. Уже прошел первый отбор этих проектов на 2022–2024 годы, где конкурс по цене прошли заявки на 8,61 ГВт и еще 1,78 ГВт (15% от ежегодной квоты) было отобрано решением правительственной комиссии. Стоимость этих проектов — 125 млрд. руб.

Чуть более четверти конкурсной квоты в первой ценовой зоне на последнем отборе забрало «Интер РАО» (1,125 ГВт), большой портфель проектов также у «Юнипро» (подконтрольна немецкой Uniper, всего — 830 МВт), «Газпром энергохолдинга» (650 МВт) и «Энел Россия» (подконтрольная итальянской Enel, 320 МВт). В Сибири основным бенефициаром программы стали «Иркутскэнерго» (входит в «Евросибэнерго» En+) и Сибирская генерирующая компания СУЭК Андрея Мельниченко.

По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», средняя стоимость проектов модернизации на 2025 год на 21% выше прошлого отбора в первой ценовой зоне, на 3% ниже — во второй.

В «Совете рынка» рост стоимости проектов объясняют тем, что предельный CAPEX был проиндексирован на инфляцию, а наиболее дешевые проекты — модернизация крупных блоков — были отобраны на прошлом отборе. На отборе на 2025 год прошли в основном проекты с меньшей установленной мощностью, а значит, более высоким удельным CAPEX.

Но CAPEX конкурсного отбора гораздо ниже, чем у проектов, отбираемых на правкомиссии. При этом для отбора на 2025 год квота правкомиссии по предложению Минэнерго и «Совета рынка» (регулятор энергорынков) разово может быть увеличена с 0,6 ГВт до 2,5 ГВт. Дата проведения правкомиссии еще не определена, решения по объему квоты тоже нет. Последствием расширения квоты правкомиссии может стать увеличение CAPEX отобранных на ней проектов до 70–80 млрд. руб., посчитали в «Сообществе потребителей энергии» (оценка содержится в письме главе Минэнерго Александру Новаку от 3 сентября). В ассоциации считают, что увеличение платежей приведет к сокращению электропотребления в стране, что приведет к ухудшению финансового состояния электросетевых компаний и обострению проблемы перекрестного субсидирования. Потребители предлагают установить предельный CAPEX для этих проектов и отбирать их по наименьшей средней цене электроэнергии за срок работы (LCOE).

В ассоциации «Совет производителей энергии», в свою очередь, напомнили, что в ходе первого конкурентного отбора на 2022–2024 годы средние капитальные затраты снизились в 5,5 раза, что «самым убедительным образом доказывает высокую эффективность и востребованность механизмов модернизации тепловых мощностей».

В соответствии с п. 277 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, и п.9.1 Регламента предварительный график реализации проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, сформированный по результатам отбора на 2025 год, будет опубликован на специализированном технологическом сайте «Конкурентный отбор мощности (отбор проектов модернизации)» и представлен в Минэнерго России не позднее 30 сентября 2019 года.

Источники: Посмотреть; Посмотреть

  • «Петроэлектросбыт» не нарушал закон о рекламе.

02-09-2019

2 сентября 2019 состоялось заседание комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу, возбужденному в отношении АО «Петроэлектросбыт» (ПЭС).

Дело возбуждено по признакам нарушения ч. 10.3 ст. 5 Закона о рекламе¹.

В ходе изучения представленных на заседание комиссии документов, антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии нарушения со стороны ПЭС.

Как установила комиссия, указанная реклама распространялась в апреле 2018 года, до вступления в силу указанной статьи закона о рекламе, которая начала действовать в июне.

Решение об отсутствии нарушения со стороны АО «Петроэлектросбыт» в полном объеме будет опубликовано в базе решений в течение 10 рабочих дней.

¹Справочно: в соответствии с частью 10.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Источник: Посмотреть

  • Нежелание соблюдать требования Правил технологического присоединения явилось основанием для повторного привлечения к административной ответственности.

03-09-2019

02.09.2019 Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области  привлекло к административной ответственности ООО «Энергетические сети - Меланж» и виновное должностное лицо к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб. и 10 000 руб. соответственно.

Для Общества это второй штраф за аналогичное правонарушение. Ранее, Ивановское УФАС России  07.02.2019 привлекло к административной ответственности ООО «Электрические сети - Меланж», осуществляющее деятельность по передаче электрической энергии на территории Ивановской области, по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ  за не соблюдение Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Сетевая организация отказала физическому лицу в технологическом присоединении энергопринимающих устройств с максимальной мощностью 15 кВт по одному источнику электроснабжения, указав на отсутствие на объектах электросетевого хозяйства ООО «ЭСМ» свободных мощностей для осуществления технологического присоединения.

Физическое лицо повторно обратилось в адрес ООО «ЭСМ» с заявкой на технологическое присоединение принадлежащего ему здания, получив ответ от сетевой организации, с нарушением установленных сроков для рассмотрения заявок и содержанием противоречащим требованиям действующего законодательства.

Согласно п. 33.1. раздела III Правил технологического присоединения № 861 положения настоящего раздела не применяются к лицам, указанным в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно.

Кроме того, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом (п. 30 Правил технологического присоединения № 861).

Таким образом, стойкое нежелание сетевой организации осуществить действия по технологическому присоединению здания физического лица привело к штрафным санкциям в повышенном размере.

Источник: Посмотреть

  • РЖД оштрафованы на 600 тысяч рублей.

06-09-2019

Московское УФАС России установило, что РЖД не исполнили надлежащим образом обязанность по обеспечению надежности снабжения электроэнергией своего абонента – ООО «ФинКом».

РЖД со ссылками на повреждения на участке кабельной линии, находящейся на балансе ООО «ФинКом», неоднократно ограничивали электроснабжение абонента. В свою очередь, ООО «ФинКом» провело испытание своих кабельных линий и направило сетевой организации протокол, подтверждающий их исправность. Несмотря на это, РЖД не только не возобновили поставку электроэнергии, но и значительно превысили максимально возможный срок ограничения, установленный Законом об электроэнергетике. Также ведомство установило, что в течение трех месяцев РЖД ограничивало поставку электроэнергии на объект ООО «ФинКом» более 300 раз. При этом компания не уведомляла об этом абонента надлежащим образом.

Регулятор привлек РЖД к административной ответственности и назначил штраф в размере 600 тысяч рублей. Также в целях предупреждения системности подобных нарушений Московское УФАС России выдало РЖД представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Источник: Посмотреть

  • Верховный Суд признал законными судебные акты нижестоящих инстанций о взыскании с ПАО «МОЭСК» 66 460 439,08 руб. неотработанного аванса по договору технологического присоединения (определение ВС РФ от 05.09.2019 № 305-ЭС19-14007).

ООО «Строительная компания «ИнвестСтрой», ООО «Правовое поле» обратились в арбитражный суд к ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» (ПАО «МОЭСК») с исковым заявлением о взыскании 56 491 373,20 руб. неосновательного обогащения в пользу ООО «СК «ИнвестСтрой» и 9 969 065,86 руб. неосновательного обогащения в пользу ООО «Правовое поле».

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда и постановлением суда округа, иск общества и компании удовлетворен в полном объеме.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ПАО «МОЭСК» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением от 05.09.2019 № 305-ЭС19-14007 Верховный Суд отказал ПАО «МОЭСК» в удовлетворении кассационной жалобы и подтвердил законность судебных актов судов нижестоящих инстанций.

Как установлено судами, между ООО «Строительная компания МСМ-1» (заказчик) и ПАО «МОЭСК» (исполнитель) заключен договор о присоединении энергопринимающих устройств к электрической сети.

Дополнительным соглашением стороны определили порядок оплаты по договору, состоящий из двух этапов: аванс в размере 66 460 439,08 руб.; окончательный расчет в размере 155 109 831,80 руб.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу установлено, что во исполнение принятых на себя обязательств ООО «СК МСМ-1» платежными поручениями перечислило ПАО «МОЭСК» 66 460 439,08 руб. аванса по заключенному договору технологического присоединения.

Ввиду отсутствия интереса ПАО «МОЭСК» к исполнению договора об осуществлении технологического присоединения (нарушения сроков по договору), а также утраты заказчиком коммерческого интереса к исполнению договора, ООО «Строительная компания МСМ-1» уведомлением отказалось от исполнения договора и потребовало от ПАО «МОЭСК» возврата неотработанного аванса в полном объеме.

На основании договора уступки права требования ООО «Строительная компания МСМ-1» уступило право требования к ПАО «МОЭСК» денежных средств, оплаченных по договору технологического присоединения, ООО «Строительная компания «ИнвестСтрой» в полном объеме, то есть в размере 66 460 439,08 рублей.

В свою очередь, ООО «Строительная компания «ИнвестСтрой» на основании договора уступки права требования уступило ООО «Правовое поле» право требования к ПАО «МОЭСК» денежных средств, оплаченных по договору технологического присоединения, в сумме 9 969 065,86 рублей, что составляет 15% от всего объема принадлежащего ООО «Строительная компания «ИнвестСтрой» права требования.

Удовлетворяя заявленные истцами требования в полном объеме, суды пришли к выводу о том, что неосновательное обогащение ПАО «МОЭК» возникло в результате перечисления истцами авансовых платежей.

Основания для удержания перечисленных ПАО «МОЭСК» денежных средств по договору технологического присоединения отпали при его расторжении, поскольку в связи с этим прекратились обязанности ПАО «МОЭСК» по выполнению работ, оказанию услуг. Правила технологического присоединения не содержат запрета на расторжение договора технологического присоединения заказчиком в одностороннем порядке.

Возражения ПАО «МОЭСК» о несении фактических затрат отклонены судами ввиду отсутствия в конкретном рассматриваемом случае относимых и допустимых доказательств, подтверждающих несение соответствующих расходов по осуществлению мероприятий для обеспечения технологического присоединения энергопринимающих устройств заказчика до расторжения договора технологического присоединения. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на непредъявление ПАО «МОЭСК» иска о взыскании понесенных расходов.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • Верховный Суд признал законным штраф для ПАО «МРСК Сибири» в размере 1 861 549 руб. (определение ВС РФ от 05.09.2019 № 302-ЭС19-14015).

ПАО «МРСК Сибири» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Красноярского УФАС о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде 3 723 098 руб. штрафа.

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда округа, оспоренное постановление управления признано незаконным и изменено в части назначенного штрафа, размер которого снижен до 1 861 549 руб.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд, ПАО «МРСК Сибири» просило отменить принятые по делу судебные акты как незаконные и необоснованные, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход настоящего дела.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы ПАО «МРСК Сибири» и определением от 05.09.2019 № 302-ЭС19-14015 отказал заявителю в ее удовлетворении на основании нижеследующего.

Как следует из судебных актов, оспоренное постановление вынесено на основании решения антимонопольного органа, которым ПАО «МРСК Сибири» признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного установления факта безучетного потребления электрической энергии, на основании которого предпринимателю Трофимову А.А. предъявлено требование о погашении задолженности, рассчитанной из стоимости потребленной электрической энергии, с учетом максимальной мощности. Антимонопольным органом установлено, что акт о безучетном потреблении составлен ПАО «МРСК Сибири» с нарушением требований Основных положений № 442 и не может являться допустимым доказательством по установлению факта о безучетном потреблении, соответственно, расчет, произведенный на основании такого акта, является неправомерным.

Частью 2 ст. 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде оборотного штрафа за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что объект предпринимателя Трофимова А.А. расположен на территории РЭС Свердловского района города Красноярска, Красноярское УФАС России определило географические границы рынка, на котором совершено административное правонарушение, территорией Свердловского РЭС филиала ПАО «МРСК Сибири», в связи с чем при расчете размера административного штрафа по ч. 2 ст. 14.31 КОАП РФ УФАС исходило из сведений о сумме выручки, полученной от оказания услуг по передаче электрической энергии на этой территории.

Суд первой инстанции, признал расчет штрафа верным, принял во внимание тяжелое материальное положение ПАО «МРСК Сибири», подтвержденное отчетом о финансовых результатах общества и письмом Минэкономразвития России по вопросу утверждения инвестиционной программы ПАО «МРСК Сибири» на 2016-2020 годы, в соответствии с которым общество признано юридическим лицом с нестабильной платежеспособностью и высокой зависимостью от внешних кредиторов, и снизил размер назначенного Красноярским УФАС наказания в соответствии с ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 статьи 14.31 КоАП РФ, до 1 861 549 руб.

Таким образом, как указано Верховным Судом в определении, суды, принимая обжалуемые судебные акты, руководствуясь нормами действующего законодательства РФ, пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях ПАО «МРСК Сибири» элементов состава вмененного административного правонарушения, размер штрафа определен судами верно, процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, в жалобе не приведено.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!