- ФАС России сообщает о необходимости согласования органами исполнительной власти субъектов РФ цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии, установленных выше или ниже предельных уровней (письмо ФАС России от 08.08.2019 № ВК/68789/19).
Письмом от 08.08.2019 № ВК/68789/19 «О соблюдении установленного порядка принятия тарифных решений в области государственного регулирования цен (тарифов)» ФАС России сообщила следующее.
Федеральным законом от 02.08.2019 № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» для органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов исключается возможность самостоятельно принимать решения о превышении предельных уровней (тарифов) без согласования с ФАС России, в том числе, если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Федеральный закон вступил в силу 13 августа 2019 года.
В случае если органом исполнительной власти субъекта РФ цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, установленного Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», то подлежат применению установленные ФАС России предельные уровни.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии, установленные (пересмотренные) органами исполнительной власти субъектов РФ на уровне выше или ниже предельных (соответственно, максимальных и минимальных) уровней после вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», подлежат согласованию с ФАС России в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным Приказом ФСТ России от 07.12.2004 № 236-э.
Кроме того, сообщается, что указанным Федеральным законом вводятся новые особенности в рамках тарифного регулирования:
- соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности (регуляторные соглашения);
- долгосрочное государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике (не менее 5 лет).
В письме также говорится, что в настоящее время осуществляется разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию норм Федерального закона № 300, в частности разрабатывается примерная форма регуляторных соглашений, а также порядок их заключения, изменения и расторжения.
Ссылка на ФЗ: Посмотреть
Ссылка на письмо ФАС: Посмотреть
- Утвержден профессиональный стандарт для работника по диагностике оборудования электрических сетей методами испытаний и измерений (приказ Минтруда России от 18.07.2019 № 510н).
Приказом Минтруда России от 18.07.2019 № 510н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по диагностике оборудования электрических сетей методами испытаний и измерений» предусмотрено описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, характеристик обобщенных трудовых функций, а также необходимых знаний и умений для их осуществления.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2019 за № 55611.
Ссылка на документ: Посмотреть
- 15 августа 2019 на заседании Правительства РФ одобрен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы от продажи энергии, произведённой на принадлежащих потребителю объектах микрогенерации.
Источник: Посмотреть
- 12.08.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «Об утверждении порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов».
В целях реализации Федерального закона от 02.08.2019 № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»», п. 21 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, разрабатывается рассматриваемый проект приказа ФАС России, направленный на систематизацию последовательности административных процедур (действий), предпринимаемых органами государственного контроля (надзора), в процессе осуществления своих полномочий, в том числе по вопросу согласования принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше предельного максимального уровня тарифов или ниже предельного минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Разработчик – ФАС России
Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта
ID проекта: 01/02/08-19/00093926
Ссылка на проект: Посмотреть
Источник: Посмотреть
- 12.08.2019 ФАС России уведомила о подготовке проекта приказа «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей».
Проектом приказа предполагается предусмотреть, что с даты его вступления в силу приказ Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» не применяется в части государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям. Согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.2014 № 179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики» в проекте Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителям, необходимо определить порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих монопотребителей.
Разработчик – ФАС России
Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта
ID проекта: 01/02/08-19/00093929
Ссылка на проект: Посмотреть
Источник: Посмотреть
- 14.08.2019 открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Проектом постановления предусмотрено, в том числе дополнение Положения о Минэнерго России полномочиями, установленными ст. 293 и 294 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в части выдачи предписаний о представлении документов и (или) информации, предусмотренных положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований, а также осуществления в пределах своих полномочий производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 33 ст. 19.5 и ст.14.1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением лицензионных требований или без лицензии).
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 01/01/08-19/00093997
Ссылка на проект: Посмотреть
- ФАС России начинает совершенствование законодательства о закупках по 223-ФЗ.
12-08-2019
Антимонопольное ведомство начинает работу по совершенствованию Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
«То, что происходит сегодня в системе закупок в рамках 223-ФЗ противоречит интересам экономического развития нашей страны. Закон нуждается в серьёзной доработке, так как по сути практически не содержит никакой регламентации закупок. Заказчики и контролирующие органы сейчас полностью свободны в своих действиях и каждый из них понимает, как правильно надо делать по-своему – правил же нет, – констатирует всю серьёзность ситуации Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России. – Поэтому необходимо совместно с участниками рынка начать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере закупок госкомпаний. И в этой работе заинтересованы во многом сами участники рынка, потому что без четких и ясных правил плохо всем».
В 2018 году среднее количество заявок на участие в закупке составило всего лишь 1,64 заявки. При этом за прошлый год в рамках 223-ФЗ заключено договоров на сумму свыше 16,7 трлн. рублей. Наиболее распространенными способами определения поставщика являются закупки иными способами – 60% от стоимостного объема, а также закупки у единственного поставщика, которые составляют 35% от стоимостного объема.¹
«Эти данные свидетельствуют о том, что существенных изменений в сфере закупок госкомпаний не происходит. Во многих случаях при проведении торгов мы наблюдаем отсутствие конкуренции, контракты заключаются с единственными поставщиками», – говорит Артем Лобов, начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.
По мнению ФАС России, наличие чётких правил для проведения закупок в рамках 223-ФЗ, в том числе введение регламентации заключения договора, позволит внедрить в данную сферу механизмы здоровой конкуренции и снизить издержки по закупкам.
Основными проблемами, которые приводят к снижению эффективности закупочных процедур в рамках 223-ФЗ являются:
- неограниченное право осуществления закупок у единственного поставщика;
- отсутствие единых требований к участникам закупок;
- отсутствие требований к составу заявок;
- отсутствие единых требований к порядку оценки заявок;
- изменение условий договора.
В данной работе ФАС России предложила поучаствовать участникам экспертного сообщества.
¹ Мониторинг применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2018 году (уточненные сведения на основании данных отчетности), подготовленный Министерством финансов РФ.
Источник: Посмотреть
- Тарифы отключают от повышения. Жалобы крупных потребителей электроэнергии дошли до первого вице-премьера.
13-08-2019
Минэкономики отправило в правительство негативную оценку социально-экономических последствий от введения дифференциации единого тарифа Федеральной сетевой компании (подконтрольна «Россетям», управляет магистральными электросетями) и оплаты резерва электросетевой мощности. Эти меры являются частью реформы электросетевых тарифов, которую поддерживают Минэнерго, «Россети» и профильный вице-премьер Дмитрий Козак, но критикуют другие регуляторы и участники рынка. Они пожаловались первому вице-премьеру Антону Силуанову, который и поручил Минэкономики провести оценку. Министерство заключило, что введение платы за резерв мощности приведет к замедлению экономики и многомиллиардным потерям потребителей.
Суть спорной повестки – к 2024 году потребители должны перейти на полную оплату зарезервированной за ними, но простаивающей трансформаторной мощности либо отказаться от нее. Также «Россети» хотят повысить тариф для крупной промышленности, напрямую подключенной к магистральным сетям, – в два раза за семь лет. Письма Дмитрию Медведеву с просьбой отказаться от этих идей писали металлурги и нефтяники, но премьер на встрече с главой «Россетей» Павлом Ливинским 28 июня согласился ускорить принятие изменений.
Даже если бизнес будет быстро отказываться от этих излишков, плата для потребителей, по оценке Минэкономики, вырастет на 221 млрд. руб. до 2024 года.
Если же переход будет медленнее (год для 80% потребителей и два года – для остальных), плата увеличится на 394 млрд. руб. Для описания эффекта от дифференциации единого тарифа ФСК Минэкономики пользуется оценкой Минэнерго – совокупная нагрузка на бизнес вырастет на 45 млрд. руб. за 2020–2024 годы. В целом обе меры, по оценке Минэкономики, увеличат тарифную нагрузку на бизнес в базовом сценарии на 369 млрд. руб., или 79 млрд. руб. в год. Совокупный объем платежей энергорынка в 2019 году достигает 2,59 трлн. руб.
В базовом прогнозе эти меры замедлят рост ВВП на 0,083% к 2024 году, в наихудшем – на 0,095%. Объем производства в энергоемких отраслях снизится на 0,137–0,145% (в негативном сценарии – на 0,157–0,166%). Совокупные потери экономики в 2020–2024 годах составят 577 млрд. руб. (в ценах 2019 года) в базовом и 686 млрд. руб. в негативном варианте. Инвестиции промышленности могут сократиться на 0,16% и 0,18% соответственно к 2024 году.
По оценке Минпромторга, чью позицию в своем письме приводит Минэкономики, если инициативы «Россетей» и Минэнерго будут приняты, прирост платежей потребителей составит не менее 138 млрд. руб., что снизит физический объем промпроизводства на 0,5 процентного пункта, стоимость продукции вырастет на 5–9%. Минстрой считает, что реформа электросетей поднимет стоимость электроэнергии для коммунальных предприятий в два с половиной раза до 2025 года. Это может потребовать компенсации из бюджета, а также снизит инвестиции коммунальщиков на 40%. ФАС полагает, что дифференциация тарифа ФСК спровоцирует промышленность уходить из единой сети, это снизит потребление, нарастит перекрестное субсидирование и повысит тарифы. Служба предлагает вводить оплату резерва мощности поэтапно и только в местах, где существует дефицит сетевой мощности, но есть спрос на нее. В ФАС «Ъ» подтвердили свою позицию.
Гендиректор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев отмечает, что отказ от сетевых инициатив защитит промышленность, коммуналку и бюджетников, поможет достижению национальных целей и «принудит сетевую монополию наконец заниматься собственной эффективностью, а не отъемом ресурсов у других секторов».
По оценке ассоциации «Русская сталь», дифференциация тарифа ФСК повысит платежи черной металлургии на 10 млрд. руб. в год и сделает нерентабельным производство, например, сортового проката. Резерв мощности повысит стоимость услуг по передаче электроэнергии на 80–200%. В РСПП считают, что услуги по передаче могут подорожать еще сильнее – на 400%, допнагрузку там оценивают в 140 млрд. руб.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» подчеркивает, что введение платы за резерв логично с точки зрения экономически обоснованного отражения затрат на энергоснабжение потребителя, но, по сути, промышленности предлагают одновременно платить полную стоимость содержания сетей и параллельно продолжать субсидировать тарифы для населения. «Вместе с растущим бременем от программ поддержки ВИЭ, модернизации старых ТЭС и т. д. единая энергосистема из источника бесперебойной поставки электроэнергии превращается в источник бесперебойного роста тарифной нагрузки на промышленность и стимулирует болезненный, но очевидный уход на собственную генерацию», – говорит аналитик.
Источник: Посмотреть
- УФАС: Срабатывание антимагнитной пломбы – не доказательство безучётного потребления электроэнергии.
15-08-2019
Действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» при получении показаний и проверки прибора учета не соответствует основным положениям постановления Правительства РФ № 442 и приводят к ущемлению интересов заявителя в сфере фермерской деятельности. К такому выводу пришла комиссия Нижегородское УФАС, разбираясь в споре хозяйства «Кармен» с ПАО.
Согласно полученной информации, представители «Кармен» обратились в УФАС с жалобой на необоснованное начисление платы за безучетное потребление электроэнергии на объекте фермерского хозяйства в селе Староустье Воскресенского района. При рассмотрении материалов выяснилось, что 20 апреля 2018 года ПАО «МРСК Центра и Приволжья» провело контрольное снятие показаний приборов учёта «Меркурий» 230 АН-03 на объекте заявителя, выявив нарушение антимагнитной пломбы.
Между тем, хотя проверка проводилась в соответствии с утверждённым планом-графиком проверок на апрель 2018 года, представители «Кармен» о ней уведомлены не были. И уже 24 апреля 2018 сотрудники сетевой организации составили акт о безучетном потреблении электроэнергии. В графе «Способ и место осуществления безучётного потребления электроэнергии» указано: «Нарушена целостность антимагнитной пломбы МТЛ-20 № 031007, установленной сетевой организацией: сработал магниточувствительный индикатор пломбы вследствие воздействия магнитного поля на прибор учёта для искажения расчётных показаний и осуществления безучётного потребления электроэнергии». Не согласившись с предъявленным обвинением, глава «Кармен» сделал соответствующую запись в графе «объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление электроэнергии»: «К данному нарушению не имею никакого отношения. Безучётного потребления у меня нет».
Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что факт безучетного потребления электроэнергии КФХ «Кармен» материалами дела не подтвержден. А действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» приводят к ущемлению интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Дело в том, что первым арбитражным апелляционным судом уже было рассмотрено заявление о признании недействительным решения по аналогичному делу о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Тогда Нижегородское УФАС России также пришло к выводу о том, что факт срабатывания антимагнитной пломбы не является доказательством безучётного потребления электрической энергии. Также была установлена необходимость уведомления собственника энергопринимающих устройств о проверке со стороны сетевой организации. Решение Нижегородского УФАС России признано законным.
15 августа текущего года комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт нарушения ПАО «МСРК Центра и Приволжья» запрета на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, установленного ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Межраспределительной сетевой компании выдано предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Источник: Посмотреть
- Верховный Суд согласился с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что законодательно не ограничен размер компенсаций, выплачиваемых гарантирующим поставщиком сетевой организации при введении ограничения (возобновлении) режима потребления электроэнергии потребителям (определение ВС РФ от 12.08.2019 № 310-ЭС19-15246).
Основной вывод: то обстоятельство, что законодатель ограничил размер компенсации расходов инициатора на введение режима ограничения до 10 000 руб. (для граждан – потребителей электроэнергии – 1000 руб.), не означает, что такое ограничение введено в отношениях между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, исполняющей заказ гарантирующего поставщика на ведение ограничения в отношении потребителей, так как норма п. 20 Правил ограничения режима потребления № 442 такое положение не содержит. Размер такой компенсации определяется соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком.
Ключевые тезисы, вытекающие из судебных актов:
- по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг;
- услуги по передаче электрической энергии включают в себя комплекс организационно и технологически связанных действий, в которые входят и действия по введению ограничения (возобновлению) режима потребления. Согласно п. 12 Правил недискриминационного доступа № 861 в рамках договора об оказании услуг по передаче электрической энергии сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их;
- в п. 20 Правил ограничения режима потребления № 442 установлено, что инициатор введения ограничения, являющийся гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или производителем электрической энергии на розничном рынке, вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. 2 и 4 пп. «б» и пп. «д» п. 2 настоящих Правил, компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и возобновлению подачи электрической энергии, а также с совершением им действий, предусмотренных настоящими Правилами;
- согласно абз. 4 п. 20 Правил ограничения режима потребления № 442 (в редакции Постановления № 624) размер компенсации понесенных инициатором введения ограничения расходов, не может превышать 10 000 руб. (для граждан-потребителей электрической энергии – 1000 руб.). Как указал Верховный Суд РФ в решении от 31.01.2018 № АКПИ17-1013, предусмотренные ограничения размера компенсации направлены на обеспечение баланса интересов потребителей и поставщиков посредством установления разумного предела компенсации соответствующих расходов потребителем в целях его защиты от необоснованных требований инициатора ограничения режима потребления электрической энергии, что соответствует п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
- пункт 20 Правил ограничения режима потребления № 442 в новой редакции регулирует отношения между инициатором введения ограничения, являющимся или гарантирующим поставщиком, или сетевой организацией, и непосредственно потребителем электрической энергии, то есть является императивным в отношениях между инициатором введения режима ограничения и непосредственными потребителями;
- в силу п. 3 и 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» стоимость услуг по введению ограничения потребления электрической энергии и восстановлению энергопотребления не дифференцируется по критерию правового статуса потребителя (юридические или физические лица), зависит от экономически обоснованных расходов, понесенных исполнителем при осуществлении указанных мероприятий и не входит в перечень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничных рынках, подлежащие государственному регулированию в электроэнергетике.
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть
- УФАС оштрафовало ООО «Азовский мопорт» на 100 тыс. руб. за необоснованное прекращение поставки электроэнергии.
14-08-2019
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Ростовской области, подтверждающее правомерность позиции Ростовского управления ФАС (УФАС) России в отношении ООО «Азовский морской порт», нарушившего нормы антимонопольного законодательства, сообщает пресс-служба управления.
Суть решения состояла в необоснованном прекращении поставки электроэнергии ООО «Фрегат», возникшем по инициативе ООО «Азовский морской порт».
Энергопринимающие устройства ООО «Фрегат» имеют опосредованное подключение к электрическим сетям АО «Донэнерго» посредством объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач, подстанций), принадлежащих ООО «Азовский морской порт». Таким образом, порт может оказывать влияние на энергоснабжение помещения.
За необоснованное прекращение поставки электроэнергии ООО «Фрегат» Ростовское УФАС России привлекло ООО «Азовский морской порт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 100 тыс. руб.
Источник: Посмотреть