- До 1 июля 2021 г. энергосбытовая деятельность может осуществляться без лицензии и без применения в этом случае мер ответственности (постановление Правительства РФ от 27.06.2020 № 940).
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2020 № 940 «О внесении изменений в приложение № 8 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440» установлено, что до 1 июля 2021 года энергосбытовая деятельность может осуществляться без лицензии и без применения в этом случае мер ответственности
Для получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности не требуется получение лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией, а также территориальной сетевой организацией для целей исполнения функций гарантирующего поставщика в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике.
Начало действия документа - 30.06.2020.
- Изменяются правила организации учета электрической энергии с 1 июля 2020 года (постановление Правительства РФ от 18.04.2020 № 554).
Изменения внесены в Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и Правила технологического присоединения к электрическим сетям.
Расширено понятие «безучетное потребление». К нему отнесены, в частности, случаи вмешательства в работу измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, компонентов интеллектуальной системы учета, а также нарушения (повреждения) нанесенных на них пломб или знаков визуального контроля.
В новой редакции изложены правила организации учета электроэнергии на розничных рынках. К существенным условиям договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и договора о возмездном оказании услуг по передаче электроэнергии отнесена неустойка в размере и в случаях, которые предусмотрены указанными правилами.
Гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электроэнергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска оборудования, а также необходимых нематериальных активов, и последующей их эксплуатации, в том числе с помощью интеллектуальных систем учета электроэнергии (мощности):
- при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или межповерочного интервала оборудования, используемого для коммерческого учета, в том числе не принадлежащего сетевой организации (гарантирующему поставщику);
- в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электроэнергии (мощности), за исключением установленных случаев.
Изменяются требования к договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)). Например, такой договор должен содержать порядок установки прибора учета, наименование и контакты юридического лица, ответственного за эксплуатацию прибора учета.
Используемые на 1 июля 2020 года приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), не соответствующие новым требованиям, могут быть использованы вплоть до истечения их межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода их из строя или утраты.
Начало действия документа - 01.07.2020.
- С 1 июля 2020 года устанавливается порядок предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)(постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 890).
По всем приборам учета электрической энергии, допускаемым (вводимым) в эксплуатацию с 1 января 2022 года для целей коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках или предоставления коммунальных услуг по электроснабжению, владельцы интеллектуальных систем учета безвозмездно обеспечивают пользователям возможность использования их функций.
Предоставление пользователю интеллектуальной системы учета доступа к ее функциям в отношении прибора учета электрической энергии должно быть обеспечено с момента присоединения соответствующего прибора учета к интеллектуальной системе учета соответствующего гарантирующего поставщика или сетевой организации.
Предоставление доступа должно быть обеспечено в объеме, необходимом для реализации прав и обязанностей пользователей интеллектуальной системы учета, предусмотренных законодательством РФ.
Приборы учета электрической энергии, присоединенные к интеллектуальной системе учета, могут передавать информацию по проводным или беспроводным сетям связи, а также по линиям электропередачи с применением соответствующих технологий.
Владельцы интеллектуальных систем учета обязаны обеспечить пользователям интеллектуальных систем учета непрерывный доступ к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета.
Также определены перечень функций интеллектуальной системы учета и требования к ним; перечень функций приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета, и требования к ним; порядок присоединения приборов учета к интеллектуальной системе и предоставления доступа к ее функциям; требования по защите размещаемой информации; требования к порядку обмена информацией.
Начало действия документа - 01.07.2020.
- Скорректированы положения отдельных актов Правительства РФ по вопросам определения объемов поставки электроэнергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка(постановление Правительства РФ от 30.06.2020 № 969).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 969 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» скорректированы положения отдельных актов Правительства РФ по вопросам определения объемов поставки электроэнергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка.
Поправки внесены в:
- Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.010 № 1172;
- постановление Правительства РФ от 30.04.2018 № 534.
Установлено также, что дополнительное снижение долей, применяемых для определения объемов поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, по результатам установления фактов несоблюдения критериев, указанных в пункте 72(1) Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, за I квартал 2020 года не осуществляется.
Начало действия документа - 02.07.2020.
- Установлены требования к квалификациям, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации в электроэнергетике(приказ АНО НАРК от 26.06.2020 № 49/20-ПР).
Приказом АНО НАРК от 26.06.2020 N 49/20-ПР «Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в электроэнергетике» предусмотрены наименования квалификаций и требования к ним в отношении в том числе:
- специалиста по подготовке показателей для среднесрочного и долгосрочного прогноза потребления электрической энергии и мощности (5 уровень квалификации);
- инженера по договорной работе энергосбытовой организации (5 уровень квалификации);
- электромонтера по обслуживанию приборов учета (3 уровень квалификации);
- начальника смены электрического цеха тепловой электростанции (5 уровень квалификации).
Указаны перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации, срок действия свидетельства о квалификации и прочее.
Соответствующая информация будет внесена в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций и размещена на сайте АНО «НАРК».
- 03.07.2020 на стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».
Проект постановления Правительства РФ разработан Минэнерго России во исполнение пункта 3.2 поручения Правительства РФ от 28.08.2019 № ДК-П9-161пр, а также Стратегии развития электросетевого комплекса РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р, в рамках которой предусмотрено сокращение степени разрозненности и повышения контроля над территориальными сетевыми организациями.
Большое количество территориальных сетевых организаций усиливает риски в отношении работы электрической сети и предопределяет неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием.
Зачастую происходит дублирование операционных издержек (например, на содержание ремонтного персонала и диспетчеризацию) и инвестиционных затрат (на строительство новых подстанций). В то же время малые территориальные сетевые организации не обладают достаточным масштабом для самостоятельного разрешения чрезвычайных ситуаций.
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в критерии ТСО в части уточнения формы владения объектами электросетевого хозяйства, используемых для осуществления регулируемой деятельности, а именно владение:
- на праве собственности;
- на праве хозяйственного ведения;
- на праве оперативного управления;
- на основании концессионного соглашения;
- на ином законном основании в случае, если право собственности принадлежит лицу, которое в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», за исключением признака, указанного в пункте 7 части 1 статьи 9 данного Федерального закона, входит в одну группу лиц с такой организацией.
Проектом постановления предусматривается, что новые критерии ТСО будут применяться при тарифном регулировании на 2023 год, что позволит владельцам объектов электросетевого хозяйства в течение 2021 и 2022 годов осуществить необходимые действия по обеспечению их соответствия критериям ТСО либо консолидации с иными территориальными сетевыми организациями.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 01/01/01-20/00098992
- Верховный Суд задал ориентиры бездоговорного потребления электроэнергии (определение ВС РФ от 16.06.2020 № 305-ЭС19-17348)
Ключевые тезисы:
- В соответствии с абз. 9 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках. В рассматриваемом случае основанием для взыскания с потребителя неосновательного обогащения явилось якобы потребление электрической энергии в отсутствие договора энергоснабжения. При этом фактов несанкционированного подключения к сетям со стороны потребителя не выявлено.
- При осуществлении технологического присоединения энергопринимающего оборудования потребителя к сетям сетевой организации бездоговорное потребление, как правило, характеризуется не совершением потребителем действий по заключению договора с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) после подачи напряжения и мощности в сеть и составления акта о технологическом присоединении как этапов, завершающих процедуру технологического присоединения.
- Исходя из особенностей рассматриваемых правоотношений именно истец (сетевая организация) должен доказать, что у ответчика (потребитель энергии) имелись фактические (подача напряжения и мощности) и юридические (составление соответствующих документов) основания для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи), однако эта обязанность потребителем не исполнена.
- Отсутствие фактической возможности потреблять ресурс в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя исключает использование показаний прибора учета, не являющегося расчетным и установленного потребителем на своих объектах для последующего внутреннего контроля, в качестве доказательства потребления энергии.
- В результате неправильного распределения бремени доказывания суды, взыскав с потребителя стоимость бездоговорного потребления энергии, неправомерно исходили из доказательств, которые в силу законодательства не подтверждали факт не только бездоговорного потребления, но и потребления ресурса как такового.
Учитывая изложенные обстоятельства, Верховный Суд РФ отменил постановления судов нижестоящих инстанций и отказал истцу во взыскании с ответчика предъявленной суммы бездоговорного потребления.