ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ОТ 07.10.2019 Г.

  • Установлен механизм компенсации потерь покупателям оптового рынка электрической энергии и мощности при срабатывании специальной автоматики отключения нагрузки (постановление Правительства РФ от 28.09.2019 № 1266).

В настоящее время Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, не предусмотрена компенсация упущенной экономической выгоды от недоотпуска продукции при срабатывании специальной автоматики отключения нагрузки (САОН).

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2019 № 1266 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности» предусматривается, что в случае если системным оператором зафиксирован факт срабатывания САОН у потребителя, объем обязательств указанного потребителя по покупке мощности снижается путем перераспределения части стоимости покупки мощности на иных потребителей, не подключенных к САОН.

Начало действия документа – 09.10.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • 02.10.2019 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «Об утверждении порядка согласования Федеральной антимонопольной службой графиков доведения ставок перекрестного субсидирования, дифференцированных по уровням напряжения, утверждаемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации».

Проект приказа разработан в соответствии с п. 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 25.09.2019 № ДК-П9-177пр.

Указанным Проектом приказа предусматривается процедура согласования ФАС России графиков доведения ставок перекрестного субсидирования, дифференцированных по уровням напряжения, утверждаемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, в целях обеспечения экономически обоснованного расчёта ставки перекрестного субсидирования, учитываемой в регулируемых ценах (тарифах), в том числе предусматривается порядок взаимодействия между уполномоченными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в процессе согласования графиков доведения ставок перекрестного субсидирования, дифференцированных по уровням напряжения, утверждаемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.

Данный приказ необходим для обеспечения соблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов).

Проектом приказа предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса о согласовании графика доведения ставки перекрестного субсидирования, дифференцированной по уровням напряжения, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, является заявление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, направленное в Федеральную антимонопольную службу.

Решение по результатам рассмотрения заявления принимается Федеральной антимонопольной службой не позднее 30 рабочих дней со дня принятия его к рассмотрению.

Разработчик – ФАС России

Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/10-19/00095505

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 03.10.2019 ФАС России уведомило о проведении независимой антикоррупционной экспертизы в отношении проекта приказа «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка на 2020 год».

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России подготовлен проект приказа «О ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка на 2020 год».

При определении регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на 2020 год для поставщиков оптового рынка, расположенных на территориях неценовых зон, в соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, применялся метод индексации. Расчет регулируемых цен (тарифов) произведен в соответствии с Формулами индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемыми в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядком их применения, а также порядком установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах, утвержденными приказом ФСТ России от 28.08.2014 № 210-э/1.

Тарифы на электрическую энергию (мощность) определены в соответствии с основными параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.

Тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2020 год рассчитаны исходя из утвержденного приказом ФАС России от 20.06.2019 № 828/19-ДСП сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии и мощности в рамках ЕЭС России на 2020 год.

В соответствии с пунктом 11(1) Основ ценообразования № 1178, регулируемые цены (тарифы) установлены с календарной разбивкой исходя из не превышения величины цен (тарифов) в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 01/02/10-19/00095532

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 02 октября Правительством РФ одобрен проект федерального закона, исключающего меры поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части исключения мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива» предлагается внести изменения в части исключения положений, которые предписывают оказывать генерирующим объектам, функционирующим на розничных рынках электрической энергии на основе использования торфа, меры поддержки, аналогичные мерам, предусмотренным для генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.

Принятие законопроекта будет способствовать ограничению роста цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность за счёт уменьшения нагрузки на рынок электрической энергии (мощности) от реализации соответствующих мер поддержки генерирующим объектам, функционирующим на розничных рынках электрической энергии на основе использования торфа.

02 октября указанный законопроект одобрен Правительством РФ и будет внесен в Государственную Думу для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.

Источник: Посмотреть

  • ФАС внесла в правительство законопроект о единых принципах тарифного регулирования.

01-10-2019

ФАС России совместно с Министерством экономического развития РФ внесли в Правительство РФ законопроект, предусматривающий создание единых принципов регулирования тарифов, сообщили ТАСС в антимонопольном ведомстве. В частности, согласно проекту закона, тарифы будут вводиться в действие на срок не менее 5 лет, с возможностью их корректировки лишь в исключительных случаях, установленных Правительством РФ.

Законопроект совершенствует систему государственного регулирования тарифов и, по сути, станет ключевым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере государственного регулирования тарифов, говорится в тексте законопроекта.

«Законопроект займет в системе законодательства Российской Федерации положение системообразующего закона, регулирующего отношения в сфере государственного регулирования тарифов, на основании норм которого будет осуществляться дальнейшее развитие системы государственного регулирования указанных отношений с учетом отраслевой специфики», - поясняется в документе.

На сегодняшний день тарифное регулирование осуществляется в соответствии с федеральными законами «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», «О газоснабжении», «Об отходах производства и потребления», «О естественных монополиях» и некоторыми другими. Таким образом, единого системообразующего нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере государственного регулирования тарифов, нет.

Новый законопроект будет определять основные понятия, используемые в сфере госрегулирования тарифов, единые для всех регулируемых сфер цели и принципы.

Законопроект также коснется правил утверждения инвестиционных программ. Так, документ «закрепляет единые требования к содержанию и сроку утверждения инвестиционных программ, форме осуществления надзора за реализацией инвестиционных программ, а также последствиям неисполнения регулируемым субъектом инвестиционной программы, финансируемой из тарифного источника».

В случае принятия соответствующего закона он вступит в силу с 1 июля 2020 г.

Источник: Посмотреть

  • Заместитель Министра энергетики РФ Юрий Маневич рассказал о перспективах развития отечественной электроэнергетики.

01-10-2019

Отвечая на вопрос о задачах, стоящих перед отраслью, замглавы энергетического ведомства отметил, что одной из приоритетных проблем, требующих первоочередного решения, считает перекрестное субсидирование. «Перекрестное субсидирование сильно искажает работу отрасли, подает неправильные сигналы потребителям. Поэтому бесконечно наращивать использование этого инструмента нельзя. Отрасль может не выдержать такой нагрузки и сама станет источником кризиса, а не развития всей экономики», – пояснил Юрий Маневич.

Заместитель Министра также дал свою оценку реформе электроэнергетики, прошедшей в России в 2002-2008 годах. «В результате реформы появился конкурентный рынок электроэнергии. Он сохраняет привлекательность для инвесторов. При этом в эксплуатацию вводятся современные станции, позволяющие снизить расходы на выработку электроэнергии, что является важнейшим показателем роста энергоэффективности. По состоянию на конец прошлого года появились 132 новых блока тепловых электростанций мощностью около 30 ГВт». Юрий Маневич объяснил, что такие изменения положительно сказываются на повышении надежности энергосистемы. «За три последних года число регионов с высокими рисками перерывов энергоснабжения снизилось с 9 до 5. Уменьшилось количество аварий и их средняя продолжительность», – сказал он.

В интервью была затронута и тема утвержденной генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. По словам Юрия Маневича, основная задача Плана – формирование в долгосрочной перспективе сбалансированной структуры генерирующих мощностей. «При прогнозируемом росте электропотребления к 2035 году до 1345 млрд. кВт*ч (1,2% в год) потребуется ввод 84 ГВт новых генерирующих мощностей и модернизация еще 76 ГВт существующих», – отметил заместитель Министра.

По его словам, трансформация отрасли еще будет продолжаться: «Прорывные технологии способны привести к переходу энергетики на новый технологический базис («энергетическая революция»). Сюда можно отнести возобновляемые источники энергии и накопители энергии, гибридные и электромобили, включая автомобили на водородном топливе, сетевые технологии (активно-адаптивные сети, распределенная генерация, «энергетический интернет» и т.п.), а также энергоэффективные технологии в домах (с нулевым потреблением, «умный дом», «умный город»)».

Юрий Маневич также поделился своим видением перспектив трансформации отрасли: «До 2035 года мировая энергетика будет все еще основываться на ископаемых видах топлива, с доминированием углеводородного сырья. При этом существующие системы централизованного электроснабжения будут основным источником электроэнергии, несмотря на активное развитие распределенной генерации», – заключил замглавы энергетического ведомства.

Полная версия интервью доступна здесь.

  • Андрей Черезов рассказал о перспективах цифровизации, нормативных изменениях в электроэнергетике и безопасности в ТЭК.

01-10-2019

Заместитель Министра энергетики РФ Андрей Черезов в интервью журналу «Энергетика и промышленность России» рассказал о перспективах цифровизации, нормативных изменениях в электроэнергетике и безопасности в ТЭК.

Андрей Черезов напомнил, что еще в 2018 году был принят важнейший системный документ – Правила технологического функционирования электроэнергетических систем¹. В развитие указанного документа Минэнерго России утверждены и зарегистрированы в Минюсте 17 приказов, на государственной регистрации в Минюсте России находятся еще 13 приказов.

«Таким образом, у электросетевых компаний будут единые общеобязательные требования, начиная с проектирования объектов и заканчивая их эксплуатацией, что, по нашему мнению, должно привести к надежному функционированию электросетевого комплекса и обеспечению бесперебойного энергоснабжения потребителей. При этом, как будет меняться структура компаний, зависит от менеджмента компании. Главное, чтобы те требования, которые уже разработаны и которые еще предстоит принять, выполнялись. Мы за этим будем тщательно следить», – сказал заместитель Министра.

Андрей Черезов рассказал, что Минэнерго России совместно с МВД России, ФСБ России, Росгвардией и организациями ТЭК осуществляется мониторинг правоприменения в сфере безопасности организаций топливно-энергетического комплекса и вносит изменения в действующую нормативно-правовую базу.

 «С учетом активного развития беспилотных авиационных технологий, а также их применения международными террористическими организациями Минэнерго России приступило к проработке вопроса о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих ограничение несанкционированных полетов беспилотных летательных аппаратов, определение порядка их нейтрализации или уничтожения и, кроме того, их использования в интересах обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК», – добавил заместитель Министра.

В завершение интервью Андрей Черезов поделился планами на будущее: в рамках Минэнерго России будет создан ведомственный центр информационной безопасности, который позволит консолидировать усилия по противодействию кибератакам с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам и с корпоративными центрами информационной безопасности.

¹Справочно: постановление Правительства РФ от 13.08.2018 № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Полная версия интервью доступна здесь.

  • Минэнерго внесло в Белый дом дифференциацию тарифа ФСК.

02-10-2019

Минэнерго внесло в правительство проект федерального закона о дифференциации тарифа ФСК (подконтрольна «Россетям», управляет магистральными электросетями). Несмотря на критику со стороны крупной промышленности, Минэкономики и ФАС, министерство оставило без изменений прежнее предложение: дифференцировать тариф ФСК (един для всех), подняв его на 50% за семь лет для прямых потребителей магистральных сетей (сейчас тариф за передачу – 0,362 руб. за 1 кВт*ч). В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака подтвердили, что документ внесен в правительство. В Минэнерго отказались от комментариев.

Сейчас тариф для прямых потребителей магистральных сетей гораздо ниже, чем в распределительных сетях (1,914 руб. за 1 кВт*ч), и крупная промышленность для снижения издержек предпочитает подключаться к магистральным сетям. Как считают в Минэнерго, в результате на распредсети ложится вся социальная нагрузка в виде заниженных тарифов для населения (которые субсидируются промышленностью), а прямые потребители ФСК избегают этой ответственности. За счет дифференциации тарифа Минэнерго рассчитывает равномерно распределить перекрестное субсидирование между потребителями ФСК и распредсетей.

По оценке Минэнерго, рост тарифа ФСК на 50% (по 7–9% ежегодно) позволит перераспределить на прямых потребителей ФСК нагрузку в размере около 22 млрд. руб. до 2025 года.

В этом сценарии котловые тарифы распредсетей снизятся на 2,5% к 2025 году (2,229 руб. за 1 кВт*ч), а тариф для прямых потребителей ФСК достигнет 0,738 руб. за 1 кВт*ч. Минэнерго также предлагало уже с 2023 года подключать всех новых потребителей ФСК на условиях единого котлового тарифа распредсетей. Однако государственно-правовое управление президента в письме от 23 мая сочло такой подход «дискриминационным».

В Минэкономики документ не комментировали, но в августе дали отрицательную оценку социально-экономических последствий введения дифференциации тарифа ФСК. В ФАС говорят, что не поменяли свою позицию: глава службы Игорь Артемьев писал в марте, что идея приведет к уходу потребителей на собственную генерацию, что еще больше сократит объемы полезного отпуска и усугубит проблему перекрестного субсидирования. В ФСК замечают, что выбор потребителем источника электроснабжения определяется не только тарифом, но и, например, объемом мощности, требованиями по надежности, возможностью резервирования для категорийных потребителей и т. д. «Поэтому линейной зависимости между дифференциацией тарифа и поведением потребителей нет», – заключают там.

Источник «Ъ» среди потребителей отмечает, что дифференциация тарифа противоречит поручениям президента о минимизации перекрестного субсидирования.

Инициатива приведет к росту конечной цены электроэнергии для энергоемких потребителей примерно на 14%, при этом для распредсетей снижение не превысит 1%. Еще один собеседник среди промышленников добавляет, что из-за введения дифференциации расходы бизнеса увеличатся на 40 млрд. руб. в год, «эта и другие тарифные инициативы Минэнерго приведут к кратному росту расходов на электроэнергию для пятой части всех промышленных предприятий страны».

Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев считает, что «перебрасывание «перекрестки» из одной платежки в другую малому и среднему бизнесу ничего не даст, поскольку снижать тарифы «Россети» не намерены». По его мнению, для энергоемких промышленных потребителей инициатива усилит стимулы к сокращению потребления электроэнергии из общей сети и изымет ресурсы для развития.

Рост тарифа должен положительно отразиться на номинальном финансовом положении ФСК, отмечает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала», но, учитывая, что деньги будут компенсировать выпадающие доходы МРСК, общий финансовый эффект для группы будет нейтральным. Тем не менее, добавляет эксперт, фактически ввод такого тарифа «цементирует сохранение постоянного перекрестного субсидирования».

Источник: Посмотреть

  • Министерство энергетики поддерживает консолидацию электросетевого комплекса.

03-10-2019

Директор Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России Евгений Грабчак принял участие в работе панельной дискуссии «Что такое энергетика будущего?» в рамках деловой программы Международного форума «Российская энергетическая неделя».

В мероприятии приняли участие представители профильных министерств и ведомств, руководители ведущих электроэнергетических компаний России и мира и ключевые эксперты отрасли.

В ходе дискуссии участники круглого стола постарались дать объективную оценку пути развития энергосистемы России в долгосрочной перспективе, ее переходу на «цифровые рельсы», проанализировали международный прогрессивный опыт на рынках энергоресурсов и технологий.

В ходе своего выступления Евгений Грабчак рассказал о целевой картине электроэнергетики будущего. В качестве основных факторов, которые будут определять эффективность ее функционирования, он упомянул необходимость максимальной консолидации сетей.

«Государство как акционер крупнейшей электросетевой компании «Россети» заинтересовано в распространении действующих здесь единых высоких принципов качества на весь отечественный сетевой комплекс. Поэтому Министерство энергетики поддерживает процесс консолидации. Нужно выводить отечественный электросетевой комплекс на качественно новый уровень. Создавать современные цифровые платформы, где будут взаимодействовать потребители электроэнергии, производители оборудования и субъекты электроэнергетики – сетевые и генерирующие компании», – подчеркнул Евгений Грабчак.

Источник: Посмотреть

  • 3 октября Тверское УФАС оштрафовало ПАО «МРСК Центра» на 300 тыс. руб. за нарушение срока осуществления технологического присоединения к электрическим сетям.

В Управление ФАС по Тверской области поступило заявление о нарушении ПАО «МРСК Центра» срока осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объекта Заявителя.

Тверским УФАС установлено, что между Заявителем и ПАО «МРСК Центра» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра»  энергопринимающих устройств Заявителя.

Согласно пункту 5 указанного договора срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ПАО «МРСК Центра» составлял 4 месяца и истёк 04.10.2018.

Как указано Тверским УФАС, неисполнение ПАО «МРСК Центра» условий договора об осуществлении технологического присоединения в части нарушения предельных сроков технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей является нарушением ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и п. 16 Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Ответственность за вышеуказанное правонарушение установлена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и влечет для юридических лиц штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Тверским УФАС установлено, что поскольку ПАО «МРСК Центра» неоднократно привлекалось к административной ответственности за схожее правонарушение, в действиях ПАО «МРСК Центра» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (повторное совершение административного правонарушения, штраф от 600 тыс. руб. до 1 млн. руб.).

Однако при рассмотрении настоящего дела административным органом учтено ходатайство ПАО «МРСК Центра» о применении положений ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и информация о сложном финансовом положении ПАО «МРСК Центра», и значительном количестве подлежащих исполнению договоров технологического присоединения, в связи с чем  размер административного штрафа снижен до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, то есть до 300 тыс. руб.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть.

  • Верховный Суд согласился с позицией судов нижестоящих инстанций об обязанности сетевой организации возвратить сумму полученного аванса по договору техприсоединения (определение ВС РФ от 03.10.2019 № 305-ЭС19-16327).

АО «Москапстрой» обратилось в арбитражный суд к ПАО «МОЭСК» с иском о взыскании 5 802 847,06 руб. неосновательного обогащения в виде перечисленного аванса по договору техприсоединения, расторгнутому в последующем в одностороннем порядке АО «Москапстрой».

Решением арбитражного суда первой инстанции исковые требования АО «Москапстрой» удовлетворены. Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции изменено. С сетевой организации ПАО «МОЭСК» в пользу АО «Москапстрой» взыскано 5 773 832,83 руб. неосновательного обогащения; в удовлетворении остальной части иска отказано. Истцу отказано во взыскании 29 014,23 руб. ввиду того, что эта денежная сумма была удержана банком, как комиссия из поступившего ПАО «МОЭСК» аванса по договору техприсоединения до его расторжения и нет оснований для ее квалификации в качестве неотработанного аванса.

Не согласившись с принятыми судебными актами по делу, ПАО «МОЭСК» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило указанные судебные акты отменить как незаконные.

Определением от 03.10.2019 № 305-ЭС19-16327 Верховный Суд согласился с выводами судов нижестоящих инстанций по делу и отказал заявителю в удовлетворении  кассационной жалобы на основании следующего.

Как установлено судами, между АО «Москапстрой» (заказчик) и ПАО «МОЭСК» (исполнитель) был заключен договор  о присоединении энергопринимающих устройств к электрической сети.

По условиям заключенного договора заказчик перечислил исполнителю аванс в размере 5 802 847,06 руб.

18.04.2018 ПАО «МОЭСК» получено уведомление от заказчика о расторжении договора в одностороннем порядке, с требованием возвратить сумму неотработанного аванса. Следовательно, с 18.04.2018 договор техприсоединения считается расторгнутым и у исполнителя возникает обязанность возвратить заказчику сумму неотработанного аванса.

ПАО «МОЭСК» не представило доказательства исполнения договорных обязательств, а также доказательств несения каких-либо обоснованных расходов по договору техприсоединения (кроме банковской комиссии), в связи с чем суды пришли к выводу о возникновении на стороне сетевой организации неосновательного обогащения в размере 5 773 832,83 руб.

Суды также нашли несостоятельными доводы сетевой организации о злоупотреблении истцом правами, в связи с отказом от договора техприсоединения в отсутствии нарушения со стороны сетевой организации. Суды привели позицию ВС РФ, выраженную  в определении от 19.07.2016 № 304-ЭС16-10628 по аналогичному спору, согласно которой возможность расторжения договора техприсоединения в одностороннем порядке заказчиком полностью соответствует правовой направленности договоров подряда, возмездного оказания услуг, и смыслу договора технологического присоединения, в которых необходимость в получении результата работ (услуг) определяет именно заказник. Заказчику законодательно предоставлены более широкие основания для расторжения договоров по своей инициативе, в ряде случаев в отсутствие нарушений со стороны контрагента (исполнителя) и при соблюдении принципа необходимости оплаты уже понесенных исполнителем расходов или выполненных работ. Иное толкование положений закона об основаниях и праве заказчика на расторжение таких договоров в одностороннем порядке означало бы ограничение его права самостоятельно определять свои потребности в услугах, работах и утрату такой потребности и граничило бы с навязыванием услуг, работ, что противоречит общим принципам права, в том числе принципу свободы договора, разумным ограничением такой свободы.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

  • В апелляции «Русал» отказался от иска к «Юнипро» на 24 млн. рублей. Компания «Русал» урегулировала претензии с «Юнипро».

01-10-2019

В мае и июне этого года Арбитражный суд города Москвы полностью удовлетворил иски Новокузнецкого алюминиевого завода и Саяногорского алюминиевого завода (структуры «Русала») к «Юнипро» (дела №№ А40-13761/2019, А40-12454/19). Суд расторгнул договоры компаний о предоставлении мощности (ДПМ) и взыскал с ответчика 115 млн. руб. неосновательного обогащения.

«Юнипро» обжаловало решения первой инстанции в апелляции. 30.09.2019 в апелляционном суде «Русал» отказался от исков к компании. Апелляция решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-13761/2019 отменила и производство по делу прекратила, по делу № А40-12454/19 ходатайство «Русал» находится на рассмотрении, следует из картотеки арбитражных дел.

Также «Русал» отказался от иска по 2 другим делам, связанным с аварией на Березовской ГРЭС (дела №№ А40-13754/2019, А40-307364/2018), отказ принят судами, о чем вынесены соответствующие судебные акты 1 и 2 октября 2019.

На своем сайте «Юнипро» заявила, что компании договорились о взаимовыгодном сотрудничестве, поэтому «Русал» отказывается от всех требований. «Содержание договоренностей является внутренним делом обеих компаний и не раскрывается», – говорится в сообщении.

Как говорят источники «Ъ», энергокомпания «Юнипро» (подконтрольна немецкой Uniper) и «Русал» (входит в En+) заключили свободный двусторонний договор (СДД), предусматривающий предоставление скидки на поставку электроэнергии. Таково было условие урегулирования судебных споров между компаниями из-за аварии на Березовской ГРЭС. Скидка должна постепенно закрыть весь объем претензий структур «Русала» – 385,85 млн. руб.

Затянувшийся судебный конфликт между энергетиками и «Русалом» связан с аварией в феврале 2016 года на новом энергоблоке (800 МВт) Березовской ГРЭС «Юнипро». Через несколько месяцев после ввода на блоке произошел крупный пожар, полностью парализовавший его работу. После вывода в ремонт и до внеплановой аттестации блок получал усеченную плату за мощность – около 7%, в результате за девять месяцев простоя энергоемкие компании Сибири переплатили 950 млн. руб. После претензий потребителей в июне 2017 года ФАС возбудила дело, но оно также завершилось мировым соглашением.

Но ситуация не устроила «Русал», который пошел в суды с намерением оспорить переплаты. По предварительным итогам разбирательств «Русал» начал выигрывать, что насторожило других участников энергорынка, которые не хотели терять устойчивую конструкцию ДПМ-контрактов. В итоге вопрос в июле обсуждался на встрече у вице-премьера Дмитрия Козака, поручившего урегулировать спор сторон без судов.

Размер дисконта на поставку электроэнергии, предоставляемого «Русалу», и срок заключения договора пока неизвестны. В «Юнипро» и «Русале» наличие СДД и его условия комментировать отказались, ссылаясь на конфиденциальность соглашения.

СДД на рынке электроэнергии (РСВ) занимает небольшой объем – по данным «Совета рынка», 5,6–6,7% в зависимости от года. У «Русала» есть десятилетний договор на поставку электроэнергии с «Евросибэнерго» (также структура En+). До 2026 года компания будет поставлять около 37,6 млн. кВт*ч в год (62% от общего потребления «Русала»), дисконт к рынку – около 3,5%.

Если контракт с «Юнипро» заключен на весь остальной объем потребностей «Русала», а скидка совпадает со скидкой в контракте с «Евросибэнерго», то компания сможет вернуть 386 млн. руб. за шесть-семь месяцев, подсчитал Владимир Скляр из «ВТБ Капитала».

Но, по его мнению, наиболее вероятна схема, при которой возврат долга растянут на год с меньшей скидкой.

Открытым остается вопрос, как отреагируют на соглашение другие крупные потребители Сибири – ОАО РЖД, «Сибур», Evraz, СУЭК и «Транснефть». Компании на запрос «Ъ» не ответили, «Русэнергосбыт» (основной поставщик электроэнергии для ОАО РЖД) от комментариев отказался.

Партнер Law & Commerce Offer Антон Алексеев отмечает, что заключение СДД между «Юнипро» и «Русалом» «под давлением» иска говорит об «уязвимой позиции генкомпании» и может «послужить поводом для обращений в суд других лиц», хотя сам факт отказа от иска и заключения независимого соглашения прецедентом для других споров с точки зрения юриспруденции считаться не может. При этом, по словам господина Алексеева, нужно учитывать, что срок исковой давности для некоторых компаний может быть уже пропущен – это три года с момента аварии. Если аналогичный иск будет подан в пределах сроков исковой давности и принят судом, уточняет юрист, спор в первой инстанции может продлиться 1–1,5 года.

Ссылка на судебные акты: Постановление по Русал Братск; Определение по Русал Энерго; Постановление по Русал Новокузнецк

  • Злоупотребление доминирующим положением субъектом естественной монополии при проведении проверок систем учета потребителей электроэнергии подтверждено арбитражным судом.

04-10-2019

Арбитражный суд Липецкой области поддержал позицию Липецкого УФАС России в споре с АО «ЛГЭК».

Еще в августе 2018 года Комиссия Липецкого УФАС России признала в действиях сетевой организации злоупотребление доминирующим положением.

Арбитражный суд согласился с выводами антимонопольного органа  о том, что АО «ЛГЭК» вышло за допустимые пределы осуществления гражданских прав, нарушив периодичность проверок приборов учета потребителей, порядок их предварительного уведомления о проведении проверок, установлении факта безучетного потребления и расчета объемов электроэнергии. Результатом указанных действий явилось ущемление прав хозяйствующих субъектов.

Выводы по данному делу позволили исключить системное нарушение в организации работы сетевика, что, безусловно, приведет к положительному результату.

За вышеуказанное нарушение на монополиста наложен штраф  в  размере 4 792 087,50 руб.

Источник: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!