ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ОТ 04.11.2019 Г.

  • Минэкономики выступает против введения платы за резерв электросетевой мощности для генерирующих компаний, опасаясь роста цен на электроэнергию.

31-10-2019

Минэкономики скорректировало свою позицию относительно проекта постановления о введении платы за электросетевой резерв, внесенного Минэнерго в правительство 11 сентября. Вокруг документа ведется продолжительная дискуссия. На введении платы за электросетевой резерв настаивают Минэнерго и «Россети», категорически против выступают Минстрой и крупные промышленные потребители. ФАС и Минэкономики направили замечания к документу, в итоге его внесли в Белый дом с разногласиями, устранять которые предстоит вице-премьеру Дмитрию Козаку.

Сейчас потребители оплачивают только фактические объемы потребления сетевой мощности. Минэнерго же предлагает брать с крупных промышленных потребителей (свыше 670 кВт) плату и за невостребованную трансформаторную мощность электросетей (сейчас 101 ГВт, или 65% ежемесячно). Нагрузка на потребителей, использующих менее 60% максимальной мощности, будет расти постепенно (с 5% в 2020-м и до 100% в 2025 году). Первые два года будут переходным периодом, когда база тарифа на услуги по передаче электроэнергии меняться не будет.

В частности, проект Минэнерго приведет к тому, что платить за сетевую мощность должны будут не только потребители, но и производители энергии (в размере 20% от выработки), которым тоже нужно внешнее электроснабжение. Также придется платить и потребителям с собственной генерацией (блок-станциями).

Минэкономики, отмечая, что «в целом поддерживает инициативу Минэнерго», признает, что предложение об увеличении платы для генкомпаний «приведет к неизбежному увеличению расходов» и спровоцирует рост тарифов на энергорынке.

Генкомпании, отмечается в письме, не пользуются внешними электросетями, а потребляют собственную энергию для хозяйственных нужд через внутристанционные сети. Минэкономики также выступает против переходного двухлетнего периода, занижающего базу для расчета тарифа на передачу. По мнению ведомства, корректировку тарифной базы нужно вводить с первого года применения оплаты резервируемой мощности.

В «Россетях» не согласны с выводами Минэкономики. Там считают, что при введении платы за резерв мощности для производителей конечный тариф для потребителей не вырастет, поскольку увеличение объема услуг сетевых компаний в конечном итоге приведет к снижению тарифов на передачу. А стоимость сетевых услуг снизится для потребителей, эффективно использующих сетевую мощность. В Минэкономики, «Совете производителей энергии» на запрос «Ъ» не ответили, в Минэнерго сообщили, что не знакомы с предложениями Минэкономики.

Платежи промышленных предприятий с блок-станциями при одобрении варианта Минэнерго могут увеличиться суммарно на 13–14 млрд. руб. в год, посчитали в «Сообществе потребителей энергии». По мнению ассоциации, инициатива значимо вредит экономике предприятий, в том числе экологическим проектам по утилизации на своих электростанциях отходов производства.

Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов, наоборот, считает, что введение платы за резерв справедливо и для генкомпаний, которые используют электроэнергию из внешних сетей для пуска блоков и во время ремонтов. По его оценкам, электроэнергия для потребителей с блок-станциями на пике может подорожать на 20%, «но при дальнейшем запланированном снижении тарифа на передачу для всех и перераспределении излишков мощности произойдет снижение платежей».

Источник: Посмотреть

 

  • Конституционным Судом РФ обобщены решения, принятые во втором и третьем кварталах 2019 года, в том числе по вопросу электроснабжения (Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2019 года).

В Обзоре практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2019 года, в частности приводится постановление КС РФ от 25.04.2019 № 19-П, в котором Конституционный Суд дал оценку конституционности п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с данным пунктом, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основании разрешается вопрос о возможности оплаты собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, утратившему статус территориальной сетевой организации, деятельности по обеспечению перетока электрической энергии ее потребителям на розничном рынке электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства указанного собственника (владельца).

Конституционный Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно исключает для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, возможность возмещения расходов, понесенных им в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации.

Впредь до вступления в силу нового регулирования оспоренное положение подлежит применению в действующей редакции.

Ссылка на Обзор: Посмотреть

 

  • Определен порядок проведения аттестации, в том числе по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики (постановление Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365).

Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» установлен порядок проведения аттестации, в том числе по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, определены категории работников, проходящих аттестацию, случаи проведения внеочередной аттестации и категории работников, проходящих аттестацию в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти.

Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365, предусмотрено, что аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», проходят работники следующих категорий:

- руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте;

- должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов электроэнергетики, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов электроэнергетики;

- инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

- не указанные выше работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций;

- диспетчеры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Аттестация проводится в форме тестирования в электронной форме.

При проведении аттестации аттестационная комиссия:

- устанавливает личность аттестуемого лица;

- принимает решение об аттестации или об отказе в аттестации аттестуемого лица по результатам тестирования.

Предусматривается, что с 1 ноября 2019 года подлежат применению положения порядка проведения аттестации в части, касающейся использования Единого портала тестирования в области безопасности в сфере электроэнергетики в сети «Интернет».

Начало действия документа - 06.11.2019.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • 28.10.2019 ФАС России разместила на федеральном портале проектов НПА приказ «Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год».

Предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год рассчитаны без учета НДС.

Предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год определены в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э.

Предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год определены как разность предельных максимальных уровней тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей,  и суммы стоимости единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности для населения и цен (тарифов) на иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, а также сбытовой надбавки гарантирующего поставщика для категории «Население и приравненные к нему потребители».

Расчет предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год выполнен исходя из прогнозной стоимости единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности для населения, утверждение которой планируется на заседании Правления ФАС России в декабре 2019 года.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/10-19/00096466

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 01.11.2019 ФАС России разместила на федеральном портале проектов НПА приказ «Об утверждении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, на 2020 год».

В Проекте приказа ФАС России расчет цен на мощность и электрическую энергию, производимые с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, произведен в соответствии с Порядком определения цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего электрическую энергию и мощность в вынужденном режиме, утвержденным приказом ФСТ России от 13.10.2010 № 484-э, а также согласно нормам постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен тарифов в электроэнергетике».

Перечень генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей, а также перечень генерирующего оборудования, отнесенного к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, определен распоряжениями Правительства РФ от 29.07.2016 № 1619-р, от 23.12.2016 № 2789-р, от 29.08.2018 № 1804-р.

Величина перекрестного субсидирования рассчитана в размере сниженной величины перекрестного субсидирования на 20 %, учтенной ФАС России в 2019 году в ценах на мощность.

Разработчик – ФАС России

Процедура –  независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/02/11-19/00096685

Ссылка на проект: Посмотреть

  • Благодаря реформированию сферы электроэнергетики увеличилось количество независимых участников на этом рынке.

28-10-2019

24 октября 2019 года замглавы ФАС Андрей Цыганов провел заседание Комиссии по проведению анализа товарных рынков. Эксперты рассмотрели обзор состояния конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности в 2018 году.

Документ включает определение продуктовых и географических границ рынка, состав хозяйствующих субъектов, расчет объема оптового рынка и рыночных долей участников, уровень концентрации производителей на оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также определяет барьеры входа на этот рынок.

Эксперты пришли к выводу, что реформирование сферы электроэнергетики привело к увеличению количества независимых участников оптового рынка электрической энергии (мощности), и снижению уровня концентрации на нем. В целях дальнейшего развития конкуренции на этом рынке в обзоре предложен ряд мер, в том числе принятие нормативных правовых актов, предусмотренных Правилами осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, совершенствование механизмов торговли электрической энергии и мощностью, стимулирующие поставщиков к конкурентному поведению и повышению эффективности их деятельности, устранение технологических ограничений, существующих как между зонами свободного перетока, так и ценовыми зонами, путем строительства электросетевых объектов, увеличения пропускной способности сетей и др.

Как отметил Председатель Комиссии Андрей Цыганов, «оптовый рынок электрической энергии и мощности – важный системообразующий рынок. ФАС России внимательно следит за его функционированием и ежегодно проводит анализ состояния конкуренции на нем».

Источник: Посмотреть

  • ФАС заподозрила энергетиков в ценовом сговоре

28-10-2019

По данным «Ъ», ФАС заподозрила генерирующие компании в завышении ценовых заявок на рынке на сутки вперед (основной сектор торговли электроэнергией), что спровоцировало резкий рост стоимости энергии в первом полугодии. В европейской части РФ и на Урале он составил 10,2%, в Сибири — 11,3%, а переплата промышленности и госструктур достигла 60 млрд. руб. После начала расследования цены уже пошли вниз. Если сговор энергетиков удастся доказать, им грозят штрафы до 15% от годовой выручки.

ФАС провела предварительный анализ причин стремительного роста энергоцен на рынке на сутки вперед (РСВ) в январе—июне. В первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) электроэнергия начала дорожать с января (сразу на 7,6% год к году), продолжая по восходящей в феврале (на 9,2%), марте (14%), апреле (10%), мае (13%) и июне (на 15%, до 1,326 тыс. руб. за 1 МВт*ч). Во второй ценовой зоне (Сибирь) в январе рост составил 13,2%, в феврале — 8,2%, марте — 10,2%, апреле — 14%, мае — 32%, июне — 28% (до 1,022 тыс. руб. за 1 МВт*ч).

Основная часть электроэнергии продается один раз в сутки, отклонения от планируемых объемов потребители докупают на балансирующем рынке. На рынке электроэнергии генкомпании продают реально выработанные киловатт-часы, возмещая переменные расходы электростанций (в основном топливные). На продажу электроэнергии приходится больше половины выручки — 56% в 2018 году. Энергетики также получают деньги за продажу мощности — это фиксированные ежемесячные выплаты, компенсирующие условно-постоянные расходы.

После жалоб потребителей в июле ФАС запросила статистику о торгах у «Совета рынка» (регулятор энергорынков) и у «Системного оператора» (диспетчер энергосистемы). После предварительного анализа служба выявила «признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны нескольких групп лиц генерирующих компаний», сообщил «Ъ» заместитель главы ФАС Виталий Королев. По его словам, энергетики подавали завышенные ценовые заявки на РСВ, в ряде случаев уровень превышал среднерыночные индексы более чем на 30%. ФАС проводит дополнительную проверку «наличия признаков согласованных действий генкомпаний для принятия окончательных процессуальных решений».

Как пояснил «Ъ» собеседник, знакомый с предварительными итогами расследования, в европейской части РФ и на Урале высокие цены складывались в основном в зонах с запертой мощностью, где группы генераторов, пользуясь слабыми сетевыми связями (это не позволяет пропустить в зону более дешевую электроэнергию), резко повышали ценовые заявки, тем самым замыкая торги на РСВ своим дорогим предложением.

Общая переплата потребителей из-за этих отклонений составила около 60 млрд. руб., посчитали в «Сообществе потребителей энергии», отметив, что от завышения цен пострадали, в том числе бюджетные организации. В ассоциации надеются, что меры со стороны ФАС будут симметричны масштабу завышения энергоцен. Определенный эффект от расследования уже есть: после его начала цены на РСВ стали резко падать. В первой зоне они снизились в августе на 1,2%, а в сентябре — на 4,8% (1,291 тыс. руб. за 1 МВт*ч), во второй зоне в августе упали сразу на 17%, в сентябре — уже на 38,9% (560 руб. за 1 МВт*ч). По мнению Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», снижение цен происходит из-за возобновления импорта дешевой электроэнергии из Казахстана, восстановления производства ГЭС, что накладывается на высокую базу третьего квартала 2018 года, когда цены РСВ показали существенный рост.

В Сибири сказывается ранний отопительный сезон, из-за которого увеличиваются ценопринимающие предложения (бесценовые заявки) от ТЭЦ, добавляет аналитик.

В Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний не ответили на запрос «Ъ». В «Совете производителей энергии» сообщили, что «цены определяются рыночными механизмами, к которым относится и РСВ». В «Системном операторе» лишь отметили, что в первом полугодии отсутствовали «системно значимые технологические факторы», которые бы могли существенно повлиять на изменение режима работы энергосистемы. «Совет рынка» в июле отправил данные о торгах на РСВ в ФАС.

За манипуляцию энергоценами на оптовом рынке нарушителям грозят оборотные штрафы, отметил господин Королев. Если служба выявит сговор, они могут составить 3–15% от оборота, поясняет Сергей Ермоленко из ФБК Legal. На практике нарушители платят штрафы в среднем 7–8%, уточнил юрист, а для директоров компаний предусмотрено уголовное наказание — лишение свободы до трех лет. За манипуляцию энергоценами, добавил он, есть и отдельный штраф в размере 1 млн. руб.

Источник: Посмотреть

  • Минэнерго России подведены ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2019-2020 годов.

28-10-2019

В соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФот 10.05.2017 № 543, Минэнерго России осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее – субъекты электроэнергетики).

Департаментом оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233, проведена оценка выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.10.2019 на основании поступивших отчетных данных.

Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.

Ежемесячный мониторинг готовности направлен на предупреждение нарушений энергоснабжения потребителей в период сложных технологических режимов и низких температур.

Источник: Посмотреть

  • Состоялось совещание с руководителями компаний ТЭК по вопросам ввода первой очереди ГИС ТЭК в эксплуатацию.

30-10-2019

Заместитель Министра энергетики РФ Анатолий Тихонов провел совещание с руководителями компаний ТЭК по вопросам ввода Государственной Информационной Системы Топливно-Энергетического Комплекса в эксплуатацию. В совещании также приняли участие Директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго России Алексей Кулапин, заместитель генерального директора ФГБУ «РЭА» Минэнерго России Игорь Кожуховский,  а также представители компаний-субъектов ГИС ТЭК.

Открывая совещание, Анатолий Тихонов отметил, что 23 октября 2019 года состоялся ввод первой очереди ГИС ТЭК в эксплуатацию.

«Работа по доработке Системы велась довольно долго, несмотря на что ввод ГИС ТЭК в эксплуатацию состоялся в соответствии с утвержденным порядком. В процессе этих мероприятий мы постарались максимально учесть пожелания компаний, этот результат был бы невозможен без участия компаний ТЭК, их заинтересованной позиции», - подчеркнул он.

Для обеспечения готовности энергокомпаний к работе в Системе, в июле 2019 года  Министр энергетики РФ Александр Новак поручил  компаниям-субъектам ГИС ТЭК  определить ответственных должностных лиц для взаимодействия с Минэнерго России и ФГБУ «РЭА» Минэнерго России по вопросам ГИС ТЭК.

«Мы благодарны субъектам ГИС ТЭК за проявленную ответственность в подготовке к работе с ГИС ТЭК на этапе опытной эксплуатации ГИС ТЭК, и в данный момент нам бы хотелось видеть более активное участие компаний-субъектов в процессе регистрации в Системе», - отметил Анатолий Тихонов.

Директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго России Алексей Кулапин рассказал о принимаемых Минэнерго России мерах по вводу ГИС ТЭК в эксплуатацию. Он напомнил, что в ходе подготовки к вводу ГИС ТЭК в опытную и промышленную эксплуатацию были выпущены соответствующие распоряжения Правительства России, при этом основным нормативным актом сталприказ Минэнерго России о вводе ГИС ТЭК в эксплуатацию.  Приказы  об утверждении форм предоставления информации в ГИС ТЭК по сегментам нефти, газа, угля, энергоэффективности и интеграционного сегмента подписаны и зарегистрированы в Минюсте России. При этом приказ по сегменту электроэнергетики еще находится на регистрации в Минюсте России, уточнил Алексей Кулапин.

«Таким образом, нормативная база по вводу ГИС ТЭК в эксплуатацию выполнена в полном объеме, и  у компаний возникает ответственность за предоставление информации в систему. ФГБУ «РЭА» Минэнерго России переданы полномочия по управлению ГИС ТЭК в качестве оператора системы, для этого в ФГБУ «РЭА» Минэнерго России сформирована соответствующая техническая и организационная инфраструктура, организована линия техподдержки по всем вопросам», - отметил он.

Алексей Кулапин также подчеркнул, что ввод ГИС ТЭК в эксплуатацию находится в интересах и государства, и бизнеса.

Источник: Посмотреть

  • АО «Прионежская сетевая компания» оштрафовано на 300 тыс. руб. за нарушение правил технологического присоединения.

Постановлением Карельского УФАС от 29.10.2019 АО «Прионежская сетевая компания»признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, на сетевую организацию наложен административный штраф в размере 300 тыс. руб.

Из постановления административного органа следует, что АО «ПСК» нарушило установленный абз. 3 п. 15 Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФот 27.12.2004 № 861, срок направления проекта договора с техническими условиями в адрес смежной сетевой организации(20 рабочих дней со дня получения заявки).

Ответственность за указанное правонарушение установлена в ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, за повторное совершение административного правонарушения – в ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось административным органом к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, Карельским УФАС в рассматриваемом случае применена ч. 2 названной статьи КоАП РФ.

В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства по делу Карельским УФАС признано добровольное прекращение противоправного поведения АО «ПСК» и направление  договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями в адрес смежной сетевой организации до возбуждения и рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, а также применены положения ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ (конституционный принцип соразмерности наказания), и размер административного штрафа снижен до 300 тыс. руб.

Источник: Посмотреть

  • Enel оспаривает единоличную ответственность за отключения 2016 года в Конституционном Суде РФ.

29-10-2019

«Энел Россия» (подконтрольна итальянской Enel) 28 октября подала жалобу в КС на «несоразмерную ответственность субъектов электроэнергетики» за каскадные аварии, говорится в сообщении компании. «Энел Россия» просит суд проверить целый ряд правовых актов в сфере расследования аварий на соответствие Конституции. Поводом для подачи жалобы стали судебные разбирательства из-за аварии на Рефтинской ГРЭС 22 августа 2016 года: на ВЛ-220 кВ разрушился конденсатор, системы защитной автоматики ГРЭС не сработали, из-за чего на смежных с нею объектах электроэнергетики отключились шесть ЛЭП на Урале и в Сибири. В энергосистеме Сибири было прекращено снабжение 838 тыс. человек, а также заводов «Томскнефтехим» СИБУРа, КАО «Азот» (СДС «Азот»), «ЕвразЭнергоТранс». Общая мощность отключенных потребителей составила 1,35 ГВт.

По данным расследования Ростехнадзора, Рефтинская ГРЭС нарушала правила эксплуатации станций и сетей, а персонал допустил ошибки при монтаже и наладке оборудования. «Энел Россия» два года безуспешно пыталась признать недействительным акт расследования Ростехнадзора в судах вплоть до Верховного (в ноябре 2018 года).

В «Энел Россия» считают, что законодательство РФ «возлагает на одного субъекта электроэнергетики непропорциональную и несоразмерную ответственность за последствия системной каскадной аварии». Кроме того, ряд правовых актов нарушают конституционный принцип равенства, устанавливая в законе ограниченную ответственность только для одного субъекта электроэнергетики, пояснили в компании. Так, из акта расследования следует, что более ста электростанций не выполнили команды «Системного оператора» о повышении производства энергии для покрытия дефицита.

Представитель Ростехнадзора сообщил «Ъ», что ведомство составило акт расследования аварии, руководствуясь действующим законодательством. К обращению в КС «Энел Россия» в ведомстве относятся с пониманием, но не видят перспектив с учетом уже вынесенных судебных решений. В «Системном операторе» отказались комментировать жалобу, не зная ее содержания. «Россети» не ответили на запрос «Ъ».

На стороне «Энел Россия» выступают промышленные потребители. Винить во всем Enel неправильно, поскольку за настройки и работу релейной защиты и автоматики, предотвращающие каскадирование мелких аварий в системную, должны отвечать «Системный оператор» и сетевые организации, считает глава «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев.

«Энел Россия» решила подать жалобу в КС, так как боится возможных исков на возмещение ущерба от потребителей, полагают опрошенные «Ъ» юристы. Согласно существующему закону компания обязана полностью возместить ущерб всем пострадавшим от отключений, говорит советник «S&K Вертикаль» Алена Бачинская, а это «колоссальные потенциальные убытки». Пострадавшие уже выигрывали суды. Так, в июле 2018 года АО «Межрегионэнергосбыт» (структура «Газпрома») через суд взыскало с «Энел Россия» 23 тыс. руб. убытков из-за аварии на Рефтинской ГРЭС. Кроме того, «Энел Россия» получала претензию от другого потребителя, но до суда дело не дошло «из-за отсутствия причинно-следственной связи между аварией на Рефтинской ГРЭС и регионом местонахождения потребителя». Однако компании ограничены сроком исковой давности, говорит Алена Ермоленко из «ФБК Legal»: после аварии уже прошло три года и суды могут не принять жалобы.

Источник: Посмотреть

  • Верховный Суд подтвердил, что стоимость электроэнергии, отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, по правовой природе является денежным обязательством, за неисполнение которого могут быть начислены проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ (определение ВС РФ от 28.10.2019 № 308-ЭС19-18512).

Гарантирующий поставщик ПАО «ТНС энерго Кубань» обратился в арбитражный суд с иском к сетевой организации ПАО «Кубаньэнерго» о взыскании 2 722 121,73 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными в связи с несвоевременной оплатой стоимости электроэнергии, отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления.

Решением суда первой инстанции иск гарантирующего поставщика удовлетворен в полном объеме. Суд исходил из того, что обязанность сетевой организации по оплате электроэнергии, поставленной потребителю гарантирующего поставщика вследствие неисполнения уведомления гарантирующего поставщика о необходимости введения ограничения режима потребления, наступает с даты, когда обязанность по ее оплате возникла бы у потребителя.

Постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции было отменено в части взыскания с компании в пользу общества 2 618 811,45 руб., в иске в этой части отказано. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что стоимость электроэнергии, поставленной потребителю гарантирующего поставщика вследствие неисполнения сетевой организацией уведомления об ограничении ее передачи, по правовой природе является ответственностью, поэтому проценты за пользование чужими денежными средствами начисляются с даты вступления в законную силу судебного акта о взыскании стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления.

Постановлением суда округа постановление апелляционного суда отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе.

Суд округа исходил из того, что суд первой инстанции правильно квалифицировал спорную сумму, как денежное обязательство, возникшее в результате неисполнения заявки гарантирующего поставщика, за неисполнение которого могут быть начислены проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.

Суд округа указал, что поскольку п. 26 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (в редакции, действовавшей в спорный период, до 29.09.2017), содержит условие о переходе к сетевой организации, уплатившей инициатору введения ограничения стоимость электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, права требования оплаты потребителем электрической энергии (мощности) в соответствующем объеме, основания для квалификации используемого в указанном пункте термина «ответственность» как ответственности в виде законной неустойки (штрафа) или убытков отсутствуют.

Верховный Суд, отклоняя жалобу сетевой организации на решение суда первой инстанции и постановление суда округа, указал, что оснований не согласиться с выводами указанных судебных инстанций не имеется.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

 






Ваше сообщение было успешно отправлено!