ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ОТ 18.05.2020 Г.

● Признаны утратившими силу отдельные положения Правил оптового рынка электрической энергии и мощности (постановление Правительства РФ от 13.05.2020 № 672).

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2020 № 672 «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» признан утратившим силу абзац 5 пункта 43 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (далее – Правила № 1172).

Рассматриваемым абзацем пункта 43 Правил № 1172 предусмотрено, что для генерирующего объекта, в состав которого входит генерирующее оборудование, с даты выпуска которого до начала года поставки мощности прошло более 55 лет, предельный объем поставки мощности по результатам аттестации определяется на основании аттестации по результатам тестирования, проведенного в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, не ранее 1 января года, предшествующего году поставки мощности. В отсутствие результатов тестирования, проведенного в указанные для соответствующих генерирующих объектов сроки, предельный объем поставки мощности по результатам аттестации для данного генерирующего оборудования равен нулю.

Начало действия документа - 23.05.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Внесены изменения в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов)в изолированных территориальных электроэнергетических системах(приказ ФАС России от 01.04.2020 № 347/20).

Приказом ФАС России от 01.04.2020 № 347/20 «О внесении изменений в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденные приказом ФАС России от 29.05.2019 № 686/19» внесены изменения в формулы расчета:

-  одноставочной цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) (в отношении объектов по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и (или) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами);

- ставки за 1 киловатт мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем в отношении указанного потребителя) в расчетном периоде в 1 и 2 полугодии периода регулирования.

В формулах учтена цена электрической энергии и мощности, а также объем электроэнергии и величина мощности, поставляемой по двустороннему договору купли-продажи электроэнергии, произведенной на генерирующих объектах, расположенных на территориях технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, и потребляемой объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года.

Начало действия документа - 24.05.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

● Минэнерго предлагает усовершенствовать механизмы поддержки проектов возобновляемой энергетики на розничных рынках.

13-05-2020

Минэнерго России разработало и внесло в Правительство РФ пакет нормативных изменений, направленных на совершенствование механизмов поддержки проектов возобновляемой энергетики на розничных рынках.

Министерство предлагает комплексно подойти к вопросам отбора и реализации проектов по строительству ВИЭ-генерации на розничных рынках, включая:

- переход на технологически нейтральные отборы, в которых конкурируют проекты по строительству ВИЭ-генерации вне зависимости от используемой технологии производства электрической энергии по критерию минимальной цены электроэнергии от ВИЭ, что позволит сократить ценовую нагрузку на потребителей региона;

- формирование цены на электрическую энергию объектов ВИЭ-генерации исходя из цены в заявке, поданной инвестором на конкурсный отбор, но не выше утвержденного предельного уровня, а не по регулируемым тарифам. Таким образом, инвестор получает гарантированную цену на электрическую энергию на весь период окупаемости инвестиционного проекта (15 лет) и, соответственно, возможность конкурировать по критерию минимальной цены на электрическую энергию, что в совокупности с принципом проведения технологически нейтрального отбора способствует повышению конкуренции между инвесторами и дает внедрение наиболее эффективных для соответствующего региона проектов строительства ВИЭ-генерации;

- установление единых правил проведения конкурсных отборов проектов по строительству ВИЭ-генерации для всех регионов, по итогам которых будут формироваться перечни планируемых к реализации проектов с указанием ежегодных объемов поставки электрической энергии объектами ВИЭ-генерации и цен на производимую ими электрическую энергию;

- установление обязанности сетевых организаций заключить договоры купли-продажи электроэнергии в целях компенсации потерь с победителями отборов до начала реализации инвестиционного проекта, что позволяет облегчить привлечение заемного финансирования на реализацию проекта;

- установление требований по минимальной доле использования невозобновляемых источников энергии для объектов ВИЭ-генерации, использующих комбинированные виды топлива. Такой подход повышает инвестиционную привлекательность проектов ВИЭ, предусматривающих использование традиционного топлива в допустимых объемах, без снижения экономических показателей таких проектов, а также позволит исключить необходимость предоставления сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на объектах ВИЭ-генерации, для продажи электрической энергии сетевыми организациями в целях компенсации потерь;

- сокращение перечня предоставляемых для квалификации объекта ВИЭ-генерации документов, в том числе исключение необходимости предоставления проектной документации для объектов, использующих только возобновляемые источники энергии, а также на сокращение сроков проведения квалификации объекта ВИЭ-генерации.

Минэнерго России полагает, что указанные новации способны дать стимулы для широкого внедрения на розничных рынках электрической энергии объектов ВИЭ мощностью менее 25 МВт, что повысит надежность электроснабжения за счет диверсификации источников энергии, даст толчок к развитию инновационной активности и внедрению новых видов генерации, приспособленных к местным реалиям, а также будет способствовать достижению целей Парижского соглашения и Целей устойчивого развития, определенных Генеральной Ассамблеей ООН.

Источник: Посмотреть

В Совфеде предложили зафиксировать тарифы на электроэнергию.

15-05-2020

В Совфеде призвали не повышать тарифы, в том числе на электроэнергию в 2020 году, письмо с такой просьбой направлено и.о. премьер-министра Андрею Белоусову, пишут «Известия». Инициативу поддержали в Госдуме.

Сохранение цен на электричество на прежнем уровне поможет гражданам легче пережить период пандемии, заявил член комитета Совета Федерации по социальной политике Сергей Леонов. Он обратился к и.о. председателя Правительства Андрею Белоусову с просьбой дать поручение ФАС внести изменения в действующий приказ о тарифах на электроэнергию, сохранив цены на прежнем уровне. Его инициативу поддержал председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. По его словам, повышать тарифы на электроэнергию сейчас не следует, важно сохранить надежность и безопасность работы энергосистемы. Также и снижать тарифы на энергоресурсы сегодня нецелесообразно, пояснил Завальный.

По мнению экспертов, власти могут пойти на заморозку индексации, но в таком случае необходимо будет найти источник компенсаций для компаний-поставщиков. В ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» скептически отнеслись к предложению из Совфеда. По мнению директора департамента по связям с органами власти организации Натальи Готовой, история показывает, что обескровливание инфраструктурных отраслей всегда давало толчок к дальнейшему ухудшению положения всей экономики. В настоящее время сетевые компании работают в режиме повышенной готовности в связи с пандемией, эти расходы не учтены при принятии тарифно-балансовых решений на 2020 год, заявила она.

Источник: Посмотреть

● УФАС возбудило дело против комитета по тарифам Ленобласти и «Ленэнерго» из-за нарушения конкуренции.

15-05-2020

Антимонопольное ведомство предполагает, что тарифный регулятор и «Ленэнерго» хотят вытеснить АО «ЛОЭСК» с рынка электроэнергетики.

Ленинградское УФАС России возбудило дело в отношении комитета по тарифам и ценовой политики Ленобласти и ПАО «Ленэнерго». Как сообщили телеканалу «Санкт-Петербург» в пресс-службе антимонопольного ведомства, они подозреваются в нарушении Закона о защите конкуренции.

УФАС полагает, что областной тарифный регулятор заключил антиконкурентное соглашение с «Ленэнерго» и безосновательно исключил 1 миллиард рублей из выручки АО «Ленинградская областная электросетевая компания» за 2019 год. Эти действия грозят полному устранению компании с рынка электроэнергетики.

В декабре 2019 года по заявлению АО «ЛОЭСК» антимонопольщики уже провели внеплановую выездную проверку комитета. В 2018 году также была организована плановая проверка ФАС России. Тогда в действиях Комитета были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен, допущенные при установлении тарифов на электроэнергию на 2016-2018 годы для АО «ЛОЭСК» и ПАО «Ленэнерго». Чиновникам были выданы предписания об устранении нарушений. Однако предписания так и не были исполнены, а тарифная политика комитета по-прежнему носит дискриминационный характер.

Антимонопольное ведомство полагает, что ПАО «Ленэнерго» намерено приобрести АО «ЛОЭСК». Для этого могло быть произведено снятие крупной суммы, чтобы купить актив компании по заниженной стоимости.

Источник: Посмотреть

ФАС оштрафовала МОЭСК на 600 тыс. руб.

15-05-2020

Московским областным УФАС России в отношении ПАО «Московская объединённая электросетевая компания» вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении на сумму 600 тыс. руб. Об этом говорится в сообщении службы.

Ранее в УФАС обратился житель города Люберцы Московской области с жалобой на нарушение МОЭСК правил технологического присоединения.

По результатам рассмотрения указанной жалобы установлено, что МОЭСК не выполнила мероприятия по договору об осуществлении технологического присоединения в срок, установленный правилами технологического присоединения.

В связи с тем, что данное правонарушение совершено МОЭСК повторно, компания привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Одновременно с постановлением о наложении штрафа, МОЭСК выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению указанных административных правонарушений.

Справочно: ПАО «Московская объединённая электросетевая компания» (МОЭСК, ИНН 5036065113) - крупнейшая Межрегиональная распределительная сетевая компания России, входит в тройку ведущих энергокомпаний страны. МОЭСК обслуживает 98% потребителей Москвы и 95% потребителей на территории Московской области. Основные виды деятельности - оказание услуг по транспортировке электроэнергии потребителям и техприсоединение к электрическим сетям. В состав компании входит 611 подстанций 35-220 кВ суммарной трансформаторной мощностью более 49.99 тыс. МВА, свыше 38 тыс. ТП 6-10 кВ мощностью 26 тыс. МВА, более 73 тыс. км воздушных линий и 79.3 тыс. км кабельных сетей. Основными акционерами МОЭСК являются ПАО «Российские сети» (50.9%), ЗАО «Лидер» (17.6%), АО «Газпромбанк» (9.77%), ООО «УК «Агана» (6.19%) и ООО «ОЭК-Финанс» (5.05%). Чистая прибыль ПАО «МОЭСК» по МСФО за 2019 год выросла на 23.1% до 8.107 млрд. руб. с 6.586 млрд. руб. годом ранее. Выручка увеличилась на 1.2% до 161.463 млрд. руб. со 159.485 млрд. руб., показатель EBITDA - на 5.4% до 39.97 млрд. руб. с 37.906 млрд. руб. Чистая прибыль МОЭСК за I квартал 2020 года выросла на 38.3% до 4.592 млрд. руб. с 3.32 млрд. руб. годом ранее. Выручка выросла на 0.4% и составила 42.011 млрд. руб. против 41.845 млрд. руб. Выручка от передачи электроэнергии сократилась на 0.6% до 40.031 млрд. руб. с 40.264 млрд. руб. Показатель EBITDA увеличился на 11.4% до 13.273 млрд. руб. с 11.915 млрд. руб.

Источник: Посмотреть

● Верховный Суд признал законным вывод судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что категория надежности электроснабжения при осуществлении технологического присоединения обуславливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению снабжения энергопринимающих устройств заявителя (определение ВС РФ от 13.05.2020 № 307-ЭС20-7563).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» обратилось в арбитражный суд с иском к ПАО «МРСК Северо-Запада» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства компании (далее - договоры).

При заключении договоров у сторон возникли разногласия относительно распределения обязанностей по осуществлению технологических мероприятий, направленных на обеспечение второй категории надежности (создание независимых резервных источников снабжения электрической энергией).

Решением арбитражного суда первой инстанции спорные пункты договоров приняты в редакции сетевой организации и на заявителя (унитарное предприятие) возложена обязанность по обеспечению второй категории надежности (созданию независимых резервных источников снабжения электрической энергией).

Постановлением арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением окружного суда, решение суда первой инстанции изменено, и спорные пункты приняты в редакции унитарного предприятия.

Не согласившись с постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, сетевая организация ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилась в Верховный Суд с жалобой и просила вышеуказанные акты судов отменить, оставив без изменения решение суда первой инстанции.

Однако Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы сетевой компании и отметил, что категория надежности электроснабжения при осуществлении технологического присоединения обуславливает содержание обязательств ответчика (сетевой организации) по обеспечению снабжения энергопринимающих устройств истца (заявителя).

Руководствуясь пунктами 2, 3, подпунктом «а»(2) пункта 25 Правил технологического присоединения…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а также, принимая во внимание пункт 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, согласно которым категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, суды апелляционной и кассационной инстанций сделали правильный вывод о том, что технологическое присоединение объекта заявителя (унитарное предприятие) по второй категории надежности возлагает на сетевую организацию обязанность по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств именно по данной категории и по выполнению мероприятий по технологическому присоединению (созданию независимых резервных источников снабжения электрической энергией) до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!