ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ОТ 24.12.2020 Г.

  • 19 декабря вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 402-ФЗ, устанавливающий обязанность работников в сферах электроэнергетики и теплоснабжения проходить подготовку и получать подтверждение готовности к работе.

Федеральным законом от 08.12.2020 № 402-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 23.2 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что в целях поддержания уровня квалификации, подтверждения знания требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, требований охраны труда и иных требований в сфере электроэнергетики, а также в целях поддержания уровня квалификации, подтверждения знания требований безопасности в сфере теплоснабжения необходимых для выполнения работниками организаций своих трудовых функций, отдельные категории работников обязаны проходить подготовку и получать подтверждение готовности к работе в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

В случае, если штатная численность организации не позволяет осуществлять подтверждение готовности ее работников к работе в сфере электроэнергетики в части проверки знания ими требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и требований охраны труда, а также в сфере теплоснабжения в части проверки знания ими требований безопасности в сфере теплоснабжения, такое подтверждение осуществляется комиссией, формируемой Ростехнадзором.

Предусмотрены специальные правила в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Начало действия документа – 19.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • По делу «Оборонэнергосбыта» вынесли приговоры.

14-12-2020

Руководство поставщика электроэнергии для Минобороны признали виновным в особо крупном мошенничестве.

Таганский районный суд Москвы вынес обвинительный приговор пятерым фигурантам дела о хищении более чем 2,9 млрд. руб. у компании «Оборонэнергосбыт» (ч. 4 ст. 159 УК РФ), сообщил ТАСС 14 декабря со ссылкой на ГВСУ СКР. Всех подсудимых признали виновными и приговорили к реальным срокам от семи до 12 лет.

По версии обвинения, «Оборонэнергосбыт» был монопольным поставщиком электроэнергии воинским частям и предприятиям Минобороны. В 2010–2016 годах преступная группа в руководстве компании неправомерно завышала стоимость электроэнергии и похитила таким образом около 2,9 млрд. руб. В результате у министерства возникли многомиллиардные долги за электроснабжение.

Таганский суд приговорил бывшего генерального директора предприятия Михаила Фомина к 12 годам заключения и штрафу в 1 млн. руб., его зама Максима Воронкова – к 11 годам и аналогичному штрафу, а бывшего директора департамента по реализации электроэнергии Игоря Быкова – к семи годам колонии и 800 тыс. руб. штрафа. Иван Лошкарев, ещё один бывший начальник отдела в «Оборонэнергосбыте», получил девять лет колонии и штраф в 800 тыс. руб., а бывший гендиректор фирмы «Энергобаланс-Регион» Алексей Ионов, который признал вину и частично компенсировал ущерб, получил семь лет реального срока и штраф в 800 тыс. руб.

Ранее суд в особом порядке рассмотрел дела в отношении бывших замдиректора «Оборонэнергосбыта» Евгения Юдинских и ОАО «28 электрическая сеть», филиала компании, Петра Коника. Они пошли на сделку со следствием и получили три года и пять лет колонии соответственно. В международный розыск объявлены экс-гендиректор «Оборонэнергосбыта» Александр Змихновский, предполагаемый организатор преступления, а также бывший гендиректор ООО «Техносоюз» Роберт Хакимов.

Источник: Посмотреть

  • 16 декабря вступило в силу постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2005,  которое усовершенствовало регулирование отдельных отношений с участием владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2005 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования регулирования отношений с участием владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» определено, что если заявление о заключении договора об оказании услуг по передаче электрической энергии направлено собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и при этом указанный собственник или иной законный владелец ограничен в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, такой собственник или иной законный владелец обязан направить заявителю в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления уведомление об отсутствии возможности заключения договора с заявителем и необходимости заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

При установлении в соответствии абз. 4 п. 80 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии:

- норма доходности капитала устанавливается равной для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и других собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;

- расходы на финансирование капитальных вложений за счет расходов из прибыли не учитываются при установлении цен (тарифов) для указанных собственников или иных законных владельцев;

- переоценка основных средств, проведенная в течение календарного года, предшествующего году, в котором в установленном порядке принято решение об отнесении входящих в состав таких средств объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети либо после принятия такого решения, не учитывается при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию в целях установления цен (тарифов) для указанных собственников или иных законных владельцев.

Уточняется, что с начала очередного расчетного периода регулирования устанавливаются:

- индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии;

- цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Начало действия документа – 16.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Уточнены некоторые положения Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (постановление Правительства РФ от 11.12.2020 № 2077).

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2020 № 2077 «О внесении изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в части применения метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки при расчете регулируемых цен (тарифов)» установлено, что при расчете регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для поставщиков - субъектов оптового рынка, владеющих на праве собственности или на ином законном основании тепловыми электростанциями, функционирующими на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности Дальнего Востока (Южно-Якутский, Западный и Центральный районы Республики Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область), с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в неподконтрольные расходы включаются понесенные расходы, связанные с отклонением цен на топливо, определенных в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, от плановых цен на топливо, учтенных при установлении тарифов на электрическую энергию для тепловых электростанций, принадлежавших на праве собственности или на ином законном основании указанным поставщикам - субъектам оптового рынка в течение периода применения метода индексации тарифов.

Начало действия документа – 22.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Признан утратившим силу Административный регламент исполнения Минэнерго России государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (приказ Минэнерго России от 07.09.2020 № 754).

В связи с исключением из перечня государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) государственной функции «Осуществление государственного контроля ‎за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» (письмо Министерства экономического развития РФ от 07.06.2019 № Д09и-19095), Административный регламент исполнения Минэнерго России государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденный приказом Минэнерго России от 03.08.2012 № 365, утратил свою актуальность; издан приказ Минэнерго России от 07.09.2020 № 754 «О признании утратившим силу приказа Минэнерго России от 3 августа 2012 г. № 365 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время Минэнерго России разрабатывается Порядок осуществления Министерством энергетики РФ проверок в рамках контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, который будет утвержден соответствующим приказом.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 11.12.2020 за № 61427.

Начало действия документа – 25.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • Утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), выработанную производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка (приказ ФАС России от 14.09.2020 № 837/20).

Приказом ФАС России от 14.09.2020 № 837/20 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), выработанную производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, и приобретаемую гарантирующим поставщиком» утверждены настоящие Методические указания, которые учитывают произошедшие с 2016 года изменения законодательства в части порядка ценообразования на территориях, отнесенных к неценовым зонам.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.12.2020 за № 61448.

Начало действия документа – 25.12.2020.

Ссылка на документ: Посмотреть

  • 16 декабря Государственная Дума ФС РФ одобрила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения положений, устанавливающих административную ответственность за непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов))» (законопроект № 7185-7).

В настоящее время, законодательно сформулированное правомочие государственных органов (как федеральных, так и региональных) на истребование информации, связанной с установлением, изменением и применением тарифов и надбавок, имеет лишь частично корреспондирующую данному полномочию норму ответственности за неисполнение законного требования государственного органа (только в части сведений, касающихся исключительно тарифов).

Части 1 и 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за непредставление (представление недостоверных) сведений в регулирующий орган, устанавливают такую ответственность только в случаях, когда обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

В практике правоприменения возникают ситуации, когда обязательность представления запрашиваемых тарифным органом сведений связана с установлением иной, за исключением тарифа, разновидности стоимостной доминанты.

Так, согласно п. 3 и 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» на оптовом и (или) на розничных рынках помимо непосредственно цен (тарифов) государственному регулированию подлежат также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии и плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. В рассматриваемом случае имеют место такие юридические дефиниции, как «плата», «сбытовая надбавка», «стандартизированная тарифная ставка».

Пункты 6 и 7 ст. 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» устанавливают права федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов запрашивать и получать у организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организаций коммерческой инфраструктуры информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом № 35-Ф3.

Применительно к этому, установленная в статье 19.7.1 КоАП РФ ответственность лишь за непредставление (представление недостоверных) сведений, связанных с изменением, введением или отменой исключительно тарифов, представляет собой нарушение принципа логической целостности, полноты и взаимосвязанности правовых институтов, что влечет возможность злоупотребления правом со стороны хозяйствующих субъектов, а также невозможность осуществления государственными органами возложенных полномочий на качественном и эффективном уровне.

С учетом изложенного, в целях устранения нормативных коллизий предлагается внести в ч. 1 и 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ изменения, направленные  на уточнение понятийного аппарата.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

  • 15.12.2020 Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. N 726 в части ее наделения полномочиями по рассмотрению вопросов реализации федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией».

Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам перспективного развития электроэнергетики в Российской Федерации.

Проект постановления Правительства РФ направлен на закрепление в положении о Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики полномочий по реализации федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» в составе комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р.

 Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта

ID проекта: 01/01/12-20/00111651

Ссылка на проект: Посмотреть

  • 17.12.2020 ФАС России на официальном портале проектов НПА https://regulation.gov.ru/ разместила проект приказа «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для потребителей на 2021 год (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий)».

Проект приказа ФАС России разработан в соответствии с абз. 6 п. 62 и абз. 4 п. 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

Проект разработан на основании действующего приказа ФАС России от 17.12.2019 № 1683/19 с учетом предложений, направленных в адрес ФАС России АО «СО ЕЭС».

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/12-20/00111795

Ссылка на проект: Посмотреть

  • Верховный Суд согласился с выводами суда округа, который отменил постановление Иркутского УФАС, вынесенное в отношении сетевой организации (определение ВС РФ от 14.12.2020 № 302-ЭС20-19581).

ОАО «Иркутская электросетевая компания» (Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Иркутскому УФАС России об отмене постановления, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, наложен штраф 300 тыс. руб.

В качестве третьего лица по делу привлечен А.А. Корякин, которым была подана жалоба на сетевую организацию в Иркутское УФАС. 

Решением арбитражного суда первой инстанции заявленное требование удовлетворено. Постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано. Арбитражный суд округа постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.

Не согласившись с постановлением суда округа, Иркутское УФАС и А.А. Корякин обратились в Верховный Суд с кассационными жалобами, в которых просили постановление суда округа отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителей, о чем вынес определение от 14.12.2020 № 302-ЭС20-19581.

Как следует из судебных актов, антимонопольный орган вменяет Обществу нарушение установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, выразившееся в несоставлении акта о выполнении технических условий.

Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции, суд округа руководствовался положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств …, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, и исходил из установленных судом первой инстанции обстоятельств вмененного правонарушения, без учета которых суд апелляционной инстанции признал постановление о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным.

Соглашаясь с постановлением суда кассационной инстанции, Верховный Суд указал, что судом округа верно отмечено, что с учетом вмененного антимонопольным органом нарушения Общество не могло составить акт о выполнении технических условий, так как технические условия по договору не были выполнены; обстоятельства правомерности переноса прибора учета в иное место, отличное от границы балансовой принадлежности, антимонопольным органом при производстве по делу об административном правонарушении и принятии оспариваемого постановления не устанавливались, иные нарушения не вменялись, указанные выводы в жалобах не опровергнуты.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть






Ваше сообщение было успешно отправлено!